Русская литература 10 класс Картины жизни русского дворянства в романе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Картины жизни русского дворянства в романе Цель урока: Обобщение, систематизация и углубление материала по теме “Изучение романа “Война и мир” Л.Н. Толстого”. Развитие интереса к творчеству Л.Н. Толстого. Расширение представления о личности и творчестве писателя. Дать характеристику героям романа; научить аргументированно отвечать; развивать творческое мышление; воспитывать интерес к чтению классической литературы
Иконка файла материала 36.docx
Дата:                                                                                          Класс: 10    урок 36 Тема:  Картины жизни русского дворянства в романе Цель урока:  Обобщение, систематизация и углубление материала по теме “Изучение романа “Война и мир” Л.Н. Толстого”. Развитие интереса к творчеству Л.Н. Толстого. Расширение представления о личности и творчестве писателя. Деятельность учителя 3  мин. 5  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью  разрезанных пазлов делит класс на группы. II. Мотивация к изучению нового материала.  С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к  теме нового урока. Деятельность обучающихся Ученики  осмысливают  поставленную цель.  Делятся на группы. Ученики отвечают на вопросы учителя. нагляднос ти пазлы карточки 1. Почему Толстой показал значительную часть событий  Бородинского сражения в восприятии Пьера? 2. Какое значение для Пьера имели слова солдата:«Всем  народом навалиться хотят…»гл. 20? 3. как раскрываются характеры исторических лиц и  главных героев романа в центральной сцене – описание  Бородинского боя. 4. Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей  подводит накануне сражения? 5. Объясните слова  князя Андрея: «пока Россия была  здорова, ей мог служить чужой» гл. 25. 6. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте  патриотизма. Гл. 25? 7. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и  фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра»  гл. 26,29? 8. Как раскрывается истинный  героизм народа в одном из  эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)? 9. С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком  Гл. 29? 10. В чем видит автор силу и мудрость Кутузова гл. 35? 11. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственнойпобеде русского войска гл.39? 20  мин. Актуализация знаний. Учитель читает ученикам притчу. Составление ассоциативной карты. ВОЙНА  И МИР  учебник плакат Демонстрируют свои знания. Отвечают на  вопросы учителя. Ученики проявляют  свои знания по  творчеству писателя.   Задание для группы  1 группа  О ком хотел написать Л.Н.Толстой по первоначальному  замыслу, начав работу над романом? (о декабристах) Назовите годы создания романа “Война и мир”. (1863 –  1869) Сколько лет охватывает роман? (15 лет, с 1805 – 1820). 1 задание  1. Назовите важнейшую битву в войне 1812 года. Почему  она так называется? Какой приём художественной выразительности  использован в названии романа? (антитеза) Расскажите о первой любви Наташи Ростовой. Кого она  2. 3. любила, чем закончилась? (к Б. Друбецкому) Узнай героя. 4. “… говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор  всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал,  пока говорили о чём­нибудь, не имеющем прямого к нему  отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов,  не испытывая и не производя в других ни малейшего  замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он  начинал говорить пространно и с видимым удовольствием”. 2 группа  1. Назовите основные события первой части первого тома,  вокруг которых развивается действие. Роль этой части в  композиции романа. (экспозиция) 2. Подготовленный учащийся читает “Бородино” М.  Ю. Лермонтова. Вопрос: как называется и чему3. посвящено это произведение? (25­ой годовщине  Бородинской битвы) Узнать героя по описанию: “Он говорил на том  изысканном французском языке, на котором не только  говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими,  покровительственными интонациями, которые свойственны  состарившемуся в свете и при дворе значительному  человеку. Он подошёл к Анне Павловне , поцеловал её руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и  покойно уселся на диване 3 группа  1. Кто из главных героев был ранен в Аустерлицком  сражении? Узнай героя: “Черты его лица были те же , как и у сестры 2. , но у той всё освещалось жизнерадостной, самодовольной,  молодой , неизменной улыбкой и необычайной, античной  красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было  отуманено идиотизмом и неизменно выражало  самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и  слабо. Глаза, нос, рот­ всё сжималось как будто в одну  неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда  принимали неестественное положение”.                Вопросы для   для группы .  К кому и как успешно сватался Анатоль Курагин в  первом томе? В какой сцене мы знакомимся с Кутузовым? Каким он   Какие временные рамки 2 тома? Обстоятельства знакомства Николая Ростова и княжны  Марьи. Что назвал Толстой “дубиной народной  войны”. (партизанскую войну) предстал?  1 группа  1. 2. 3. Узнай героя: “…был небольшого роста, весьма красивый  молодой человек с определёнными и сухими чертами . Всё в  его фигуре , начиная от усталого , скучающего взгляда до  тихого мерного шага, представляло самую резкую  противоположность с его маленькою оживлённою женой.  Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были  знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и  слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский) 2 группа  1. Кто из известных вам поэтов был участником  2. 3. Бородинской битвы? (П. Вяземский) Назовите главные сражения 1805 года. В каком из них  русские войска победили? Узнай героя: “…была так хороша, что не только не было  в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто  было совестно за свою несомненную и слишком сильную и  победительно действующую красоту. Она как будто желала  и не могла умалить действие своей красоты”. (Элен  Курагина)Демонстрируют свои знания. 3 группа  1. Кто и кому произнёс слова: “Там, где вы, там зло и  разврат”. (Пьер о Элен) 2. Узнай героя: “Её хорошенькая, с чуть черневшимися  усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и  опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне  привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы  и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её  красотой”. (Лиза Болконская) Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит  закрепление урока.                        Вопросы для закрепление  1. В каком эпизоде романа Толстой наиболее ярко показал  двуличие царя, со злобным шипением назвавшего Кутузова  “старый комедиант”? (во время приезда к армии после  разгрома нашествия Наполеона) 10  мин. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Как сам Толстой определил жанр “Войны и мира”? Кого из героев романа, типичного представителя 1  четверти XIX века, А.И.Герцен назвал “дрянью  Александровского поколения”.(Бориса Друбецкого) Кого Тушин называл Матвеевной? (пушку) Кто из героев говорит в эпилоге: “ Тайное общество,  враждебное и вредное, которое может породить только зло,  … долг и присяга превыше его”. “Вели мне сейчас Аракчеев  идти на вас с эскадроном гусар и рубить – ни на минуту не  задумаюсь и пойду”. (Н.Ростов) Чьими глазами мы видим Бородинское сражение?  (Пьера) Кто становится членом тайного общества в финале  романа? Кульминация всего романа? Кому принадлежат слова? “Не думай, что горе сделали  люди. Люди­ орудие всего… Горе послано им, а не людьми.  Люди ­ его орудие, они не виноваты. Ежели тебе кажется,  что кто­нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости.  Мы не имеем права наказывать. И ты поймёшь счастье  прощать”. (Кн. Марья – кн. Андрею). Кто был награждён Георгиевским крестом? (Николай  Ростов) Кто это? “В этот день ужасный вид поля сражения  победил ту душевную силу, в которой он полагал свою  заслугу и величие… Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными  глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на  складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и  не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина) Через какой образ природы Толстой изображает  Бородинское сражение? Как он меняется? Кто спас ребёнка в горящей Москве? Кто задумал убить Наполеона? Как погибает Платон Каратаев?Философия истории Толстого. Сколько героев в романе? (более 500) 16. 17. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.  5  мин.  2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. Дерево  Блоба стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников,  пишут телеграммы. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Посмотрите также