Русская литература 10 класс Н.А. Некрасов. Жизнь поэта и гражданина. Основные мотивы лирики

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Н.А. Некрасов. Жизнь поэта и гражданина. Основные мотивы лирики: «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Перед дождем», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; Поэзия Н. А. Некрасова была знамением нового времени — смены дворянского периода освободительного движения разночинским. Положение крепостного мужика, насущные его требования — вся эта жестокая проза превратилась под пером Некрасова в материал высокой поэзии. Мужик стал главным героем Некрасова.
Иконка файла материала урок 6.docx
Дата:                                                                                              Класс: 10      урок 6 Тема: Н.А. Некрасов. Жизнь поэта и гражданина. Основные мотивы лирики:  «Современная ода», «В дороге»,  «Колыбельная песня», «Перед дождем», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. Деятельность учителя 3  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для  создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». 10  мин. 20  мин. II. Проверка пройденного материала.  По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.   Какие жизненные проблемы волновали поэта? 2.      Каким вам представляется его облик в этих стихах? III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу  «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.  Контролирует выполнение записей учащимися. Показывает сюжет о  писателе.   Наглядности Кубик Блума Учебник Ноутбук Деятельность обучающихся Ученики делятся на группы.  Осмысливают  поставленную  цель. Демонстрируют  свои знания,  умения по  домашней  работе. Работая в  группах, ученики самостоятельно  изучают новый  материал. Ученики делают  выводы по  увиденному.Поэзия Н. А. Некрасова была знамением нового времени — смены  дворянского периода освободительного движения разночинским.  “Кнутом иссеченная муза” Некрасова — это доля порабощенного  народа, чья ненависть, чьи муки уже сгущались в грозовые тучи  неистовых крестьянских волнений. Обращаясь к Родине, и Пушкин  и Лермонтов видели национальное величие русского народа, его  историю, славу боевых побед, подвиги великих мужей, наконец,  простор русских степей, с детства знакомую и неповторимую  природу. Для Некрасова в понятие Родины входил прежде всего  трудовой народ, крестьянин — кормилец и защитник земли Русской. Поэтому патриотизм поэта был органически связан с  антидворянским протестом против угнетателей мужика. Для  Некрасова, как и для его друзей и единомышленников —  Чернышевского и Добролюбова, крестьянство было носителем  революционной силы, способной взорвать ненавистную  крепостническую систему. Некрасов был поэтом крестьянской  революции, таково было его “новое слово”, с которым он вошел в  русскую поэзию.      Положение крепостного мужика, насущные его требования — вся эта жестокая проза превратилась под пером Некрасова в материал  высокой поэзии. Мужик стал главным героем Некрасова.      Муза Некрасова, “муза плачущая, скорбящая и болящая, всечасно жаждущая, униженно просящая”, муза “мести и печали” — родная  сестра простой крепостной женщины:     Вчерашний день, часу в шестом,       Зашел я на Сенную,       Там били женщину кнутом,      Крестьянку молодую.      Ни звука из ее груди,       Лишь бич свистал, играя...      И Музе я сказал:      “Гляди! Сестра твоя родная!”      1848 г.     Какова позиция Некрасова по отношению к народу? Прежде  всего, это любовь и сострадание к нему, глубокое сочувствие его  тяжелой судьбе.      Суровая правда, боль за человека слышатся в стихотворении “В  дороге”. Бесхитростными словами рассказывает поэту ямщик освоей жене — крепостной, получившей образование, а потом по  прихоти барина выданной за простого мужика. В этом рассказе —  трагедия живой загубленной души.      Много стихов посвятил Некрасов судьбе простой русской  женщины:     Три тяжкие доли имела судьба,      И первая доля — с рабом повенчаться,      Вторая — быть матерью сына раба,      А третья — до гроба рабу покоряться,      И все эти грозные доли легли      На женщину русской земли.      “Мороз, Красный нос”     Народный поэт не только увидел тяжелую долю русской  женщины, но и восславил тип “величавой славянки”; он скорбел о ее судьбе, но и восторгался, гордился ее красотой, нравственной  силой:     В игре ее конный не словит,       В беде не сробеет — спасет:      Коня на скаку остановит,       В горящую избу войдет!      “Мороз, Красный нос”     Недаром на похоронах Некрасова впереди процессии шли две  крестьянки в полушубках и несли венок с надписью: “От русских  женщин”.      Мрачные картины жизни простого народа рисует Некрасов в  стихотворениях “Несжатая полоса”, “Плач детей”, “На Волге”, в  цикле стихотворений “О погоде” и многих других.     Где уж нам, измученным в неволе,       Ликовать, резвиться и скакать,      Если б нас теперь пустили в поле,      Мы в траву попадали бы — спать.       Нам домой скорей бы воротиться —      Но зачем идем мы и туда?..      Сладко нам и дома не забыться:      Встретит нас забота и нужда'.      Там, припав усталой головою      К груди бедной матери своей,      Зарыдав над ней и над собою,       Разорвем на части сердце ей...      “Плач детей”     Ненависть поэта к самодержавию, скорбная любовь к Родине,  забитым и страдающим людям труда, осуждение покорности народа  и непоколебимая вера в его силы звучат в стихотворении  “Размышления у парадного подъезда”. Именно поэтому царская  цензура не пропускала это стихотворение в печать пять лет, а  Герцен, опубликовавший его в “Колоколе” в I860 году, писал: “МыДерево Блоба Стикеры Оценивают  работу своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по  поводу урока. очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет  возможности не поместить”. В этом стихотворении, осуждающем  покорность народа.и зовущем его проснуться, выражается взгляд  революционера­демократа Некрасова на народ: 10  мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение  совместных достижений. Организует индивидуальную работу по  личным достижениям.  Вопросы и задания к стихотворению "Еду ли ночью по улице  темной..." ­аким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы  определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия,  жанровая сцена)? ­В чем истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля  женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой  единственный выход находит она из нищеты и горя? ­За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему  он не может забыть матери своего ребенка? ­        Как случай из "частной жизни" помогает понять драматизм  мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии  характеризуют мир, где живут герои? Почему этот мир беспощаден  к ним? ­Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они  связаны с поздним прозрением лирического "я"? Как он оценивает  свою "неудачную" любовь? Проводит рефлексию. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что было трудным для вас? ­ Что вам больше понравилось? Объясняет особенности выполнения домашней работы.  2  мин. Записывают  домашнюю  работу в  дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:__________________________________________________ ______________________________________________________________________ Я никому не сделал в жизни зла.       Н. А. Некрасов       Ирония, от греческого «притворство, насмешка», достаточно распространенный в нашей  литературной классике прием, используемый поэтами и писателями для осмеяния, а в конечном  счете искоренения пороков общества и человека.       В 50­е годы XIX века, на начальном этапе творчества, Николай Алексеевич Некрасов довольно  часто использовал этот художественный метод для того, чтобы в форме отрицания высмеятьявления и характеры, достойные этого, подчеркнуть двойной смысл, где истинным будет не прямо  высказываемый, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречий между  ними, тем сильней ирония.       В «Современной оде» ирония подчеркивается и названием стихотворения. Как известно, ода —  хвалебная песнь. Так кому же «поет хвалу» автор?       Не обидишь ты даром и гадины,       Ты помочь и злодею готов,       И червонцы твои не украдены       У сирот беззащитных и вдов.          В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,       Чтоб успеху делишек помочь,       И без умыслу с ним оставляешь ты       С глазу на глаз красавицу дочь.       Перед глазами читателей вырисовывается до боли знакомый портрет карьериста­выскочки,  который идет к намеченной цели, не разбирая средств — все хороши на этом пути.       Не спрошу я, откуда явилося,       Что теперь в сундуках твоих есть:       Знаю: с неба к тебе все свалилося       За твою добродетель и честь!..          Украшают тебя добродетели,       До которых другим далеко,       И — беру небеса во свидетели —       Уважаю тебя глубоко...       Ирония очевидна, ведь если бы автор говорил все это серьезно, он бы употреблял при этом более подходящее в русском языке местоимение «вы» и не был бы так беспощадно прямолинеен.       «Колыбельная песня» относится к этому же ряду произведений, где явно виден второй план.  Поэт говорит одно, а подразумевает совсем другое, и читатели это прекрасно понимают.  Подзаголовок «Подражание Лермонтову» только подчеркивает данную позицию автора.       Спи, пострел, пока безвредный!       Баюшки­баю...       Подрастешь и мир крещеный       Скоро сам поймешь,       Купишь фрак темно­зеленый       И перо возьмешь.       Скажешь: «Я благонамерен,       За добро стою!»       Спи — твой путь грядущий верен!       Баюшки­б

Посмотрите также