Русская литература 10 класс Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы Цель урока: углубить знания учащихся о жанре поэмы в творчестве Н.А. Некрасова, дать представление о поэме «Мороз, Красный нос», познакомить с ее образами-персонажами, определить идейно-тематическое своеобразие поэмы; - развивать мышление, память, речь, эстетическое восприятие;
Иконка файла материала урок 7.docx
Дата:                                                                             Класс: 10                 урок 7 Тема: Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы Цель урока: углубить знания учащихся о жанре поэмы в творчестве Н.А. Некрасова, дать представление о поэме «Мороз, Красный нос», познакомить с ее образами­персонажами, определить идейно­тематическое своеобразие поэмы; ­ развивать мышление, память, речь, эстетическое восприятие; Наглядности Кубик Блума Деятельность обучающихся Ученики делятся на группы.  Осмысливают  поставленную цель. Демонстрируют  свои знания, умения по домашней  работе. Учебник Ноутбук Ученики по  данному сюжету  делают свои  выводы. Работая в группах,  ученики изучают  новый материал. Деятельность учителя 3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников.  Для создания психологической атмосферы проводит игру  «Ёжик». 10 мин. 20 мин. II. Проверка пройденного материала.  По таксономии Блума проверяет домашнюю работу. Какое впечатление произвела на вас поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»? ­ Что вам понравилось в этой поэме? ­ Что вызвало непонимание? ­ На какие особенности этого произведения вы обратили внимание? ­ Зачитайте особенно понравившиеся отрывки. Объясните, что в них привлекло ваше внимание. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. С помощью электронного учебника демонстрирует сюжет по творчеству Некрасова. По методу «Снежный ком»  осуществляет усвоение нового материала. Кому посвящена поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»? Поэма   посвящена   сестре   поэта,   Анне   Алексеевне,   и главный  персонаж здесь  тоже женщина,  крестьянка Дарья,  любимая героиня  Некрасова  (с ней он сравнил свою Музу). ­ Где впервые была опубликована поэма? Впервые   поэму   опубликовал   Достоевский   в   своем журнале «Время» ­ ему здесь дороги были та боль и надежда,   с   которой   Некрасов   писал   о   народе,   и   он чувствовал   высокую   художественную   ценность   этого произведения. ­ Что нового внес Н.А.Некрасов в развитие крестьянской темы? Конкретность   бытописания   и   пафос   высокой   поэзии органически   соединились   в   поэме,   и   такое   сочетание было   новым   для   крестьянской   темы   в   литературе. Эпическая   и   лирическая   линии   развиваются параллельно, иногда переплетаясь. В бытовое описание событий   первой   части   вторгается   высокая   тема «величавой   славянки»,   красоты   и   нравственной   силыкрестьянской женщины.  Во   второй   части,   с   появлением   Мороза,   в   бытовой сюжет входит сказочная фантастика. В то же время здесь, в думах героини о жизни, необычайно конкретно показан   деревенский   быт:   все   виды   работ   ­   пахота, сенокос, жатва, уборка огорода и др., постоянные беды народные ­ гибель скота, пожары, рекрутчина, смерть кормильца. ­   Какое   символическое   значение   приобретает   образ Мороза   в   поэме?   Чем   он   отличается   от   героя   русской народной сказки «Морозко»? Образ Мороза у Некрасова существенно отличается от героя   русской   сказки   «Морозко».   Он   олицетворяет суровую   природу,   среди   которой   живет   народ, таинственные, стихийные силы, становится символом «русской всегубящей зимы» (сравним: картины счастья в сне Дарьи ­ «жаркое лето»).  Но   в   то   же   время   Мороз   ­   чародей,   волшебник.   Он помогает   Дарье   отвлечься   от   мучительного   бытия, приглашая   в   сказочно   прекрасный   мир.   Он   даже обращается   в   Проклушку,   любимого   мужа   Дарьи, чтобы «зачаровать» ее. ­ Какими показаны в поэме Прокл и Дарья? Дарья и Прокл, их родители, дети, их жизнь в труде и заботах, умение быть счастливыми, а в горе сохранять стойкость   и   достоинство   ­   все   это   передано Некрасовым   с   подкупающей   правдивостью   как характеристика лучших черт, которые можно увидеть в   народной   среде.   Некрасову   удалось   предельно достоверно передать народное представление о любви ­ глубокой и целомудренной, о долге, семейном счастье. Я ли о нем не старалась?  Я ли жалела чего?  Я ему молвить боялась,  Как я любила его! Супруги   едины   в   делах,   помыслах,   в   трудностях   и радости.   Прокл   в   извозе,   а   Дарья   прядет;   ее бесконечные   мысли   о   нем   ­   как   бесконечные   нити,   а нити ­ как его «чужедальная» белая дорога в лютую стужу, в открытой зимней степи... Веретено мое прыгает, вертится, В пол ударяется. Проклушкапеш   идет,   в   рытвине крестится,  К возу на горочке сам припрягается. Как   ни   трудно   было   Дарье,   она   жалела   мужа, понимая,   что   ему   еще   труднее:   «Летом   он   жил работаючи, / Зиму не видел детей...» ­   Какие   фольклорные   образы   и   мотивы   встречаются   в поэме? Поэма насыщена фольклорными мотивами и образами. Тут песни, сказки, причитания, игры, поверья, приметы,обычаи. В поэтической речи ­ характерные сравнения, эпитеты («сокольим глазком», «шелковыми кудрями»), отрицательные   сравнения   («не   ветер   бушует   над бором...»), параллелизмы. ­ Найдите в тексте поэмы моменты, в которых говорится о савраске и роли лошади в жизни крестьянской семьи. Саврасый конь, выпестованный, взращенный из сосунка, причастен ко всем заботам семьи, всем ее радостям и бедам: он в поле на работе, с ним забавляются дети, он и в извозе с Проклом, он и гроб везет ­ с трудом, увязая в зимних сугробах, на нем же Дарья отправляется в лес по   дрова   в   свой   предсмертный   путь...   Савраска неотделим от крестьянской семьи. Ну, трогай, саврасушка! трогай!  Натягивай крепче гужи!  Служил ты хозяину много,  В последний разок послужи!.. ­ Какое символическое значение имеют сны Дарьи? Картина счастья, которая рисуется крестьянке Дарье в   предсмертном   сне,   заключает   в   себе   много общечеловеческого. Здесь главные основы человеческого счастья:   любимый   труд,   доставляющий   духовное удовлетворение   и   материальный   достаток, гармоническое общение с природой, здоровые родители, любовь и согласие в семье, дети. Предсмертные видения Дарьи ­ это ее сон счастья, но это   и   успокоение   от   жизни,   как   обычно   понималась смерть в крестьянской среде. В   меркнущем   сознании   Дарьи   возникает   видение семейного счастья, и невозможность воплощения этого крестьянского идеала в действительности становится в   поэме   Некрасова   нравственным   приговором половинчатой крестьянской  реформе.  Но сон  Дарьи  ­ это   и   мечта   о   лучшем   будущем   народа,   мечта,   в которую так хотелось верить поэту. ­ Как проявляется в поэме голос автора? Выразительное чтение отрывков из поэмы.  1   группа:   Определите   стихотворный   размер   выбранного вами отрывка. 2   Группа   Назовите   средства   художественной выразительности, используемые поэтом. 3 групрпа:Читать поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». IV.Итог урока.По методу «Мозговой штурм» закрепить  знания учеников. Самооценка учащимися результатов  своей учебной деятельности. Организует систематизацию и обобщение совместных  достижений. Организует индивидуальную работу по  личным достижениям.  1 группа  10 мин. Стикеры Отвечая на  предложенные  вопросы, оценивают работу своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводуурока. 1. В каком году родился Н.А. Некрасов? а) 1817; б) 1821; в) 1823; г) 1826. 2. О каком периоде жизни Некрасова говорится в  отрывке из автобиографического романа «Жизнь и  похождения Тихона Тростникова»: «Я был один­ одинёшенек в огромном городе, наполненном  полумиллионом людей, которым решительно не  было до меня никакой нужды»? а) 1820­е гг.; б) начало 1830­х гг.; в) конец 1830 – начало  1840­х гг.; г) конец 1870­х гг. 3. Редактором какого журнала был Н.А. Некрасов с  1847 по 1866 гг.? а) «Отечественные записки»; б) «Северная пчела»; в)  «Современник»; г) «Русское слово». 4. Какие из перечисленных поэм Н.А. Некрасова  посвящена декабристам? а) «Коробейники»; б) «Мороз, Красный нос»; в)  «Дедушка»; г) «Саша»; д) «Русские женщины». 5. Как назывался последний сборник лирики Н.А.  Некрасова, изданный в последний год жизни поэта? а) «Последние песни», б) «Мечты и звуки»; в)  «Стихотворения Н. Некрасова». 6. Какое из нижеперечисленных стихотворений не  входит в микроцикл стихотворений «На улице»? а) «Тройка»; б) «Вор»; в) «Проводы»; г) «Гробок»; д)  «Ванька». 7. Перечислите основные темы лирики Н.А. Некрасова. 8. Как определил сам Н.А. Некрасов жанр поэмы  «Кому на Руси жить хорошо»? а) «народная книга»; б) «крестьянская поэма»; в) «поэма­ эпопея». 9. Кому из героев поэмы принадлежит портрет: «Грудь впалая, как вдавленный / Живот; у глаз, у рта /  Излучины, как трещины / На высохшей земле, / И  сам на землю­матушку / Похож он: шея бурая, / Как пласт, сохой отрезанный, / Кирпичное лицо,  / Рука –  кора древесная, / А волосы – песок»? а) Яким Нагой; б) Ермил Гирин; в) Савелий; г) Оболт­ Оболдуев. 10. Кто стал прототипом образа Гриши  Добросклонова? 11. Назовите основные элементы поэмы (мотивы,  образы), которые являются связующими звеньями  относительно самостоятельных частей произведения?  (Не менее двух­трёх). 12. К какой жанровой форме устного народного  творчества относится следующий отрывок:«Замок –  собачка верная: Не лает, не кусается,  А не пускает вдом!»? а) Песня; б) Пословица; в) Загадка; г) Поговорка; д)  Присказка.   2 группа    Произведите анализ­интерпретацию стихотворения  Н.А. Некрасова «Прости» (1856 г.):   Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, ­ Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, ­ Благослови и не забудь!   Ответы к тесту на знание творчества Н.А. Некрасова 1 – б 2 – в 3 – в 4 – в, д 5 – а 6 – а 7 – тема города, тема народа, тема поэта и  поэзии, тема природы, тема любви 8 – а 9 – а 10 – Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский 11 – мотив дороги, единство персонажей,  ключевая идея (поиск счастливого) 12 – в Проводит рефлексию.  2 мин. V. Домашняя работа. Объясняет особенности  выполнения домашней работы. Записывают  домашнюю работу в дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:__________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также