Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")
Оценка 4.6

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
24.04.2018
Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")
Как показывает практика, самым трудным на уроках литературы является изучение драматургических произведений, так как настоящей жизнью пьеса живет на сцене, а в школе ее читают. Необходимо образность мышления, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Задача учителя – научить ребенка понимать драматургическое произведение. Образовательные цели урока: знакомство учащихся с особенностями драматургии Островского на примере драмы “Гроза”. Работа над 1 действием пьесы. Анализ списка действующих лиц, раскрытие смысла названия драмы, приемы характеристики героев и система образов пьесы; язык драмы.
История создания.doc
Урок по драме Островского “Гроза”.  Тема: “Самое решительное произведение Островского”. История создания,  система образов, приемы характеристики героев в пьесе “Гроза”. Как показывает практика, самым трудным на уроках литературы является изучение  драматургических произведений, так как настоящей жизнью пьеса живет на сцене, а в школе ее  читают. Необходимо образность мышления, чтобы представить героя в той или иной ситуации.         Задача учителя – научить ребенка понимать драматургическое произведение. Образовательные цели  урока: знакомство учащихся с особенностями драматургии  Островского на примере драмы “Гроза”. Работа над 1 действием пьесы. Анализ списка  действующих лиц, раскрытие смысла названия драмы, приемы характеристики героев и система   образов пьесы; язык драмы.  Оборудование: тексты пьесы, портрет Островского, фотографии старой Костромы, “портреты”  Кабанихи, Дикого, Катерины, рисунок учащихся к 1 действию драмы “Гроза”.                                                              Ход урока. Работа на уроке организуется в группах. Это позволяет включить весь коллектив класса в  активную, под руководством учителя, деятельность. Задание группам учитель дает заранее. Слово учителя:  Как вы  знаете, свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и  ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под  носом – как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы­реки. Но для литературы, для  читателей была она тогда и впрямь незнакомой.     Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них  уходят корнями в родное Замоскворечье. Драматург детально описывает весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально­купеческого быта.     Что же предшествовало созданию пьесы ”Гроза”? Напоминаю вам, что пьеса была написана в  1859 году. В пору общественного подъема, накануне Крестьянской реформы. 1 группа “Творческая история создания пьесы “Гроза”.   Созданию “Грозы”  предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое  по заданию морского министерства. Итогом этой поездки стал дневник драматурга.    Просматривая записи, читаем “И вот я в Костроме. Мы стоим на крутейшей горе, под  ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна  очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот проходит расшива, и издали чуть  слышатся очаровательные звуки; все ближе и ближе, песня растет и полилась, наконец, во  весь голос… А между тем уже подходит другая расшива и раздается та же песня. И нет  конца этой песне… Анна той стороне Волги два села: и особенно живописно одно, от  которого вплоть до Волги тянется самая кудрявая роща, солнце при закате забралось в нее  как­то чудно, с корня и   наделало много чуда. Я измучился, глядя на это…Измученный  возвратился домой и долго, долго не мог уснуть…Неужели мучительные впечатления этих 5 дней будут бесследны для меня?”.   Бесплодными эти впечатления оказаться не могли, но они еще долго оставались и  накапливались в душе драматурга, прежде чем вылились на бумагу  в такой шедевр творчества,  как “Гроза”. Так случилось, что в течение довольно длительного времени считалось: сам сюжет драмы  Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено  нашумевшее дело Клыковых.    Вплоть до начала 20 века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства  Катерины. Указывали на дом, где она жила, рядом с церковью Успенья.    Костромской краевед Н.Виноградов обстоятельно исследовал дело Клыковых, пришел к  закономерности, что именно его использовал Островский в работе над “Грозой”. Уж очень много  оказывалось тут почти буквальных совпадений. Александра Клыкова – прообраз Катерины –  была выдана в 16 лет замуж за купеческого сына. Хозяйка дома, суровая старообрядка,  обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать черную  работу, отказывала ей в просьбе повидаться с родителями. В момент драмы Александре было 19  лет. Молодой муж, человек безвольный, не смог защитить жену от придирок свекрови и  относился к ним равнодушно. Детей у них не было.     На пути Клыковой повстречался другой молодой человек, служащий почтовой канторы.  Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 июня 1859 года тело Клыковой  нашли в Волге. Возник судебный процесс, получивший широкую огласку. И никто не сомневался,  что Островский использовал это дело в “Грозе”.    Прошло несколько лет, прежде чем исследователи Островского точно  установили, что драма  была написана до того, как Клыкова бросилась в Волгу. Слово учителя: Этот факт совпадения говорит о многом. Он свидетельствует о человеческой  прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни  драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста  увидел “ что­то освежающее и ободряющее”.      Впервые пьеса была опубликована  в 1860 г. В январском номере журнала “Библиотека для  чтения”. Обратимся и мы к этому удивительному творению Островского.       Как вы знаете, многие писатели используют метафорические названия. Островский не  исключение. Почему драма названа “Гроза”? 2 группа “Смысл названия пьесы “Гроза”.    Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, обратимся к Толковому словарю В.Даля и  посмотрим, что же значит слово “гроза”?     Читаем: “гроза – страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление  природы, грозить, трагедия, очищение”.     Откроем  1 действие драмы, попытаемся выяснить, в каком значении “гроза”появляется в  драме. Замечу, что вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально  реализует эту метафору.     В самом начале пьесы мы видим Дикого, которой отчитывает своего племянника Бориса  Григорьевича. Сколько бранных слов летит в его адрес, как только   не называет его    дядя:  “дармоед”, “бездельник”. Говорит ему: “Пропади ты пропадом!”.     Далее мы узнаем, что ему подстать только богатая купчиха Кабанова или Кабаниха как ее  называют “за глаза”.  ­ Ну, да та все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался! – замечает Кудряш.     Это убеждает нас в справедливости определения, что Дикой – это ругатель, гроза. Деньги – это его сила. Кабаниха ни в чем ему не уступит. Она тоже гроза.  Слово учителя:   Таким образом, Островскому в развернутой экспозиции нужно было показать,  что порядок купцов города держится на страхе. Верно, вы заметили, что метафора грозы –  стртах, упоение властью, угроза, грозить.      Когда же появляется гроза как явление природы? Гроза как явление природы появляется в конце первого действия. Рассмотрим значение этой  сцены. Для чего же вводит Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? На  чем основано ее пророчество?    Варвара улыбается, а Катерина боится до смерти. Ей страшно, что смерть застанет ее с  помыслами греховными.    Эта сцена – завязка. Звучат два раската грома. Страх Катерины усиливается.   Слово учителя: Таким образом, мы все больше убеждаемся в справедливости высказывания  критика по поводу пьесы Островского: “ А как же вы в списке пропустили грозу, ведь она тоже  действующее лицо” 3 группа “ Система действующих лиц пьесы”. Слово учителя: Обратимся, ребята, к списку действующих лиц. В художественной литературе,  как правило, фамилия персонажа глубоко продумывается и часто используется автором для  характеристики героя.   Просматривая список действующих лиц, мы убедились, что это так. Фамилии у Островского в  пьесе “Гроза” “говорящие”. С таким приемом мы уже встречались у Фонвизина в “Недоросле”, у  Гоголя в “Ревизоре”, у Грибоедова в “Горе от ума”.    Например, Дикой – это значит грубый, дикий, невежественный, необразованный.   Кабаниха – эта фамилия характеризует ее по тем свойствам, которые присущи кабану. Злоба,  дикость, непредсказуемость поведения. Тихон – само имя говорит за себя – “тихий, покорный,  безвольный”. Катерина – это имя трактуется как “чистая”. Варвара – это имя значит “грубая”. А  фамилия изобретателя Кулигина созвучна с фамилией Кулибин.     Далее мы замечаем, что герои распределены по возрасту: молодые – старые. Но, читая первое действие, мы понимаем, что система образов героев становится иной.  Выдеяются “хозяева жизни” и “ жертвы”.                    Хозяева жизни Дикой                            Жертвы Кулигин Кабаниха Феклуша Кудряш Варвара Тихон Борис Катерину, как нам кажется, мы не можем отнести к жертвам. Уже по первому действию видно,  что в ее душе зреет протест против домостроевских порядков. 4 группа “Особенности раскрытия характеров героев”. Слово учителя: Обратимся к главным героям пьесы. Как Островский раскрывает характеры  героев?  Обратим внимание на речь персонажей, на первые реплики, которые они произносят.  Посмотрим, как драматург использует прием контраста и сопоставления для раскрытия образа  героя. Читая первое действие драмы, наблюдая за речью героев, мы пришли к такому выводу, что для  раскрытия внутреннего облика персонажей Островский использует все речевые средства: лексику, фразеологию, морфологические и фонетические особенности, синтаксис. Любое  действующее лицо пьес Островского говорит лишь ему свойственным, оригинальным языком.  Итак, Речевая характеристика: Катерина. Ее речь поэтична, напоминает заклинание, плач или песню. Повторы, инверсии,  риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность. Дикой. Его речь изобилует грубыми словами и ругательствами. Ни с кем он не умеет по­ человечески общаться. Слово учителя: Верно, но потом он заметит, что одна Кабанова во всем городе “умеет его  разговорить”. Кулигин. Его речь – это речь образованного человека с “научными” словами и поэтическими  фразами. Речь Кулигина эмоциональна, но старомодна. Он часто употребляет старославянские  слова и фразеологизмы. Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Он поклонник  Ломоносова и Державина. Кабанова. Ее речь – это речь властного, деспотичного человека. Она не терпит возражений.  Говорит веско, значительно. Постоянно употребляет нравоучительные фразы. Опираясь на  авторитеты старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы. Тихон. Его речь – это речь боязливого человека. Он думает о том, чтобы угодить матери,  стремится убедить ее в  своем послушании. Обращение в форме множественного числа,  повторяемое слово “маменька” придают его речи уничижительный характер.  Феклуша. Эта героиня стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи  вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше.  Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловьем “милая”.  Варвара. Ее речь беззаботна и игрива. Слово учителя: Обратимся к тексту и посмотрим, какую первую реплику произносят герои? Как она характеризует их. Например, Кулигин с такой первой репликой появляется на сцене: “Чудеса, истинно надобно  сказать: чудеса!” Он не просто изобретатель, а еще и человек, тонко чувствующий и понимающий красоту родного края. Дикой произносит такую реплику, которая относится к Борису: “  Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!” Это человек злого нрава, бессердечный. Кабанова, обращаясь к Тихону, говорит: “ Если ты  хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай, как я тебе приказывала”. Обращаем  внимание на одну фразу “приказывала”, а не просила. Мы понимаем, что эта женщина  властолюбива, она глава семьи. Далее идет первая реплика Тихона, ее сына: “Да как же я могу,  маменька, вас ослушаться”. Покорность и безволие присуще этому персонажу.   Слово учителя: Верные выводы вы сделали. А как же Островский использует прием контраста и  сопоставления в пьесе? Открывая драму, мы вместе с Кулигиным восхищаемся красотой вида, открывающегося с  высокого берега Волги, вдыхаем полной грудью свежий воздух  с берега реки…А далее следует резкий контраст. В городских домишках – полутьма, затхлый дух купеческих комнат и за глухо  запертыми дверями бушует  самодурство, упоенное неограниченным своеволием, власть над  зависимыми и “младшими”. С помощью этого приема мы острее ощущаем духоту, невыносимую  духоту города Калинова, так живописно раскинувшегося на берегу реки.    Говоря о использовании контраста в пьесе, можно сопоставить монологи Феклуши( д.1, явл.2) и Кулигина ( д.1, явл.3). Для Феклуши Калинов – это тишина, покой, рай на земле, а Кулигин  говорит о “ жестоких нравах” в городе.    Слово  учителя: Подведение итогов урока. Выводы. Домашнее задание: Прочитать 2 и 3 действие пьесы “Гроза”  и ответить на вопросы: *Проанализировать монологи Кулигина( д.1, явл.3 и д.3, явл.1)  Выделите слова, которые характеризуют жителей города. Выделите слова, которые  характеризуют жизнь в семье. *Проанализируйте монологи Феклуши(д.1, явл.2 и д.3, явл.1). *Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? *Каковы жители города Калинова? *Кого мы можем назвать “хозяевами” города? * * Сравнить Дикого и Кабаниху (индивидуальное задание).

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")

Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018