Тема: Классное сочинение по расказу А.П. Чехова «Ионыч»
Цель урока: Формирование навыков аргументированного ответа на проблемный вопрос, умения писать сочинение-рассуждение, убедить в важности и необходимости этих умений и навыков; духовно-нравственное воспитание учащихся на примере личности великого русского писателя , на основе созданных им художественных образов; развитие речи учащихся, их активной жизненной позиции.
Оборудование: рассказ «Ионыч» ; презентация «Заключительный урок по творчеству », лист индивидуальной работы учащихся, презентация ученика по Чехову, рисунки-портреты, выполненные учащимся.
Дата: Класс: 10 урок 4344
Тема: Классное сочинение по расказу А.П. Чехова «Ионыч»
Цель урока: Формирование навыков аргументированного ответа на проблемный вопрос, умения
писать сочинениерассуждение, убедить в важности и необходимости этих умений и навыков;
духовнонравственное воспитание учащихся на примере личности великого русского писателя , на
основе созданных им художественных образов; развитие речи учащихся, их активной жизненной
позиции.
Оборудование: рассказ «Ионыч» ; презентация «Заключительный урок по творчеству », лист
индивидуальной работы учащихся, презентация ученика по Чехову, рисункипортреты, выполненные
учащимся.
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников.
Эпиграф к уроку:
«Желание служить общему благу должно непременно
быть потребностью души, условием личного счастья»
10
мин.
II. Мотивация к изучению нового материала.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный
урок по творчеству Антона Павловича Чехова (1 слайд)
На этом уроке нам необходимо дать полный развернутый
ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный
литературный материал, и подготовиться к написанию
сочинениярассуждения (слайд 2).
Деятельность
обучающихся
Проводят
психологический
настрой
наглядности
Шарики
Работают над
эпиграфом к уроку
Работают со
слайдами к уроку
Обсуждают
Кубик
Антон Павлович Чехов. Это имя известно далеко за
пределами нашей страны. Мы с вами знакомы с его
творчеством с начальных классов.
Отвечают на
вопросы
*С какими произведениями мы познакомились в этом
году?
Но чтобы постичь творчество писателя, необходимо
понять его как человека, как личность.
*Какие свойства характера самого писателя вам
запомнились?
*Что было счастьем для писателя?
Да, ребята. говорил: «Желание служить общему благу
должно непременно быть потребностью души, условием
личного счастья» (слайд 3). Сейчас мы послушаем
небольшое выступление вашей одноклассницы
Ответы учащихся:
Мы читали
«Маленькую
трилогию» Чехова,
в которой
объединены три
рассказа: «Человек
в футляре»,
«Крыжовник», «О
любви», рассказ
«Ионыч»3. Просмотр презентации «Благотворительная
деятельность Чехова»
*Какая грань личности Чехова открывается нам в этих
его поступках?
Правильно, я надеюсь, что осознание этого поможет вам
полнее понять рассказ Чехова «Ионыч» и написать
сочинение рассуждение (слайд 4)
*Ребята, что вы можете сказать о структуре сочинения –
рассуждения?
20
мин.
III. Актуализация знаний.
Ребята, переходим к основной части нашего урока.
Сегодня мы должны дать развёрнутый ответ на вопрос:
«Путь от Старцева к Ионычу: деградация или
процветание?» (слайд 6). Для того чтобы ответить на
поставленный вопрос, нам нужно поработать со
словами деградация и процветание. Ваши одноклассники
подготовили для нас определение лексического значения
этого слова по разным источникам
Ответы учащихся:
трудолюбие,
нравственность и
интеллигентность,
доброта и
милосердие).
Ответ учащихся:
«Приносить пользу
людям».
Выступление
ученицы с обзором
творчества
(Эта работа была
индивидуальным
домашним
заданием).
Ответы учащихся:
гуманизм,
милосердие,
желание принести
пользу другим.
Ответ: сочинение
рассуждение
состоит из трёх
частей. Это тезис,
доказательство и
вывод, 5 слайд.
Выступление
учащихся.
Учениками
зачитываются
определения по
словарям, слайд
7,8.
(Эта работа также
Учебникбыла
индивидуальным
домашним
заданием)
Итак, первая часть нашей работы – это тезис (слайд 9). Я
дам вам время, чтобы вы написали на своих
индивидуальных листах небольшой тезис (даётся время и
зачитываются 12 варианта).
А теперь основная часть работы – доказательства
(аргументы) (слайд 10). В своём сочинении мы должны
проследить за всеми жизненными этапами Старцева.
Изобразим путь от Старцева к Ионычу следующим
образом (лестница, надо поставить стрелку), поставим
портреты на начало и конец пути. Эти рисунки
нарисовала ваша одноклассница. Ответить на данный
проблемный вопрос мы можем сразу: деградация или
процветание? Но нам в сочинении надо аргументировать
свой ответ. Для этого мы вспомним всё о герое рассказа
«Ионыч». В рассказе 4 главы. Это 4 этапа жизненного
пути Дмитрия Ионыча Старцева, 4 ступеньки лестницы,
ведущей вниз
Заполнение таблицы: Ступени деградации Ионыча
Этап
Возраст
События в
жизни
Старцева
Его внутренняя
жизнь и духовные
запросы
I ступень.
После
окончания
университета
. Примерно
25 лет
Приезд в
город С.,
врачебная
земская
деятельность
. Знакомство
с семьей
Туркиных
(у каждого ученика
есть
индивидуальный
лист работы
У класса имеются
индивидуальные
листы с таблицей,
которые
заполняются
вместе с учителем
в течение беседы).
Ходил пешком,
беден (своих
лошадей не было).
Понимает музыку
(поет романс
Яковлева на стихи
Дельвига и романс
Рубинштейна на
стихи Пушкина).
Понимает, что
романы Веры
Иосифовны и игра
на рояле
Екатерины
Ивановны
бездарна. Но в
душе героя уже
есть зачатки
опустошения,
умирания души: "в
креслах было
покойно"; "слушать
было приятно,II ступень.
Через год. 26
лет.
Второе
посещение
Туркиных.
Роман
Старцева с
Котиком:
объяснение,
свидание на
кладбище.
удобно"; "в голову
шли покойные
мысли"; слушать
игру Котика "было
так приятно, так
ново"; "гости,
сытые и
довольные".
"Занятно",
"недурственно"
слова Старцева в
итоге.
Любовь,
страдание.
"Сказал, сильно
волнуясь"; "умоляю
вас"; "она
восхищала его"; "с
ней он мог
говорить о
литературе, об
искусстве, о чем
угодно", "с
волнением
спрашивал".
НО: "к лицу ли ему,
земскому доктору,
умному, солидному
человеку,
вздыхать,
получать
записочки,
таскаться по
кладбищам, делать
глупости"; "уже
была своя пара
лошадей и кучер
Пантелеймон в
бархатной
жилетке".
НО: Старцев все
таки поехал на
кладбище, ощутил
гармонию природы
На
следующий
день
Попытка
сделать
предложение
"А приданого они
дадут, должно
быть, немало"; "на, отказ
Екатерины
Ивановны.
Через три
дня
Узнаёт об
отъезде
Екатерины
ивановны.
душе было
туманно, но
радостно, тепло, и
в то же время в
голове какойто
холодный,
тяжелый кусочек
рассуждал"; "дадут
приданое, заведем
обстановку".
НО: "залюбовался
и пришел в такой
восторг"; "я
страдал"; "нежное,
радостное,
мучительное
чувство", "любовь
моя безгранична";
"у Старцева
перестало
беспокойно биться
сердце"; "ему было
немножко стыдно";
"и жаль было
своего чувства,
этой своей любви".
"Он успокоился и
зажил по
прежнему".
"Сколько хлопот,
однако!" слова в
итоге.
III ступень.
Через четыре
года.
30 лет.
Продолжает
работать
земским
врачом,
имеет
практику в
городе.
Посещение
Туркиных.
Встреча с
Екатериной
Ивановной
На тройке с
бубенчиками;
"пополнел,
раздобрел и
неохотно ходил
пешком"; "и
Пантелей мой
тоже пополнел";
"ни с кем не
сходился близко";
"избегал
разговоров, а
только закусывали играл в винт"; "ел
молча"; "все...было
неинтересно,
несправедливо,
глупо"; "чувствовал
раздражение,
волновался, но
молчал"; "по
вечерам вынимать
из карманов
бумажки, добытые
практикой";
"вспоминал о своей
любви, о мечтах и
надеждах... и ему
стало неловко".
"Ему вдруг стало
грустно и жаль
прошлого. В душе
затеплился
огонек"; "днем
нажива, а вечером
клуб, общество
картежников,
алкоголиков,
хрипунов, которых
я терпеть не могу";
"вспомнил про
бумажки... и
огонек в душе
погас"; "а хорошо,
что я тогда не
женился";
"подумал, что если
самые
талантливые люди
во всем городе так
бездарны, то каков
же должен быть
город" мысли в
итоге
Пополнел, ожирел,
тяжело дышит";
"пухлый, красный";
"Пантелеймон,
тоже пухлый,
красный, с
мясистым
затылком";
"кажется, что едет
Без событий
IV ступень.
Через
несколько
лет. 35 лет.не человек, а
языческий бог";
"громадная
практика"; "имение
и два дома";
"проходя через все
комнаты, не
обращая внимания
на неодетых
женщин и детей";
"жадность
одолела"; "горло
заплыло жиром,
голос у него
изменился, стал
тонким и резким";
"характер стал
тяжелым,
раздражительным"
.
9. Подведение итогов по основной части сочинения
Ребята, что же изменилось в Старцеве за эти 78 лет?
Изменился внешне, изменилось отношение к работе
(спешно принимал больных), стал жадным, мещанином
(вкладывал деньги в недвижимость), стал пошлым
(невоспитанным, бесцеремонным), пренебрежительно
относится к людям, как отзывается о своей бывшей
возлюбленной), изменился характер (тяжелый,
раздражительный), изменились его интересы (еда –
высшее наслаждение!), изменилась речь (практически
разучился говорить), он свой! (его зовут Ионычем).
10
мин.
IV. Итог урока.
10. Работа над заключительной частью сочинения –
рассуждения.
Просмотрим заключительную часть нашего сочинения.
Это вывод (слайд 11) Итак, страсть к накопительству,
обжорство, игра в карты – это все, что держит его в
жизни. Произошло духовное разложение, падение
личности – т. е. деградация. Я снова вам даю время на
небольшой вывод
11. Чтение и обсуждение работ учащихся.
12. Заключение. Итоги урока.
Молодцы, дома вы закончите работу, пользуясь моими
полезными советами (слайд 1213).
Надеюсь, что общение с творчеством не прошло для вас
бесследно. Я уверена, вы сделали еще один шаг на пути
стикеры
(даётся время,
зачитывается 12
варианта).формирования собственной личности.
Закончить наш урок хочу стихотворением моего
любимого поэта Эдуарда Асадова:
Плохой ли, хорошей рождается птица,
Ей всё равно суждено летать.
С человеком же так не случится,
Человеком мало родиться,
Им ещё надо стать!
2
мин.
V. Домашняя работа. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
Записывают
домашнюю работу
в дневниках.
Учебник
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________