Русская литература 10 класс Тема: А.П. Чехов. Личность и творчество писателя

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: А.П. Чехов. Личность и творчество писателя Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.П.Чехова, писателя разносторонне талантливого, независимого в своих убеждениях; Задачи:расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту;развивать монологическую речь через сообщение к теме урока;развитие диалогической речи через инсценировку фрагментов юмористических рассказов А.П.Чехова.
Иконка файла материала 37.docx
Дата:                                                                                                      Класс: 10        урок 37 Тема:  А.П. Чехов. Личность  и творчество писателя Цель урока:   вызвать интерес к личности и творчеству А.П.Чехова, писателя разносторонне талантливого,  независимого в своих убеждениях; Задачи:расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь  почувствовать их самобытность и красоту;развивать монологическую речь через сообщение к теме  урока;развитие диалогической речи через инсценировку фрагментов юмористических рассказов А.П.Чехова. нагляднос Деятельность учителя Деятельность обучающихся ти пазлы карточки учебник Бумага А4 карточки Ученики  осмысливают  поставленную цель. Ученики отвечают на вопросы учителя. Демонстрируют свои знания. Отвечают на  вопросы учителя. Ученики проявляют  свои знания по  творчеству писателя. 3  мин. 5  мин. 20  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью  разрезанных пазлов делит класс на группы. II. Проверка домашней работы. По методу «Мозговая атака»  проводит проверку домашней работы.  III. Актуализация знаний. С помощью метода «Фишбоун»  осуществляет усвоение нового материала. Предлагает ученикам карточки с заданиями.     Родился писатель 29 января  1860 года  на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца 3­ей гильдии.  Отец ­ Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, но   занимался   торговлей   без   особого   рвения,   больше   уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам.   Обстановка   в   доме   Чеховых   была   традиционно   ­ патриархальной:   дети   воспитывались   в   строгости,   часто применялись   и   телесные   наказания,   бездельничать   никому   не дозволялось.   Помимо   учебы   в   гимназии,   сыновьям   Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором.            Мать   ­   Евгения   Яковлевна,   прекрасная   хозяйка,   очень заботливая   и   любящая,   жила   исключительно   жизнью   детей   и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его   нечасто.   В   ранней   молодости   она   была   отдана   в таганрогский   частный   пансион   благородных   девиц,   где обучалась   танцам   и   хорошим   манерам.   Евгения   Яковлевна оказывала   огромное   влияние   на   формирование   характеров своих   детей,   воспитывая   в   них   отзывчивость,   уважение   и сострадание к слабым, любовь к природе и миру.       В семье Чеховых  было семеро  детей. Родители не одарили своих   детей   капиталом,   но   они   наделили   их   подлинным богатством   –   талантом.   Старший   брат   Александр   стал профессиональным   литератором,   он   поражал   всех энциклопедической образованностью. Брат Николай был ярко одарённым художником. Но из­за своей бесхарактерности они не развили свои таланты. Отлично рисовала Мария Павловна. Михаил Павлович тоже рисовал, писал стихи, очерки, рассказы. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нассо стороны отца, а душа ­ со стороны матери».          Торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился   и   вынужден   был   бежать   от   кредиторов.   В   1876г. семья вынуждена уехать   в Москву.   Антон остался один, он доучивался  в   гимназии.   Жил   в  то  время   с   людьми,   которым достался   семейный   дом,   занимался   репетиторством, «оплачивая» этим проживание.  Будущему писателю пришлось вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками.           Так сложилось, что до конца дней своих Антон   будет главной опорой и материальной и духовной поддержкой семьи Чеховых.   “Отец и мать,– говорил Чехов,– единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук». И это притом, что   отец   был   крайне   деспотичен.   “Деспотизм   и   ложь исковеркали   наше   детство   до   такой   степени,   что   тошно   и страшно вспоминать”. Конкурс . Чеховская география В каком рассказе фигурируют географические названия: ­ Москва (“Ванька”) ­ Саратов (“Лошадиная фамилия”) ­ Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, Калифорния (“Мальчики”) ­ Гнилушки, Девкино (“Пересолил”) ­ Николаевская железная дорога (“Толстый и тонкий”) Конкурс 6. Распределите предметы между владельцами ­ персонажами чеховских рассказов ­ Решето с крыжовником (“Хамелеон”) ­ Шинель (“Хамелеон”) ­ Ситцевая крахмальная рубаха (“Хамелеон”) ­ “Козья ножка”, щипцы (“Хирургия”) ­ Просфора в красном платочке (“Хирургия”) ­ Бутылочка с надписью “Карболовый раствор” (“Хирургия”) ­ Ниточка с Афонской горы (“Хирургия”) ­ Гайка (“Злоумышленник”) ­ Пузырёк с чернилами (“Ванька”) ­ Ручка с заржавленным пером (“Ванька”) ­ Ионин Г.Н. “Русская литература XIX века.10 класс). Прочитать “маленькую трилогию”: “Человек в футляре”,  “Крыжовник”, “О любви”. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит  закрепление урока.Конкурс  Определите произведение  А.П.Чехова по фрагменту текста ­ Надумал, ваше превосходительство! ­ закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. ­ Надумал, дай бог  здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов,  ваше превосходительство!(“Лошадиная фамилия” ) ­ От мысли, что ему всю ночь придётся сидеть в тёмном лесу на  холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей  10  мин. Демонстрируют свои знания.кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно  холодным терпугом. ­ Климушка! ­ закричал он. ­ Голубчик! Где ты,  Климушка? (“Пересолил”) ­ Клим стегнул по лошадёнке. Телега задрожала. Клим стегнул  ещё раз, и телега покачнулась. После четвёртого удара, когда  телега тронулась с места, землемер закрыл уши воротником и  задумался. Дорога и Клим ему не казались уже такими  опасными. (“Пересолил”) ­ Ты думаешь, мужик, легко зуб рвать? Возьмись­ка! Это не то,  что на колокольню полез да в колокола отбарабанил (дразнит).  “Не умеешь, не умеешь!” Скажи, какой указчик нашёлся. Ишь  ты… Господину Египетскому, Александру Ивановичу, рвал, да  и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал  руками… Садись! Садись, тебе говорю! (“Хирургия”) ­ А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи  живёт. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого  человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних  саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из  других городов, то по телеграфу. (“Лошадиная фамилия”) ­ Я буду тебе табак тереть, ­продолжал он,­ богу молиться, а  если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь,  должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику  сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка  милый, нету никакой возможности, просто смерть  одна. (“Ванька”) ­ Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта­ чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую держат?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в  Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не  посмотрели бы в закон, а моментально ­ не  дыши! (“Хамелеон”) ­ Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и  Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена  уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю.  Отличные портсигары. По рублю за штуку продаю. Если кто  берёт десять штук и более, тому, понимаешь,  уступка… (“Толстый и тонкий”) V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.  5  мин.  2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. Дерево  Блоба стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников,  пишут телеграммы. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ _____________________________________________________________________

Посмотрите также