Русская литература 10 класс Урок развития речи по творчеству А.П.Чехова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Классное сочинение по расказу А.П. Чехова «Ионыч» Цель урока: Формирование навыков аргументированного ответа на проблемный вопрос, умения писать сочинение-рассуждение, убедить в важности и необходимости этих умений и навыков; духовно-нравственное воспитание учащихся на примере личности великого русского писателя , на основе созданных им художественных образов; развитие речи учащихся, их активной жизненной позиции. Оборудование: рассказ «Ионыч» ; презентация «Заключительный урок по творчеству », лист индивидуальной работы учащихся, презентация ученика по Чехову, рисунки-портреты, выполненные учащимся.
Иконка файла материала 43-44.docx
Дата:                                                                      Класс: 10             урок 43­44 Тема: Классное сочинение по расказу А.П. Чехова «Ионыч» Цель урока: Формирование навыков аргументированного ответа на проблемный вопрос, умения  писать сочинение­рассуждение, убедить в важности и необходимости этих умений и навыков;  духовно­нравственное воспитание учащихся на примере личности великого русского писателя , на  основе созданных им художественных образов; развитие речи учащихся, их активной жизненной  позиции. Оборудование: рассказ «Ионыч» ; презентация «Заключительный урок по творчеству », лист  индивидуальной работы учащихся, презентация ученика по Чехову, рисунки­портреты, выполненные  учащимся. Деятельность учителя 3  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников.  Эпиграф к уроку: «Желание служить общему благу должно непременно  быть потребностью души, условием личного счастья» 10  мин. II. Мотивация к изучению нового материала.  ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный  урок по творчеству Антона Павловича Чехова (1 слайд)  На этом уроке нам необходимо дать полный развернутый  ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный  литературный материал, и подготовиться к написанию  сочинения­рассуждения (слайд 2). Деятельность обучающихся Проводят  психологический  настрой наглядности  Шарики Работают над  эпиграфом к уроку Работают со  слайдами к уроку  Обсуждают Кубик Антон Павлович Чехов. Это имя известно далеко за  пределами нашей страны. Мы с вами знакомы с его  творчеством с начальных классов. Отвечают на  вопросы *С какими произведениями мы познакомились в этом  году?  Но чтобы постичь творчество писателя, необходимо  понять его как человека, как личность. *Какие свойства характера самого писателя вам  запомнились? *Что было счастьем для писателя? Да, ребята. говорил: «Желание служить общему благу  должно непременно быть потребностью души, условием  личного счастья» (слайд 3). Сейчас мы послушаем  небольшое выступление вашей одноклассницы Ответы учащихся:  Мы читали  «Маленькую  трилогию» Чехова,  в которой  объединены три  рассказа: «Человек в футляре»,  «Крыжовник», «О  любви», рассказ  «Ионыч»3. Просмотр презентации «Благотворительная  деятельность Чехова»  *Какая грань личности Чехова открывается нам в этих  его поступках?  Правильно, я надеюсь, что осознание этого поможет вам  полнее понять рассказ Чехова «Ионыч» и написать  сочинение­ рассуждение (слайд 4) *Ребята, что вы можете сказать о структуре сочинения –  рассуждения?  20  мин. III. Актуализация знаний. ­ Ребята, переходим к основной части нашего урока.  Сегодня мы должны дать развёрнутый ответ на вопрос:  «Путь от Старцева к Ионычу: деградация или  процветание?» (слайд 6). Для того чтобы ответить на  поставленный вопрос, нам нужно поработать со  словами деградация и процветание. Ваши одноклассники  подготовили для нас определение лексического значения этого слова по разным источникам Ответы учащихся:  трудолюбие,  нравственность и  интеллигентность,  доброта и  милосердие). Ответ учащихся:  «Приносить пользу людям». Выступление  ученицы с обзором  творчества (Эта работа была  индивидуальным  домашним  заданием). Ответы учащихся:  гуманизм,  милосердие,  желание принести  пользу другим. Ответ: сочинение­ рассуждение  состоит из трёх  частей. Это тезис,  доказательство и  вывод, 5 слайд. Выступление  учащихся.  Учениками  зачитываются  определения по  словарям, слайд  7,8.  (Эта работа также Учебникбыла  индивидуальным  домашним  заданием) Итак, первая часть нашей работы – это тезис (слайд 9). Я дам вам время, чтобы вы написали на своих  индивидуальных листах небольшой тезис (даётся время и зачитываются 1­2 варианта). А теперь основная часть работы – доказательства  (аргументы) (слайд 10). В своём сочинении мы должны  проследить за всеми жизненными этапами Старцева.  Изобразим путь от Старцева к Ионычу следующим  образом (лестница, надо поставить стрелку), поставим  портреты на начало и конец пути. Эти рисунки  нарисовала ваша одноклассница. Ответить на данный  проблемный вопрос мы можем сразу: деградация или  процветание? Но нам в сочинении надо аргументировать  свой ответ. Для этого мы вспомним всё о герое рассказа  «Ионыч». В рассказе 4 главы. Это 4 этапа жизненного  пути Дмитрия Ионыча Старцева, 4 ступеньки лестницы,  ведущей вниз  Заполнение таблицы: Ступени деградации Ионыча Этап Возраст События в  жизни  Старцева Его внутренняя  жизнь и духовные  запросы I ступень. После  окончания  университета . Примерно  25 лет Приезд в  город С.,  врачебная  земская  деятельность . Знакомство  с семьей  Туркиных (у каждого ученика есть  индивидуальный  лист работы  У класса имеются  индивидуальные  листы с таблицей,  которые  заполняются  вместе с учителем  в течение беседы). Ходил пешком,  беден (своих  лошадей не было).  Понимает музыку  (поет романс  Яковлева на стихи  Дельвига и романс Рубинштейна на  стихи Пушкина).  Понимает, что  романы Веры  Иосифовны и игра  на рояле  Екатерины  Ивановны   ­ бездарна. Но в  душе героя уже  есть зачатки  опустошения,  умирания души: "в  креслах было  покойно"; "слушать было приятно,II ступень.  Через год. 26 лет. Второе  посещение  Туркиных.  Роман  Старцева с  Котиком:  объяснение,  свидание на  кладбище. удобно"; "в голову  шли покойные  мысли"; слушать  игру Котика "было  так приятно, так  ново"; "гости,  сытые и  довольные".  "Занятно",  "недурственно" ­  слова Старцева в  итоге. Любовь,  страдание.  "Сказал, сильно  волнуясь"; "умоляю вас"; "она  восхищала его"; "с  ней он мог  говорить о  литературе, об  искусстве, о чем  угодно", "с  волнением  спрашивал". НО: "к лицу ли ему, земскому доктору,  умному, солидному  человеку,  вздыхать,  получать  записочки,  таскаться по  кладбищам, делать глупости"; "уже  была своя пара  лошадей и кучер  Пантелеймон в  бархатной  жилетке". НО: Старцев все­ таки поехал на  кладбище, ощутил  гармонию природы На  следующий  день Попытка  сделать  предложение "А приданого они  дадут, должно  быть, немало"; "на, отказ  Екатерины  Ивановны. Через три  дня Узнаёт об  отъезде  Екатерины  ивановны. душе было  туманно, но  радостно, тепло, и  в то же время в  голове какой­то  холодный,  тяжелый кусочек  рассуждал"; "дадут приданое, заведем обстановку". НО: "залюбовался  и пришел в такой  восторг"; "я  страдал"; "нежное, радостное,  мучительное  чувство", "любовь  моя безгранична";  "у Старцева  перестало  беспокойно биться сердце"; "ему было немножко стыдно"; "и жаль было  своего чувства,  этой своей любви". "Он успокоился и  зажил по­ прежнему".  "Сколько хлопот,  однако!"  ­ слова в  итоге. III ступень.  Через четыре года.  30 лет. Продолжает  работать  земским  врачом,  имеет  практику в  городе.  Посещение  Туркиных.  Встреча с  Екатериной  Ивановной На тройке с  бубенчиками;  "пополнел,  раздобрел и  неохотно ходил  пешком"; "и  Пантелей мой  тоже пополнел";  "ни с кем не  сходился близко";  "избегал  разговоров, а  только закусывали играл в винт"; "ел молча"; "все...было  неинтересно,  несправедливо,  глупо"; "чувствовал раздражение,  волновался, но  молчал"; "по  вечерам вынимать  из карманов  бумажки, добытые  практикой";  "вспоминал о своей любви, о мечтах и  надеждах... и ему  стало неловко".  "Ему вдруг стало  грустно и жаль  прошлого. В душе  затеплился  огонек"; "днем  нажива, а вечером  клуб, общество  картежников,  алкоголиков,  хрипунов, которых  я терпеть не могу"; "вспомнил про  бумажки... и  огонек в душе  погас"; "а хорошо,  что я тогда не  женился";  "подумал, что если  самые  талантливые люди  во всем городе так бездарны, то каков же должен быть  город"  ­ мысли в  итоге Пополнел, ожирел, тяжело дышит";  "пухлый, красный";  "Пантелеймон,  тоже пухлый,  красный, с  мясистым  затылком";  "кажется, что едет Без событий IV ступень.  Через  несколько  лет. 35 лет.не человек, а  языческий бог";  "громадная  практика"; "имение и два дома";  "проходя через все комнаты, не  обращая внимания  на неодетых  женщин и детей";  "жадность  одолела"; "горло  заплыло жиром,  голос у него  изменился, стал  тонким и резким";  "характер стал  тяжелым,  раздражительным" . 9. Подведение итогов по основной части сочинения ­ Ребята, что же изменилось в Старцеве за эти 7­8 лет? ­  Изменился внешне,­  изменилось отношение к работе  (спешно принимал больных), ­  стал жадным, мещанином  (вкладывал деньги в недвижимость), ­  стал пошлым  (невоспитанным, бесцеремонным), пренебрежительно  относится к людям, как отзывается о своей бывшей  возлюбленной), ­  изменился характер (тяжелый,  раздражительный), ­  изменились его интересы (еда –  высшее наслаждение!),­  изменилась речь (практически  разучился говорить),  он свой! (его зовут Ионычем). 10  мин. IV. Итог урока.  10. Работа над заключительной частью сочинения –  рассуждения. Просмотрим заключительную часть нашего сочинения.  Это вывод (слайд 11) Итак, страсть к накопительству,  обжорство, игра в карты – это все, что держит его в  жизни. Произошло духовное разложение, падение  личности – т. е. деградация. Я снова вам даю время на  небольшой вывод  11. Чтение и обсуждение работ учащихся. 12. Заключение. Итоги урока. ­ Молодцы, дома вы закончите работу, пользуясь моими  полезными советами (слайд 12­13). ­ Надеюсь, что общение с творчеством не прошло для вас бесследно. Я уверена, вы сделали еще один шаг на пути  стикеры (даётся время,  зачитывается 1­2  варианта).формирования собственной личности. ­ Закончить наш урок хочу стихотворением моего  любимого поэта Эдуарда Асадова:                                         Плохой ли, хорошей рождается птица,                        Ей всё равно суждено летать.                                        С человеком же так не случится,                                   Человеком мало родиться,                                              Им ещё надо стать!  2  мин. V. Домашняя работа.  Объясняет особенности  выполнения домашней работы.  Записывают  домашнюю работу  в дневниках. Учебник Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также