Русская литература 10 класс «Мысль народная» в романе. Картины мира и войны.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Мысль народная» в романе. Картины мира и войны. Цель урока: познакомить учеников с особенностями описания войны, философскими взглядами писателя на эту проблему, его понимание патриотизма, определить роль народных масс в романе и нравственное величие простых людей. Результаты: Учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; пересказывают описание батальных сцен, выражая собственное отношение к изображаемому; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли отдельной личности в истории.
Иконка файла материала 35.docx
Дата:                                                                                           Класс: 10      урок 35 Тема:  «Мысль народная» в романе. Картины мира и войны. Цель   урока:   познакомить    учеников  с   особенностями   описания     войны,   философскими   взглядами писателя  на эту проблему, его понимание патриотизма, определить роль  народных масс в романе и нравственное величие  простых людей. Результаты: Учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них;  анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в  романе­эпопее; пересказывают описание батальных сцен, выражая собственное отношение к изображаемому; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли отдельной личности в истории. наглядности Деятельность учителя Деятельность обучающихся 3  мин. 5  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха II. Мотивация к изучению нового материала.  С помощью наводящих вопросов, учитель подводит  учащихся к теме нового урока. Ученики осмысливают  поставленную цель.  Ученики отвечают на  вопросы учителя. карточки ­Представьте, что вы один из солдат в строю или  артиллерист у пушки? Ваши чувства. Вы боитесь  смерти? ­ Как показано поле боя утром? ­ Что больше описывает Л.Н.Толстой , показывая  утро Бородинского сражения? ­Что чувствуете при описании войска? ­Какое чувство  переполняло каждого солдата на  поле боя? ­Что такое «скрытая теплота»? 20  мин. III. Актуализация знаний Беседа. П р о в о д и т   в и к т о р и н у  «Узнай автора». используя метод кластера составить схему учебник Демонстрируют свои  знания. Отвечают на  вопросы учителя. Ученики проявляют  свои знания по  творчеству писателя.ВОЙНА Задание: закончить предложение по смыслу. 1 Л.Н.Толстого называют……………………. 2 Педагогическая деятельность Т. заключается в … 3 Главная отличительная черта семьи  Л.Н.Толстого………. 4 Ясная Поляна – это………………………………….. 5 Л.Н.Толстой пошёл служить в армию потому  что….. 6 Л.Н.Толстой  участвовал в………………войне 7 Крымской войне он посвятил …………………….. 8 Своё первое произведение………….. Л.Н.Толстой напечатал в ………….. 9 Перелом в мировоззрении писателя  произошёл…………. году 10 Л.Н.Толстой выступал за………………….  против………10  мин. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит  закрепление урока. Демонстрируют свои  знания. Истинные патриоты – это русские  люди, чувствующие  общность, когда Отечество в опасности.  Недаром в  труднейший период жизни Пьер Безухов, оказавшись на  Бородинском поле, приходит к убеждению, что истинное счастье в слиянии с народом: «Солдатом быть, просто  солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом». Переходим к следующему вопросу, который волновал  писателя.  .Воля истории и воля народа. Сообщения   группы. Вывод. .Какая сила движет народами?  Л.Толстой большие исторические события  рассматривает как результат движения масс, а не деяния  различных царей, полководцев и министров. Т.4.ч.3. гл.1.3. « Что касается  исторической  деятельности, то  свободным субъектом и свободной причиной этой  деятельности  может быть только народ в целом, а не  отдельное лицо, на какой бы ступени власти оно ни   стояло, чтобы оно ни думало об историческом значении   своих дел – и что бы об этом значении ни думали другие   ­ современники, историки, философы». Отсюда и « царь есть раб истории». Толстой отрицает  волю и власть одного лица. Человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к  власти. Он справедливо  развенчивал Преувеличенные представления о роли личности в  истории, а временами готов  был отрицать вообще эту  роль. Великосветское общество считало, что царь и история  одно и то же. От воли и усилий простых и обыкновенных  людей зависит исход исторических событий. На войне,  как и вообще в истории человечества, деятельность  людских масс, связанных единством чувства и  стремлений, определяет ход событий.История доказывает правильность суждений  Л.Н.Толстого о роли  личности в истории. (Великая Отечественная война 1941 – 1945 ). V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия  «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.  5  мин.  2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности  выполнения домашней работы. Дерево Блоба стикеры Оценивают работу  своих одноклассников,  пишут телеграммы. На стикерах  записывают свое мнение по поводу урока. Записывают домашнюю  работу в дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также