Тема: Особенности организации повествования в рассказе «Жемчужное ожерелье». Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова.
Цель урока: .
Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами; формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное ожерелье»; учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать позицию автор.
развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез, сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в соответствии с нормами русского языка.
Дата: Класс: 10 урок 13
Тема: Особенности организации повествования в рассказе «Жемчужное ожерелье». Жанр святочного
рассказа в творчестве Н.С. Лескова.
Цель урока: .
Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами;
формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное ожерелье»;
учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать позицию автор.
развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез,
сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в
соответствии с нормами русского языка.
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся на
группы.
Осмысливают
поставленную цель.
Демонстрируют свои
знания, умения по
домашней работе.
Работая в группах,
ученики изучают
новый материал.
Наглядности
мяч
Учебник
3
мин.
10
мин.
20
мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для
создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в
тебе нравится».
II. Проверка пройденного материала.
По приему«Мозговая атака» проверяет домашнюю работу.
периоду
исследования,
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По
методу «Аквариум» осуществляет усвоение нового
материала. Контролирует выполнение записей учащимися.
В творчестве Лескова мы a priori выделим два этапа
«досвяточный» и «святочный». Границей между этими
этапами, с известной долей условности, будем считать январь
1873 года, когда увидел свет «Запечатленный ангел».
посвящена Первая глава
«Досвяточному»
настоящего
«святочному»
Вторая и Третья главы.
В Первой главе анализируется «святочная» тема в
приуроченных к зимним праздникам эпизодах ранних
романов и повестей Лескова (1860е начало 1870х гг.). На
основании анализа этих эпизодов ставится вопрос о
внутренних предпосылках обращения писателя к жанру
святочного рассказа.
Во Второй главе рассматриваются принципы изображения
человека в святочном рассказе Лескова, выявляются типовые
черты облика героя и основная сюжетная схема,
разрабатываемая писателем в этих произведениях.
В Третьей главе исследование выходит за рамки собственно
лесковского творчества. В этой главе, прежде всего, на
основании писем Лескова и его корреспондентов, мы
рассматриваем святочный рассказ Лескова в свете
творческих взаимоотношений писателя с современниками
Ф. М. Достоевским, А. С. Сувориным и Л. Н. Толстым. Этот
контекст, на наш взгляд, может пролить дополнительный
свет на отношение Лескова к святочному рассказу и к
возможностям этого жанра.В Заключении подводятся итоги исследования,
обосновывается
его
научная новизна, теоретическаяи практическая значимость
и намечаются пути, по которым потенциально может пойти
дальнейшее изучение жанрового своеобразия лесковского
творчества.
Приложение представляет собой список святочных /
рождественских рассказов Лескова в хронологическом
порядке их выхода в свет. Также здесь фиксируются более
поздние публикации этих рассказов.
Работу завершает Список литературы, который составлен
из трех разделов. В первом разделе в алфавитном порядке
приводятся работы о творчестве Лескова, на которые мы
опирались в своем исследовании. Второй раздел
составленная в алфавитном порядке библиография работ о
святочном рассказе. Третий раздел «Разное».
В самом определении жанра — святочный рассказ —
содержится указание на его отдаленные истоки. «Святки,
т. е. святые дни — двенадцать дней после праздника
Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они
называются и святочными вечерами, может быть в
воспоминание событий рождества и крещения Спасителя,
совершившихся в ночное или вечернее время. Святить
двенадцать дней после праздника Рождества Христова
церковь начала с древних времен...»1. Но еще раньше в эти
дни наши предки отмечали день, в который солнце
поворачивает на лето. «Это был праздник земледельческий, в
честь солнца, которое начинает в эту пору забирать новые
силы»2. Праздничные пиршества, увеселения, гадания,
хождения ряженых, колядование (Коляда — древняя богиня
солнца), обрядовые и подблюдные песни сопровождали эти
зимние праздники. После того, как «христианские правила
установили праздновать рождество Спасителя, называемого
в церковных песнях «праведным солнцем, пришедшим с
востока», то древнеязыческий праздник рождающемуся
солнцу и был приурочен к рождественским святкам»3. Это
обстоятельство определило своеобразие новогодних
праздников. Как все древние народные празднества,
праздник Рождества Христова был и карнавально веселым, и
серьезным, страстным. После дневных веселых игрищ
наступал святой вечер, когда мыслями своими и душою
человек обращался к вечному и великому, возвышенному и
идеальному — к жизни и заповедям Иисуса Христа. «Перед
вечерею хозяин дома зажигает у образов лампадку и
восковые свечи и кадит ладаном; вся семья благоговейно
молится богу и потом усаживается за стол...»4. Праздник
Рождества Христова отмечался и широко, размашисто, всеммиром, и камерно, уютно, в доме, в кругу близких. В таком
виде святки сохранялись в деревенс
Работа в группах.
1 группа.
Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье»
элементы сюжетной композиции.
Справочный материал.
Экспозиция введение действие; изложение событий
необходимых для понимания происходящего в
дальнейшем.
Завязка начальный момент в развитии события;
эпизод , определяющий все последующее
развертывание действия.
Развитие действия события , которые вытекают из
завязки.
Кульминация момент наивысшего напряжения
действия, вершина конфликта.
Развязка финальный эпизод, в котором описывается
разрешение изображаемого конфликта.
Пролог – своеобразное вступление к произведению, в
котором повествуется о событиях прошлого.
Эпилог заключительная часть произведения, где
кратко излагается то, что произошло с действующими
лицами после окончания основного сюжетного
действия.
2 группа.
Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно
аргументировать текстом.
Мораль логический, поучительный вывод из чего
либо; нравоучение, наставление.
3 группа.
Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову
(в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие
нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)
4 группа.
Задание: определить символику названия рассказа
«Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на
прямой и переносный смыслы.
1 Жемчужное ожерелье , как конкретный
предметный образ в сюжете;
2 Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина»,
как аллегория.3 Почему автор выбирает именно это образпредмет
и выносит его в название.
Приветствуются дополнительные сведения о
предмете.
Аллегория иносказательное изображение абстрактного
понятия или явления.
10
мин.
IV. Итог урока. Стратегия «Телеграмма» Самооценка
учащимися результатов своей
учебной деятельности. Организует
систематизацию и обобщение совместных достижений.
Организует индивидуальную работу по личным достижениям.
Проводит рефлексию.
2
мин.
V. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
фишки
Стикеры
Отвечая на
предложенные
вопросы, оценивают
работу своих
одноклассников.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________
I.
Критерии
Оценивание учителем по критериям:
2 группа
1 группа
3 группа
4 группа
Время 1(0) балл
Правильность (3
балла,2 балла, 1
балл, 0 баллов
Доступность
изложения – 1 (0)
балл
Логика
изложения – 1 (0)
балл
Речь и
эмоциональность
1 (0) балл
Рефлексия:
(3 ,2 , 1, 0 баллов
Всего баллов
Оценка