Как показывает практика, самым трудным на уроках литературы является изучение драматургических произведений, так как настоящей жизнью пьеса живет на сцене, а в школе ее читают. Необходимо образность мышления, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Задача учителя – научить ребенка понимать драматургическое произведение.
Образовательные цели урока: знакомство учащихся с особенностями драматургии Островского на примере драмы “Гроза”. Работа над 1 действием пьесы. Анализ списка действующих лиц, раскрытие смысла названия драмы, приемы характеристики героев и система образов пьесы; язык драмы.
Урок по драме Островского “Гроза”.
Тема: “Самое решительное произведение Островского”. История создания,
система образов, приемы характеристики героев в пьесе “Гроза”.
Как показывает практика, самым трудным на уроках литературы является изучение
драматургических произведений, так как настоящей жизнью пьеса живет на сцене, а в школе ее
читают. Необходимо образность мышления, чтобы представить героя в той или иной ситуации.
Задача учителя – научить ребенка понимать драматургическое произведение.
Образовательные цели урока: знакомство учащихся с особенностями драматургии
Островского на примере драмы “Гроза”. Работа над 1 действием пьесы. Анализ списка
действующих лиц, раскрытие смысла названия драмы, приемы характеристики героев и система
образов пьесы; язык драмы.
Оборудование: тексты пьесы, портрет Островского, фотографии старой Костромы, “портреты”
Кабанихи, Дикого, Катерины, рисунок учащихся к 1 действию драмы “Гроза”.
Ход урока.
Работа на уроке организуется в группах. Это позволяет включить весь коллектив класса в
активную, под руководством учителя, деятельность. Задание группам учитель дает заранее.
Слово учителя: Как вы знаете, свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и
ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под
носом – как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвыреки. Но для литературы, для
читателей была она тогда и впрямь незнакомой.
Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них
уходят корнями в родное Замоскворечье. Драматург детально описывает весь уклад замкнутого в
четырех стенах патриархальнокупеческого быта.
Что же предшествовало созданию пьесы ”Гроза”? Напоминаю вам, что пьеса была написана в
1859 году. В пору общественного подъема, накануне Крестьянской реформы.
1 группа “Творческая история создания пьесы “Гроза”.
Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое
по заданию морского министерства. Итогом этой поездки стал дневник драматурга.
Просматривая записи, читаем “И вот я в Костроме. Мы стоим на крутейшей горе, под
ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна
очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот проходит расшива, и издали чуть
слышатся очаровательные звуки; все ближе и ближе, песня растет и полилась, наконец, во
весь голос… А между тем уже подходит другая расшива и раздается та же песня. И нет
конца этой песне… Анна той стороне Волги два села: и особенно живописно одно, от
которого вплоть до Волги тянется самая кудрявая роща, солнце при закате забралось в нее
както чудно, с корня и наделало много чуда. Я измучился, глядя на это…Измученный
возвратился домой и долго, долго не мог уснуть…Неужели мучительные впечатления этих 5
дней будут бесследны для меня?”.
Бесплодными эти впечатления оказаться не могли, но они еще долго оставались и
накапливались в душе драматурга, прежде чем вылились на бумагу в такой шедевр творчества,
как “Гроза”.Так случилось, что в течение довольно длительного времени считалось: сам сюжет драмы
Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено
нашумевшее дело Клыковых.
Вплоть до начала 20 века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства
Катерины. Указывали на дом, где она жила, рядом с церковью Успенья.
Костромской краевед Н.Виноградов обстоятельно исследовал дело Клыковых, пришел к
закономерности, что именно его использовал Островский в работе над “Грозой”. Уж очень много
оказывалось тут почти буквальных совпадений. Александра Клыкова – прообраз Катерины –
была выдана в 16 лет замуж за купеческого сына. Хозяйка дома, суровая старообрядка,
обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать черную
работу, отказывала ей в просьбе повидаться с родителями. В момент драмы Александре было 19
лет. Молодой муж, человек безвольный, не смог защитить жену от придирок свекрови и
относился к ним равнодушно. Детей у них не было.
На пути Клыковой повстречался другой молодой человек, служащий почтовой канторы.
Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 июня 1859 года тело Клыковой
нашли в Волге. Возник судебный процесс, получивший широкую огласку. И никто не сомневался,
что Островский использовал это дело в “Грозе”.
Прошло несколько лет, прежде чем исследователи Островского точно установили, что драма
была написана до того, как Клыкова бросилась в Волгу.
Слово учителя: Этот факт совпадения говорит о многом. Он свидетельствует о человеческой
прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни
драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста
увидел “ чтото освежающее и ободряющее”.
Впервые пьеса была опубликована в 1860 г. В январском номере журнала “Библиотека для
чтения”. Обратимся и мы к этому удивительному творению Островского.
Как вы знаете, многие писатели используют метафорические названия. Островский не
исключение. Почему драма названа “Гроза”?
2 группа “Смысл названия пьесы “Гроза”.
Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, обратимся к Толковому словарю В.Даля и
посмотрим, что же значит слово “гроза”?
Читаем: “гроза – страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление
природы, грозить, трагедия, очищение”.
Откроем 1 действие драмы, попытаемся выяснить, в каком значении “гроза”появляется в
драме. Замечу, что вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально
реализует эту метафору.
В самом начале пьесы мы видим Дикого, которой отчитывает своего племянника Бориса
Григорьевича. Сколько бранных слов летит в его адрес, как только не называет его дядя:
“дармоед”, “бездельник”. Говорит ему: “Пропади ты пропадом!”.
Далее мы узнаем, что ему подстать только богатая купчиха Кабанова или Кабаниха как ее
называют “за глаза”.
Ну, да та все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался! – замечает Кудряш.
Это убеждает нас в справедливости определения, что Дикой – это ругатель, гроза. Деньги – это
его сила. Кабаниха ни в чем ему не уступит. Она тоже гроза.
Слово учителя: Таким образом, Островскому в развернутой экспозиции нужно было показать,
что порядок купцов города держится на страхе. Верно, вы заметили, что метафора грозы –
стртах, упоение властью, угроза, грозить.
Когда же появляется гроза как явление природы?Гроза как явление природы появляется в конце первого действия. Рассмотрим значение этой
сцены. Для чего же вводит Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? На
чем основано ее пророчество?
Варвара улыбается, а Катерина боится до смерти. Ей страшно, что смерть застанет ее с
помыслами греховными.
Эта сцена – завязка. Звучат два раската грома. Страх Катерины усиливается.
Слово учителя: Таким образом, мы все больше убеждаемся в справедливости высказывания
критика по поводу пьесы Островского: “ А как же вы в списке пропустили грозу, ведь она тоже
действующее лицо”
3 группа “ Система действующих лиц пьесы”.
Слово учителя: Обратимся, ребята, к списку действующих лиц. В художественной литературе,
как правило, фамилия персонажа глубоко продумывается и часто используется автором для
характеристики героя.
Просматривая список действующих лиц, мы убедились, что это так. Фамилии у Островского в
пьесе “Гроза” “говорящие”. С таким приемом мы уже встречались у Фонвизина в “Недоросле”, у
Гоголя в “Ревизоре”, у Грибоедова в “Горе от ума”.
Например, Дикой – это значит грубый, дикий, невежественный, необразованный.
Кабаниха – эта фамилия характеризует ее по тем свойствам, которые присущи кабану. Злоба,
дикость, непредсказуемость поведения. Тихон – само имя говорит за себя – “тихий, покорный,
безвольный”. Катерина – это имя трактуется как “чистая”. Варвара – это имя значит “грубая”. А
фамилия изобретателя Кулигина созвучна с фамилией Кулибин.
Далее мы замечаем, что герои распределены по возрасту: молодые – старые.
Но, читая первое действие, мы понимаем, что система образов героев становится иной.
Выдеяются “хозяева жизни” и “ жертвы”.
Хозяева жизни
Дикой
Жертвы
Кулигин
Кабаниха
Феклуша
Кудряш
Варвара
Тихон
Борис
Катерину, как нам кажется, мы не можем отнести к жертвам. Уже по первому действию видно,
что в ее душе зреет протест против домостроевских порядков.
4 группа “Особенности раскрытия характеров героев”.
Слово учителя: Обратимся к главным героям пьесы. Как Островский раскрывает характеры
героев? Обратим внимание на речь персонажей, на первые реплики, которые они произносят.
Посмотрим, как драматург использует прием контраста и сопоставления для раскрытия образа
героя.
Читая первое действие драмы, наблюдая за речью героев, мы пришли к такому выводу, что для
раскрытия внутреннего облика персонажей Островский использует все речевые средства:лексику, фразеологию, морфологические и фонетические особенности, синтаксис. Любое
действующее лицо пьес Островского говорит лишь ему свойственным, оригинальным языком.
Итак,
Речевая характеристика:
Катерина. Ее речь поэтична, напоминает заклинание, плач или песню. Повторы, инверсии,
риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность.
Дикой. Его речь изобилует грубыми словами и ругательствами. Ни с кем он не умеет по
человечески общаться.
Слово учителя: Верно, но потом он заметит, что одна Кабанова во всем городе “умеет его
разговорить”.
Кулигин. Его речь – это речь образованного человека с “научными” словами и поэтическими
фразами. Речь Кулигина эмоциональна, но старомодна. Он часто употребляет старославянские
слова и фразеологизмы. Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Он поклонник
Ломоносова и Державина.
Кабанова. Ее речь – это речь властного, деспотичного человека. Она не терпит возражений.
Говорит веско, значительно. Постоянно употребляет нравоучительные фразы. Опираясь на
авторитеты старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы.
Тихон. Его речь – это речь боязливого человека. Он думает о том, чтобы угодить матери,
стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа,
повторяемое слово “маменька” придают его речи уничижительный характер.
Феклуша. Эта героиня стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи
вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше.
Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловьем “милая”.
Варвара. Ее речь беззаботна и игрива.
Слово учителя: Обратимся к тексту и посмотрим, какую первую реплику произносят герои? Как
она характеризует их.
Например, Кулигин с такой первой репликой появляется на сцене: “Чудеса, истинно надобно
сказать: чудеса!” Он не просто изобретатель, а еще и человек, тонко чувствующий и понимающий
красоту родного края. Дикой произносит такую реплику, которая относится к Борису: “
Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!”
Это человек злого нрава, бессердечный. Кабанова, обращаясь к Тихону, говорит: “ Если ты
хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай, как я тебе приказывала”. Обращаем
внимание на одну фразу “приказывала”, а не просила. Мы понимаем, что эта женщина
властолюбива, она глава семьи. Далее идет первая реплика Тихона, ее сына: “Да как же я могу,
маменька, вас ослушаться”. Покорность и безволие присуще этому персонажу.
Слово учителя: Верные выводы вы сделали. А как же Островский использует прием контраста и
сопоставления в пьесе?
Открывая драму, мы вместе с Кулигиным восхищаемся красотой вида, открывающегося с
высокого берега Волги, вдыхаем полной грудью свежий воздух с берега реки…А далее следуетрезкий контраст. В городских домишках – полутьма, затхлый дух купеческих комнат и за глухо
запертыми дверями бушует самодурство, упоенное неограниченным своеволием, власть над
зависимыми и “младшими”. С помощью этого приема мы острее ощущаем духоту, невыносимую
духоту города Калинова, так живописно раскинувшегося на берегу реки.
Говоря о использовании контраста в пьесе, можно сопоставить монологи Феклуши( д.1, явл.2) и
Кулигина ( д.1, явл.3). Для Феклуши Калинов – это тишина, покой, рай на земле, а Кулигин
говорит о “ жестоких нравах” в городе.
Слово учителя: Подведение итогов урока. Выводы.
Домашнее задание: Прочитать 2 и 3 действие пьесы “Гроза” и ответить на вопросы:
*Проанализировать монологи Кулигина( д.1, явл.3 и д.3, явл.1)
Выделите слова, которые характеризуют жителей города. Выделите слова, которые
характеризуют жизнь в семье.
*Проанализируйте монологи Феклуши(д.1, явл.2 и д.3, явл.1).
*Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе?
*Каковы жители города Калинова?
*Кого мы можем назвать “хозяевами” города?
* * Сравнить Дикого и Кабаниху (индивидуальное задание).