Тема: Раскольников и его двойники (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников) по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Цель урока: выявить роль «двойников» - Лужина и Свидригайлова – в понимании отрицательных элементов идеи Раскольникова;
развивать навыки монологической речи, умение систематизировать и обобщать материал, умение работать в группе.
Дата: Класс: 10 урок 20
Тема: Раскольников и его двойники (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников) по роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
Цель урока: выявить роль «двойников» Лужина и Свидригайлова – в понимании отрицательных
элементов идеи Раскольникова;
развивать навыки монологической речи, умение систематизировать и обобщать материал, умение работать
в группе.
3
мин.
10
мин.
15
мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент
Приветствует учеников. Спомощью разрезанных пазлов
делит класс на группы. Формулирует цель урока.
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся на
группы. Осмысливают
поставленную цель.
нагляднос
ти
пазлы
I.
Мотивация к изучению нового материала.
Вызвать интерес учащихся к новому материалу.
Проявляют интерес к
изучаемому материалу.
карточки
1. Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона
Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что
побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория
Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских
углах”? Теория связана с преступлением, поэтому главная
проблема: возможно ли делать добро людям с помощью
преступления?
2. Раскольников, действительно, находится как бы между
двумя полюсами. Сострадание к людям чередуется в душе
героя с приступами гордыни. Это внутреннее
противоборство, а внешнее – это метание между знакомыми
и родными. Что одержит победу? С чем труднее
справиться: со злом внешним или врагом внутри себя?
Можно ли логически оправдать принцип “добра” или “зла”?
3. “О, если бы я был один и никто не любил меня, и я
никого не любил! Не было бы всего этого”, – размышляет
Родион Раскольников в конце романа. Следовательно, как
это ни парадоксально, одним из мотивов, приведших его к
преступлению, была его любовь к людям, желание стать
“спасителем человечества”.
Каковы же причины, побудившие Раскольникова совершить
преступление?
III. Актуализация знаний.
По методу «Броуновское движение» научить учащихся свободно излагать свои мысли. По методу
«Снежный ком» осуществляет усвоение нового материала.
Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое задание. Ученики самостоятельно усваивают
Исследование «двойников»:
Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (слайд 5)
Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («а доведите до последствий, что
вы давеча проповедовали, и выйдет,, что людей можно резать ... ,». Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл.
5)
Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие
мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?
Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?(«Умный и, кажется, добрый», «положил взять девушку честную, но без приданого и непременно
такую, которая уже испытала бедственное положение», и «муж ничем не должен быть обязан своей
жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».
Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей что «невеста и мать мужичка
подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст ... », усиливают
складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном,
расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою).
Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены. «объяснения» между ним и Дуней.
Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это
сопоставление?
(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие
искренности, истинной любви u уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню.
Докажите текстом. В поведении Дуни искренность, большое чувстве такта, благородство, 'желание
рассудить беспристрастно: « ... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения»,
уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного
достоинства).
Что превыше всего ценил Лужин в жизни ?И почему его раздражал разрыв с Дуней?
(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они
равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это
разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь... а онто будет
безгранично ... владычествовать»...).
Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению,
вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (сцена с Соней на поминках у Мармеладовых).
(Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все
препятствия», живет по принципу «всё позволено». В этом его теория близка с теорией
Раскольникова. Единственный бог для Лужина деньги.
Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих
чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о
бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).
В чём схожи и различны Раскольников и Лужин?
Безусловно, композиционным центром романа является фигура Раскольникова, но каждый
персонаж (и случайный прохожий, и лошадь) – частичка его личности. Сегодня мы будем говорить о
так называемых «двойниках» Раскольникова Лужине и Свидригайлове. Не случайно Свидригайлов
говорит: «Между нами есть какаято общая точка…Мы одного поля ягоды». Наша задача –
обнаружить это сходство и выяснить значение образов«двойников» в раскрытии образа
Раскольникова.
Каждый из героев совершает на протяжении действия романа ряд поступков, а каждый поступок
имеет свою причину, то есть мотив, цель и, естественно, средства ее достижения. По этой схеме мы
и будем оценивать героев и их поступки.
Мотивы
Средства
Цель
Лужин
Раскольников
Свидригайлов
Накануне каждая группа получила задание выбрать те фрагменты текста, которые могут
более точно проиллюстрировать поступки героев; на основании этих фрагментов сделать
выводы и представить эти выводы вниманию класса. Данные заносятся в схему,
расположенную на доске. Последовательность изложения материала роли не играет.
Начнем с Раскольникова, так как мотивы, средства, цель этого персонажа нам более менее известны.. Выступления участников групп с итогами работы
Выступление первой группы с характеристикой образа Раскольникова
Средства
Раскольников совершил убийство старухипроцентщицы, Лизаветы и, возможно, неродившегося
ребенка, совершил насилие, игнорировал нравственные принципы, позволив себе «кровь по
совести».
Подчеркнутое помещается в таблицу.
Мотив
Основных мотивов преступления –2. Первый – социальный ( бедность), второй
– философский (идея, мысль об особых людях, которые выведут основные массы на правильный
путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других; им одним дано право вершить прогресс,
творить историю история оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи). Но! Бедность
как причину убийства отвергаем, так как герой так и не воспользовался украденными вещами, и сам
герой говорит: «Знаешь, Соня, что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, то
я бы теперь… счастлив был». «Не для того, чтобы матери помочь я убил – вздор! Не для того я
убил, чтобы получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!»
цель
Цель была другой – вовсе не такой благородной. На вопрос Сони «Что же делать?» Раскольников
отвечает: «Что делать? Сломать, что надо, раз, навсегда, да и только: и страдание взять на себя!
Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!… Вот
цель!». Цель Раскольникова – обрести власть Наполеона, величие вершителя судеб; выполнение
назначения Мессии, ведущего человечество к счастью; слава, известность.
Выступление второй группы с характеристикой образа Лужина
Мотив
Все свои действия Лужин мотивирует теорией, которой можно дать название «теория целого
кафтана» ( текст 5 главы 2 части: « Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби»…»).
С одной стороны, конечно, если вдуматься, цель Лужина высокая – улучшить всеобщее
благосостояние, но это только обман, притворство. На самом деле Лужин заботится лишь о личном
благосостоянии.
Цель
Свои истинные цели он высказывает в 3 главе 2 части – «безгранично и всецело владычествовать…
»
Средства
Одним из средств достижения этой цели являются для него деньги. Деньги, в свою очередь,
дают возможность манипулировать «слабыми». Для него это – Дуня. В письме к ней он позволяет
себе унижать брата в глазах сестры, занимает позицию оскорбленного в своих чувствах жениха,
позволяет себе ставить условия своей невесте, не считаясь с ее привязанностями и желаниями. Во
время визита к Дуне намеренно унижает ее и Раскольникова. Упрекает ее в неблагодарности,
попрекает испорченной репутацией, теми издержками, которые он, якобы, понес, когда
организовывал поездку в Петербург ( текст главы 2 части 4)
Но вся сущность Лужина проявляется во время поминок Мармеладова, когда он клевещет на Соню
(текст – главы 1, 3 часть 5). Он способен на подлость, донос, чтобы обрести право решать судьбы
других людей, продемонстрировать свою силу над «слабым».
Выступление группы, работающей над образом Раскольникова,
«Реакция Раскольникова на теорию и поступки Лужина»
Острый, проницательный ум Раскольникова схватывает диалектическую суть теории, то, чегонаслаждающийся и упивающийся собой Лужин не хочет видеть.
«А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».
Это открытие не только для оскорбленного, взбешенного Лужина, это открытие и для
Раскольникова. И оно невыносимо тяжело. Последствия теорий оказываются одинаковыми. Значит,
его к убийству привели те же мотивы («возлюби самого себя»). Раскольников вдруг понял,
насколько бесчеловечно эгоистическое самоутверждение за счет других. По сути дела Лужин
излагает ту же теорию,
IV.Закрепление урока. По методу «Таксономия Блума»
осуществляет закрепление урока.
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем
он себя упрекает?
Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников
сделает «явку с повинной»?
4. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова
Ученики обсуждают
над темой. Таким
образом демонстрируют
свои знания, умения,
навыки.
Кубик
Блума
10
мин.
после убийства (ч.2, гл.I2);
блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2,
гл. 6);
разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).
5
мин.
2
мин.
V.Итог урока
Контролирует выполнение записей учащимися, проводит
рефлексию.
Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Как вы оцените свою работу?
YI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашнего задания.
Фиксируют и
анализируют выводы по
уроку. Оценивают свою
работу.
карточки
стикер
Дерево
Блоба
Записывают домашнее
задание в дневники.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
Приложение
1 группа
Вспомните сцену посещения Раскольникова Лужиным.
1. Как описывает автор романа появление Лужина в каморке Раскольникова? Чем он выделяется
среди собравшихся здесь
2. В разговоре с Раскольниковым Лужин постоянно употребляет слово «новый»: «новые полезные
мысли», «новые полезные сочинения» и др. Какой смысл приобретает это словечко в устах
Лужина? В чем особенность речи Лужина?
З. Лужина часто называют «двойником» Раскольникова, имея виду близость их «идей». В чем
заключается эта близость? Почему Лужин вызывает у Раскольникова особую враждебность Почему
Раскольников с ненавистью воспринимает все сказанное Лужиным? В каком отношении их можно
все же назвать «двойниками»?2 группа
(Лужин.. Основное для него капитал и «дело». Этому отданы ум чувства героя. Ум изворотливый,
чувства извращенные. Способен для достижения своих целей на демагогию, клевету, донос. Все по
расчету в том числе и брак. Как говорит автор, более всего на свете любил. ценил он добытые
трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужин
узок и однолинеен».
Ю.Г. Кудрявцев. Три круга Достоевского. 1979
1. Дайте свою характеристику Лужину, обращаясь к тексту.
2. Можно ли встретить Лужина в наши дни? Чем он мог измениться, а что обязательно должен был
сохранить, чтобы остаться Лужиным?
3 группа
1. Как третий сон Раскольникова, в котором он вторично пытается убить старухупроцентщицу,
подготавливает появление Свидригайлова? Что вносит его появление в повествование?
2. В разговоре Свидригайлова с Раскольниковым, который начался с будничных тем, вдруг
возникает тема вечности _ о том, что ожидает человека после смерти как награда или на
казание за прожитую жизнь. Какой видит «вечность» Раскольников и какой она
представляется Свидригайлову? Почему их представления столь разные? В чем
символический смысл образа вечности в романе?
4 группа
1. Почему вторую встречу Раскольникова со Свидригайловы автор романа переносит в трактир с
названием «Хрустальный дворец»? Что является центральной темой их разговора в трактире и
почему?
2. Почему Свидригайлова больше всего удивляет, что Раскольников все еще носит в своей груди
Шиллера?
«Когда Свидригайлов хочет стреляться. Он идет среди густого молочного тумана по скользкой,
грязной деревянной мостовой к Малой Неве: «Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода
Малой Невы, Петровский остров, Мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты, и,
наконец, тот самый куст ... »
Свидригайлов как будто ищет тот куст, в котором спал Раскольников и о котором больше ничего в
романе не говорится».
В. ШкловскиЙ. За и против. 1967.
1. Что привело Свидригайлова к самоубийству?
2. Почему Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова? Какую роль это
сыграло в явке Раскольникова с повинной?