Тема: Картины жизни русского дворянства в романе
Цель урока: Обобщение, систематизация и углубление материала по теме “Изучение романа “Война и мир” Л.Н. Толстого”.
Развитие интереса к творчеству Л.Н. Толстого.
Расширение представления о личности и творчестве писателя.
Дать характеристику героям романа;
научить аргументированно отвечать;
развивать творческое мышление;
воспитывать интерес к чтению классической литературы
Дата: Класс: 10 урок 36
Тема: Картины жизни русского дворянства в романе
Цель урока: Обобщение, систематизация и углубление материала по теме “Изучение романа “Война и мир”
Л.Н. Толстого”.
Развитие интереса к творчеству Л.Н. Толстого.
Расширение представления о личности и творчестве писателя.
Деятельность учителя
3
мин.
5
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. С помощью
разрезанных пазлов делит класс на группы.
II. Мотивация к изучению нового материала.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к
теме нового урока.
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы.
Ученики отвечают на
вопросы учителя.
нагляднос
ти
пазлы
карточки
1. Почему Толстой показал значительную часть событий
Бородинского сражения в восприятии Пьера?
2. Какое значение для Пьера имели слова солдата:«Всем
народом навалиться хотят…»гл. 20?
3. как раскрываются характеры исторических лиц и
главных героев романа в центральной сцене – описание
Бородинского боя.
4. Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей
подводит накануне сражения?
5. Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была
здорова, ей мог служить чужой» гл. 25.
6. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте
патриотизма. Гл. 25?
7. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и
фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра»
гл. 26,29?
8. Как раскрывается истинный героизм народа в одном из
эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)?
9. С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком
Гл. 29?
10. В чем видит автор силу и мудрость Кутузова гл. 35?
11. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственнойпобеде русского войска гл.39?
20
мин.
Актуализация знаний. Учитель читает ученикам притчу.
Составление ассоциативной карты.
ВОЙНА И МИР
учебник
плакат
Демонстрируют свои
знания. Отвечают на
вопросы учителя.
Ученики проявляют
свои знания по
творчеству писателя.
Задание для группы
1 группа
О ком хотел написать Л.Н.Толстой по первоначальному
замыслу, начав работу над романом? (о декабристах)
Назовите годы создания романа “Война и мир”. (1863 –
1869)
Сколько лет охватывает роман? (15 лет, с 1805 – 1820).
1 задание
1.
Назовите важнейшую битву в войне 1812 года. Почему
она так называется?
Какой приём художественной выразительности
использован в названии романа? (антитеза)
Расскажите о первой любви Наташи Ростовой. Кого она
2.
3.
любила, чем закончилась? (к Б. Друбецкому)
Узнай героя.
4.
“… говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор
всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал,
пока говорили о чёмнибудь, не имеющем прямого к нему
отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов,
не испытывая и не производя в других ни малейшего
замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он
начинал говорить пространно и с видимым удовольствием”.
2 группа
1.
Назовите основные события первой части первого тома,
вокруг которых развивается действие. Роль этой части в
композиции романа. (экспозиция)
2.
Подготовленный учащийся читает “Бородино” М.
Ю. Лермонтова. Вопрос: как называется и чему3.
посвящено это произведение? (25ой годовщине
Бородинской битвы)
Узнать героя по описанию: “Он говорил на том
изысканном французском языке, на котором не только
говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими,
покровительственными интонациями, которые свойственны
состарившемуся в свете и при дворе значительному
человеку. Он подошёл к Анне Павловне , поцеловал её руку,
подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и
покойно уселся на диване
3 группа
1.
Кто из главных героев был ранен в Аустерлицком
сражении?
Узнай героя: “Черты его лица были те же , как и у сестры
2.
, но у той всё освещалось жизнерадостной, самодовольной,
молодой , неизменной улыбкой и необычайной, античной
красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было
отуманено идиотизмом и неизменно выражало
самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и
слабо. Глаза, нос, рот всё сжималось как будто в одну
неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда
принимали неестественное положение”.
Вопросы для для группы .
К кому и как успешно сватался Анатоль Курагин в
первом томе?
В какой сцене мы знакомимся с Кутузовым? Каким он
Какие временные рамки 2 тома?
Обстоятельства знакомства Николая Ростова и княжны
Марьи.
Что назвал Толстой “дубиной народной
войны”. (партизанскую войну)
предстал?
1 группа
1.
2.
3.
Узнай героя: “…был небольшого роста, весьма красивый
молодой человек с определёнными и сухими чертами . Всё в
его фигуре , начиная от усталого , скучающего взгляда до
тихого мерного шага, представляло самую резкую
противоположность с его маленькою оживлённою женой.
Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были
знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и
слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)
2 группа
1.
Кто из известных вам поэтов был участником
2.
3.
Бородинской битвы? (П. Вяземский)
Назовите главные сражения 1805 года. В каком из них
русские войска победили?
Узнай героя: “…была так хороша, что не только не было
в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто
было совестно за свою несомненную и слишком сильную и
победительно действующую красоту. Она как будто желала
и не могла умалить действие своей красоты”. (Элен
Курагина)Демонстрируют свои
знания.
3 группа
1.
Кто и кому произнёс слова: “Там, где вы, там зло и
разврат”. (Пьер о Элен)
2.
Узнай героя: “Её хорошенькая, с чуть черневшимися
усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее
она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и
опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне
привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы
и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её
красотой”. (Лиза Болконская)
Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит
закрепление урока.
Вопросы для закрепление
1.
В каком эпизоде романа Толстой наиболее ярко показал
двуличие царя, со злобным шипением назвавшего Кутузова
“старый комедиант”? (во время приезда к армии после
разгрома нашествия Наполеона)
10
мин.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Как сам Толстой определил жанр “Войны и мира”?
Кого из героев романа, типичного представителя 1
четверти XIX века, А.И.Герцен назвал “дрянью
Александровского поколения”.(Бориса Друбецкого)
Кого Тушин называл Матвеевной? (пушку)
Кто из героев говорит в эпилоге: “ Тайное общество,
враждебное и вредное, которое может породить только зло,
… долг и присяга превыше его”. “Вели мне сейчас Аракчеев
идти на вас с эскадроном гусар и рубить – ни на минуту не
задумаюсь и пойду”. (Н.Ростов)
Чьими глазами мы видим Бородинское сражение?
(Пьера)
Кто становится членом тайного общества в финале
романа?
Кульминация всего романа?
Кому принадлежат слова? “Не думай, что горе сделали
люди. Люди орудие всего… Горе послано им, а не людьми.
Люди его орудие, они не виноваты. Ежели тебе кажется,
что ктонибудь виноват перед тобой, забудь это и прости.
Мы не имеем права наказывать. И ты поймёшь счастье
прощать”. (Кн. Марья – кн. Андрею).
Кто был награждён Георгиевским крестом? (Николай
Ростов)
Кто это? “В этот день ужасный вид поля сражения
победил ту душевную силу, в которой он полагал свою
заслугу и величие… Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными
глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на
складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и
не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина)
Через какой образ природы Толстой изображает
Бородинское сражение? Как он меняется?
Кто спас ребёнка в горящей Москве?
Кто задумал убить Наполеона?
Как погибает Платон Каратаев?Философия истории Толстого.
Сколько героев в романе? (более 500)
16.
17.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
5
мин.
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
Дерево
Блоба
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________