Русская литература 5 класс Тема: К. Паустовский. «Тёплый хлеб»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.1.6.1 Давать краткий и полный ответ на вопрос. 5.2.2.1 Определять основную мысль произведения при поддержке учителя. 5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя.
Иконка файла материала Краткосрочный план урока 42.docx
Раздел:  Тема:  Дата:  Класс: 5 Цели обучения,  которые  достигаются на  данном  уроке  (ссылка на  учебную  программу) Цель урока Цели обучения  учащихся Критерии  оценивания Языковая цель: Краткосрочный план урока   №42 Школа:  К. Паустовский. «Тёплый хлеб» ФИО учителя:  Количество Присутствующих:  5.1.6.1 Давать краткий и полный ответ на вопрос. Количество отсутствующих:  5.2.2.1 Определять основную мысль произведения при поддержке учителя. 5.2.4.1   Анализировать   эпизоды,   важные   для   характеристики   главных   героев,   при поддержке учителя.  формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и  характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего  утверждения; Все ученики смогут: расширяет знаний об эпических произведениях, рассказах, в  частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях  Большинство учеников смогут:  Умеют самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости  формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности  за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду  Некоторые ученики смогут: организовать читательскую деятельность учащихся на  основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла  сказки; находит элементы сказки;  делает выводы, аргументируя  принадлежность к данному жанру. распознает по картине эпизод; ­пересказывает   отрывок   по   иллюстрации   (по   плану     в   зависимости   от   уровня учащегося) ­использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения  читателя (например, выразительные средства языка при характеристике героев,  описании местности) Учащиеся смогут: развить речевые навыки,  используя определённые лексемы: фольклор, сказки,  легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта  сказка  научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать:     Конкретно­предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды;      Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный  аспект.  Набор фраз для диалога и письма:  я хочу рассказать вам одну сказку…,  эту сказку мне рассказали … и т.д.Предыдущее  обучение: Планируемое время Начало  Середина  Учащимся известно, что язык является средством общения, имена прилагательные  согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже Запланированная деятельность на уроке План Эмоциональный настрой. Деление на группы. Учитель   предлагает   ученикам   подойти   к   объявлениям,   висящим   на стене   и   оторвать   листочек   с   приветствием   наказахском   языке. Учащиеся называют приветствия и делятся по ним на 4 группы по 4 человека, распределяют роли в группе. На   прошлом   уроке   мы   с   вами   познакомились   с   биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали? Писатель   много   путешествовал   по   стране,   особое   место   в творчестве   Паустовского   занимает   природа.   Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине.  Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд. А теперь мы сформулируем тему урока. Ресурсы  Видео «Приветствия на разных языках» Объявления   с отрывными приветствиями на языке (приложение 1).   казахском Биографический»  ­ Сейчас, работая с текстами, вы получите дополнительную  информацию об этом удивительном человеке, К.Г Паустовском.  Результатом совместной работы должен стать кластер,  содержащий основные черты Паустовского­писателя. Работать будем в малых группах по 2­3 человека; помните, что  работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга.  Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто­нибудь один отвечает на поставленный вопрос 1группа создать проект «Биография Паустовского»(разрез  материал наклеить на постер)  выступить спикеру от группы  1.Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель,   известный своими рассказами о природе для детей. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной семье выходцев из Украины. 2.Когда ему  было 6 лет, семья вернулась в Киев, где он окончил 1­ую городскую  гимназию. 3.Затем будущий писатель поступил на историко­ филологический факультет Киевского университета. 4.Через пару лет  он опять переехал в Москву и перевелся на юридический факультет. Заполненные  учащимися  шаблоны  диаграмм  (приложение 2) Шаблон ответа  на карточках  (приложение 3) арточка с  вопросами.  (приложение 4) Листы заданий  для работы с  текстом(приложение 5) Судьба часто забрасывала Паустовского то в Киев, то в Москву. В  своем автобиографическом рассказе он признавался, что именно в  Киеве развилась его журналистская и литературная карьера. Первая  мировая война вынудила его прервать учебу. Он работал кондуктором, полевым санитаром, затем на различных заводах. В 1917 году с  началом Февральской революции работал репортером в московских  газетах. Во время гражданской революции вернулся вновь в Киев, где  были его мать с сестрой. Двое братьев писателя погибли во время  Первой мировой войны на фронте. В годы Великой отечественной  войны он работал военным репортером и пара 2 группа Создать проект «Творческий путь писателя»  1.Мировая известность к Паустовскому пришла в середине 1950­х,  когда он начал путешествовать по странам Европы и прожил  некоторое время на острове Капри.2. В 1965 году выбирался в  кандидаты на Нобелевскую премию, которую затем выдали М.  Шолохову. 3.Некоторое время писатель занимался преподавательской  деятельностью в Институте им. Горького. 4.Первый сборник рассказов Паустовского под названием «Встречные  корабли» вышел в 1928 году.  5.Затем последовал роман «Блистающие облака», который был  напечатан в 1929 году в Харькове. 6.Однако наибольшую известность  писателю принесла повесть «Кара­Бугаз». 7.Повесть была написана на  основе реальных событий и сразу же выдвинула автора в первые ряды  советских писателей. 8.В 1946 году был написан Рассказ  «Телеграмма», 70 лет назад. А создаётся впечатление, что он создан в  наши дни, так актуальна тема, о которой говорит Паустовский.  Основная тема рассказа – отношение родителей и детей. Какое бы  время мы не взяли, всегда у всех народов мать – святыня. Рассказ  оставляет «зарубки на сердце» и заставляет нас задуматься о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны  относиться.9.Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968 года в Москве. «Словарная работа по текстам писателя» Словарная работа: «Теплый хлеб» Притча  Сжатый, короткий поучительный рассказ  – назидание. Баталия ­ сражение    Камердинер­домашний слуга Осокорь­дерево, разновидность тополя Яр­глубокий заросший овраг.Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в  обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека. Зарубка – отметка рубящим орудием на каком­либо предмете (на  дереве и т.д.). Пустельга – хищная птица из семейства соколиных;  легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.). Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его  части и характеризующая их основную идею. «Видеофрагмент»                                   Р У          Работа в малых группах.    Задача просмотреть видеофрагменты (интер доска)  теплый хлеб и продолжить рассказ сюжета. Передать краткое содержание сказки.  «Интервью»                  СР Работа в паре, тройке метод «Интервью» Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по  вопросам по содержанию сказки. 1) Прочитать начало сказки до слов: “…К тому же конь ­ раненый,  пострадал от врага”. Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно,  введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства,  которые предшествовали основному событию. 2) Что мы узнали о коне и о Панкрате? 3) Прочитать о мальчике Фильке. А) Что мы узнали о Фильке? Б) Понравился ли вам мальчик? В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или  Филиппком? Г) Почему он живет не с бабушкой­бабулечкой, а с бабкой? Д) Где его родители? Е) Как обходятся старый и малый без помощи? Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?   Работа с пейзажем. Какую картину зимы рисует автор? Строки  какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж  наступил…”)   Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься  христарадников…”.   Анализ прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом  эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня,  который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий  поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо  приведет к беде.   1)Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод:  удивительные дела в Бережках).  2). Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся  деревня?  3) Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? 4)Зачем бабушка  рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она,что Филька сотворил зло? 5) Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад?  Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом  Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный  опыт, преподают детям уроки жизни. 6)  Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень  дурной поступок и надо содеянное как­то исправлять? Что, по­ вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее  впечатление? СР    Работа в тройке    «Реальное и сказочное в сказке» 1группа найдет реальные моменты в сказке Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом  произведении есть реальные и сказочные моменты. Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей,  равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение  инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный  труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость  прощения и примирения, чуткость коня. 2группа Сказочные – волшебные явления: мельник­ колдун; свист,  вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ  бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока,  летающая за помощью к ветру. «Совместный поиск»  1 пара нам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и  расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то  чем, какие черты характера хотели бы перенять. Ребята работают в  группах, тихо звучит мелодия песни «Соловьи». 2пара объяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб»   Ответ Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук,  какими хлеб сделан. Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где  переплетаются реальность и сказка. Ребята, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную    мудрость этого произведения. – Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не  сделает, сделаем вместе...». – Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не  делать злых дел никогда и никому. Закрепление.И.  Учащиеся   самостоятельно   выполняют   задание   по   стратегии «Пирамида» (приложение 6).  Взаимопроверка   заданий   2   и   6,   направленных   на   реализацию   цели СРН3,   осуществляется   по   ключу   (приложение   10).   Задание   4 проверяют ученики, успешно справившиеся с заданием 6.  КО Оценивание формативное по дескрипторам.  Конец  , Работа в группах .    В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?) 1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.      2.Человек становится добрым  только среди добрых людей.      3.Злое дело обязательно нужно исправить ­ совершить  добрый поступок.     4.Злой человек вредит прежде всего самому себе. потому что… Рефлексия «Незаконченные вопросы»: Я понял, что… Я постараюсь… Я задумался о … Мне захотелось…   Рефлексия «Незаконченные вопросы»  Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта  Н.Рыленкова: На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово­ Что дать напиться. Со словом обидным  Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться. Выставление оценок активно работавшим учащимся Плакат с  изображением  разделенной на 3 части пирамиды  (приложение 7),  стикеры  красного,  желтого и  зеленого цветов Крточки с  вопросами  (приложение 8),  чистые листы  А4. Стикеры трех  цветов (красные, желтые,  зеленые),  магнитная доска, магниты. Дополнительная информация Дифференци­ ация По уровням  мыслительной  деятельности в соответствии с  таксономией  Блума  (стратегия  «Пирамида»). В   течение   всего   урока используется формативное оценивание учителем   в   форме похвалы, взаимооценивание   по стратегии   «Светофор». Задание для индивидуальной   работы предусматривает критериальное Оценивание   Межпредметные связи, проверка безопасности здоровья,  ИКТ, ценности Межпредметные связи с математикой (числовые данные  диаграмм), казахским языком (деление на группы при  помощи приветствий на казахском языке), историей  (видеоролик об ассамблее народа Казахстана). ИКТ используются при демонстрации видеороликов. Основная ценность – формирование казахстанского  патриотизма, толерантности, уважительного отношения к  культуре и языку других народов. Здоровьесбережение обеспечивается благодаря двигательной активности учащихся во время урока (подходят к отрывным  объявлениям, к доске, делятся сначала на 4, затем на 3по группы).   оценивание дескрипторам (самооценивание учащихся).

Посмотрите также