Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
24.04.2018
Как показывает практика, самым трудным на уроках литературы является изучение драматургических произведений, так как настоящей жизнью пьеса живет на сцене, а в школе ее читают. Необходимо образность мышления, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Задача учителя – научить ребенка понимать драматургическое произведение.
Образовательные цели урока: знакомство учащихся с особенностями драматургии Островского на примере драмы “Гроза”. Работа над 1 действием пьесы. Анализ списка действующих лиц, раскрытие смысла названия драмы, приемы характеристики героев и система образов пьесы; язык драмы.
История создания.doc
Урок по драме Островского “Гроза”.
Тема: “Самое решительное произведение Островского”. История создания,
система образов, приемы характеристики героев в пьесе “Гроза”.
Как показывает практика, самым трудным на уроках литературы является изучение
драматургических произведений, так как настоящей жизнью пьеса живет на сцене, а в школе ее
читают. Необходимо образность мышления, чтобы представить героя в той или иной ситуации.
Задача учителя – научить ребенка понимать драматургическое произведение.
Образовательные цели урока: знакомство учащихся с особенностями драматургии
Островского на примере драмы “Гроза”. Работа над 1 действием пьесы. Анализ списка
действующих лиц, раскрытие смысла названия драмы, приемы характеристики героев и система
образов пьесы; язык драмы.
Оборудование: тексты пьесы, портрет Островского, фотографии старой Костромы, “портреты”
Кабанихи, Дикого, Катерины, рисунок учащихся к 1 действию драмы “Гроза”.
Ход урока.
Работа на уроке организуется в группах. Это позволяет включить весь коллектив класса в
активную, под руководством учителя, деятельность. Задание группам учитель дает заранее.
Слово учителя: Как вы знаете, свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и
ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под
носом – как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвыреки. Но для литературы, для
читателей была она тогда и впрямь незнакомой.
Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них
уходят корнями в родное Замоскворечье. Драматург детально описывает весь уклад замкнутого в
четырех стенах патриархальнокупеческого быта.
Что же предшествовало созданию пьесы ”Гроза”? Напоминаю вам, что пьеса была написана в
1859 году. В пору общественного подъема, накануне Крестьянской реформы.
1 группа “Творческая история создания пьесы “Гроза”.
Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое
по заданию морского министерства. Итогом этой поездки стал дневник драматурга.
Просматривая записи, читаем “И вот я в Костроме. Мы стоим на крутейшей горе, под
ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна
очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот проходит расшива, и издали чуть
слышатся очаровательные звуки; все ближе и ближе, песня растет и полилась, наконец, во
весь голос… А между тем уже подходит другая расшива и раздается та же песня. И нет
конца этой песне… Анна той стороне Волги два села: и особенно живописно одно, от
которого вплоть до Волги тянется самая кудрявая роща, солнце при закате забралось в нее
както чудно, с корня и наделало много чуда. Я измучился, глядя на это…Измученный
возвратился домой и долго, долго не мог уснуть…Неужели мучительные впечатления этих 5
дней будут бесследны для меня?”.
Бесплодными эти впечатления оказаться не могли, но они еще долго оставались и
накапливались в душе драматурга, прежде чем вылились на бумагу в такой шедевр творчества,
как “Гроза”. Так случилось, что в течение довольно длительного времени считалось: сам сюжет драмы
Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено
нашумевшее дело Клыковых.
Вплоть до начала 20 века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства
Катерины. Указывали на дом, где она жила, рядом с церковью Успенья.
Костромской краевед Н.Виноградов обстоятельно исследовал дело Клыковых, пришел к
закономерности, что именно его использовал Островский в работе над “Грозой”. Уж очень много
оказывалось тут почти буквальных совпадений. Александра Клыкова – прообраз Катерины –
была выдана в 16 лет замуж за купеческого сына. Хозяйка дома, суровая старообрядка,
обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать черную
работу, отказывала ей в просьбе повидаться с родителями. В момент драмы Александре было 19
лет. Молодой муж, человек безвольный, не смог защитить жену от придирок свекрови и
относился к ним равнодушно. Детей у них не было.
На пути Клыковой повстречался другой молодой человек, служащий почтовой канторы.
Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 июня 1859 года тело Клыковой
нашли в Волге. Возник судебный процесс, получивший широкую огласку. И никто не сомневался,
что Островский использовал это дело в “Грозе”.
Прошло несколько лет, прежде чем исследователи Островского точно установили, что драма
была написана до того, как Клыкова бросилась в Волгу.
Слово учителя: Этот факт совпадения говорит о многом. Он свидетельствует о человеческой
прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни
драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста
увидел “ чтото освежающее и ободряющее”.
Впервые пьеса была опубликована в 1860 г. В январском номере журнала “Библиотека для
чтения”. Обратимся и мы к этому удивительному творению Островского.
Как вы знаете, многие писатели используют метафорические названия. Островский не
исключение. Почему драма названа “Гроза”?
2 группа “Смысл названия пьесы “Гроза”.
Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, обратимся к Толковому словарю В.Даля и
посмотрим, что же значит слово “гроза”?
Читаем: “гроза – страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление
природы, грозить, трагедия, очищение”.
Откроем 1 действие драмы, попытаемся выяснить, в каком значении “гроза”появляется в
драме. Замечу, что вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально
реализует эту метафору.
В самом начале пьесы мы видим Дикого, которой отчитывает своего племянника Бориса
Григорьевича. Сколько бранных слов летит в его адрес, как только не называет его дядя:
“дармоед”, “бездельник”. Говорит ему: “Пропади ты пропадом!”.
Далее мы узнаем, что ему подстать только богатая купчиха Кабанова или Кабаниха как ее
называют “за глаза”.
Ну, да та все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался! – замечает Кудряш.
Это убеждает нас в справедливости определения, что Дикой – это ругатель, гроза. Деньги – это
его сила. Кабаниха ни в чем ему не уступит. Она тоже гроза.
Слово учителя: Таким образом, Островскому в развернутой экспозиции нужно было показать,
что порядок купцов города держится на страхе. Верно, вы заметили, что метафора грозы –
стртах, упоение властью, угроза, грозить.
Когда же появляется гроза как явление природы? Гроза как явление природы появляется в конце первого действия. Рассмотрим значение этой
сцены. Для чего же вводит Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? На
чем основано ее пророчество?
Варвара улыбается, а Катерина боится до смерти. Ей страшно, что смерть застанет ее с
помыслами греховными.
Эта сцена – завязка. Звучат два раската грома. Страх Катерины усиливается.
Слово учителя: Таким образом, мы все больше убеждаемся в справедливости высказывания
критика по поводу пьесы Островского: “ А как же вы в списке пропустили грозу, ведь она тоже
действующее лицо”
3 группа “ Система действующих лиц пьесы”.
Слово учителя: Обратимся, ребята, к списку действующих лиц. В художественной литературе,
как правило, фамилия персонажа глубоко продумывается и часто используется автором для
характеристики героя.
Просматривая список действующих лиц, мы убедились, что это так. Фамилии у Островского в
пьесе “Гроза” “говорящие”. С таким приемом мы уже встречались у Фонвизина в “Недоросле”, у
Гоголя в “Ревизоре”, у Грибоедова в “Горе от ума”.
Например, Дикой – это значит грубый, дикий, невежественный, необразованный.
Кабаниха – эта фамилия характеризует ее по тем свойствам, которые присущи кабану. Злоба,
дикость, непредсказуемость поведения. Тихон – само имя говорит за себя – “тихий, покорный,
безвольный”. Катерина – это имя трактуется как “чистая”. Варвара – это имя значит “грубая”. А
фамилия изобретателя Кулигина созвучна с фамилией Кулибин.
Далее мы замечаем, что герои распределены по возрасту: молодые – старые.
Но, читая первое действие, мы понимаем, что система образов героев становится иной.
Выдеяются “хозяева жизни” и “ жертвы”.
Хозяева жизни
Дикой
Жертвы
Кулигин
Кабаниха
Феклуша
Кудряш
Варвара
Тихон
Борис
Катерину, как нам кажется, мы не можем отнести к жертвам. Уже по первому действию видно,
что в ее душе зреет протест против домостроевских порядков.
4 группа “Особенности раскрытия характеров героев”.
Слово учителя: Обратимся к главным героям пьесы. Как Островский раскрывает характеры
героев? Обратим внимание на речь персонажей, на первые реплики, которые они произносят.
Посмотрим, как драматург использует прием контраста и сопоставления для раскрытия образа
героя.
Читая первое действие драмы, наблюдая за речью героев, мы пришли к такому выводу, что для
раскрытия внутреннего облика персонажей Островский использует все речевые средства: лексику, фразеологию, морфологические и фонетические особенности, синтаксис. Любое
действующее лицо пьес Островского говорит лишь ему свойственным, оригинальным языком.
Итак,
Речевая характеристика:
Катерина. Ее речь поэтична, напоминает заклинание, плач или песню. Повторы, инверсии,
риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность.
Дикой. Его речь изобилует грубыми словами и ругательствами. Ни с кем он не умеет по
человечески общаться.
Слово учителя: Верно, но потом он заметит, что одна Кабанова во всем городе “умеет его
разговорить”.
Кулигин. Его речь – это речь образованного человека с “научными” словами и поэтическими
фразами. Речь Кулигина эмоциональна, но старомодна. Он часто употребляет старославянские
слова и фразеологизмы. Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Он поклонник
Ломоносова и Державина.
Кабанова. Ее речь – это речь властного, деспотичного человека. Она не терпит возражений.
Говорит веско, значительно. Постоянно употребляет нравоучительные фразы. Опираясь на
авторитеты старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы.
Тихон. Его речь – это речь боязливого человека. Он думает о том, чтобы угодить матери,
стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа,
повторяемое слово “маменька” придают его речи уничижительный характер.
Феклуша. Эта героиня стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи
вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше.
Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловьем “милая”.
Варвара. Ее речь беззаботна и игрива.
Слово учителя: Обратимся к тексту и посмотрим, какую первую реплику произносят герои? Как
она характеризует их.
Например, Кулигин с такой первой репликой появляется на сцене: “Чудеса, истинно надобно
сказать: чудеса!” Он не просто изобретатель, а еще и человек, тонко чувствующий и понимающий
красоту родного края. Дикой произносит такую реплику, которая относится к Борису: “
Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!”
Это человек злого нрава, бессердечный. Кабанова, обращаясь к Тихону, говорит: “ Если ты
хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай, как я тебе приказывала”. Обращаем
внимание на одну фразу “приказывала”, а не просила. Мы понимаем, что эта женщина
властолюбива, она глава семьи. Далее идет первая реплика Тихона, ее сына: “Да как же я могу,
маменька, вас ослушаться”. Покорность и безволие присуще этому персонажу.
Слово учителя: Верные выводы вы сделали. А как же Островский использует прием контраста и
сопоставления в пьесе?
Открывая драму, мы вместе с Кулигиным восхищаемся красотой вида, открывающегося с
высокого берега Волги, вдыхаем полной грудью свежий воздух с берега реки…А далее следует резкий контраст. В городских домишках – полутьма, затхлый дух купеческих комнат и за глухо
запертыми дверями бушует самодурство, упоенное неограниченным своеволием, власть над
зависимыми и “младшими”. С помощью этого приема мы острее ощущаем духоту, невыносимую
духоту города Калинова, так живописно раскинувшегося на берегу реки.
Говоря о использовании контраста в пьесе, можно сопоставить монологи Феклуши( д.1, явл.2) и
Кулигина ( д.1, явл.3). Для Феклуши Калинов – это тишина, покой, рай на земле, а Кулигин
говорит о “ жестоких нравах” в городе.
Слово учителя: Подведение итогов урока. Выводы.
Домашнее задание: Прочитать 2 и 3 действие пьесы “Гроза” и ответить на вопросы:
*Проанализировать монологи Кулигина( д.1, явл.3 и д.3, явл.1)
Выделите слова, которые характеризуют жителей города. Выделите слова, которые
характеризуют жизнь в семье.
*Проанализируйте монологи Феклуши(д.1, явл.2 и д.3, явл.1).
*Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе?
*Каковы жители города Калинова?
*Кого мы можем назвать “хозяевами” города?
* * Сравнить Дикого и Кабаниху (индивидуальное задание).
Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")
Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")
Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")
Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")
Русская литература. 10 класс. Тема: “Самое решительное произведение А.Н. Островского”. (по драме "Гроза")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.