Русская литература 5 класс Тема: Нравственные уроки и жанровое своеобразие сказки «Тёплый хлеб».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: создать предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения. Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.2.6.1 Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др. 5.2.7.1 Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя.
Иконка файла материала Краткосрочный план 46.docx
Краткосрочный план урока   № 46 Школа:  Нравственные уроки и жанровое своеобразие сказки «Тёплый хлеб». ФИО учителя:  Количество Присутствующих:  5.2.6.1   Анализировать   художественное   пространство   и   оформлять   своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др. 5.2.7.1 Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя. Количество отсутствующих:   создать предпосылки для совершенствования анализа художественного  произведения. Все ученики смогут: расширяет знаний об эпических произведениях, рассказах, в  частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях  Большинство учеников смогут:  Умеют самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости  формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности  за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду  Некоторые ученики смогут: организовать читательскую деятельность учащихся на  основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла  сказки; находит элементы сказки;  делает выводы, аргументируя  принадлежность к данному жанру. распознает по картине эпизод; ­пересказывает   отрывок   по   иллюстрации   (по   плану     в   зависимости   от   уровня учащегося) ­использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения  читателя (например, выразительные средства языка при характеристике героев,  описании местности) Учащиеся смогут: развить речевые навыки,  используя определённые лексемы: фольклор, сказки,  легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта  сказка  научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать:     Конкретно­предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды;      Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный  аспект.  Набор фраз для диалога и письма:  я хочу рассказать вам одну сказку…,  эту сказку мне рассказали … и т.д.  Учащимся известно, что язык является средством общения, имена прилагательные  Раздел:  Тема:  Дата:  Класс: 5 Цели обучения,  которые  достигаются на  данном  уроке  (ссылка на  учебную  программу) Цель урока Цели обучения  учащихся Критерии  оценивания Языковая цель: Предыдущееобучение: согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже Планируемое время Начало  Запланированная деятельность на уроке План Эмоциональный настрой. Деление на группы. В   каждом   обществе   существует   понятие   «нравственность»,   но   все понимают его по­своему. Сегодня на уроке мы с вами выясним, какое значение в слово «нравственность» вкладывал К.Г. Паустовский, какие реалистические   и   нереалистические   события   описаны   в   сказке «Тёплый хлеб Вопрос ученикам: ­ Что такое сказка? ­ Что для неё характерно? ­ Какие ассоциации у вас вызывает слово «сказка»?  ­ Что такое реалистическое и нереалистическое, чем они отличаются друг от друга? ­   Что   характерно   для   сказки   больше   реалистическое   или Ресурсы  Видео «Приветствия на разных языках» Объявления   с отрывными приветствиями на языке (приложение 1).   казахском Середина  нереалистическое?    Есть ценности, которым нет цены: Клочок бумаги с пушкинским рисунком, Учебник первый в первой школьной сумке И письма не вернувшихся с войны. Есть ценности – самих себя ценней. Вот хлеб. Бросать его негоже. Что хлеба может быть дороже? Что по сравненью с ним – дары царей? Каждый  день  перед  нами  на  столе  лежит  хлеб. Мы привыкли  к  нему.  Хлеб  нам необходим,  как воздух. Каким   бывает   хлеб?   Подберите   к   главному слову  зависимые  ­  составьте  словосочетания  с типом  связи  согласованием. (Белый     хлеб,     вкусный     хлеб,     мягкий     хлеб, горячий  хлеб,  тёплый  хлеб).Какое  из  словосочетаний  является  названием произведения  К.  Г.  Паустовского,  которое  вы прочитали  дома?    Определите  жанр  этого    произведения.   Вспомните,  что  всегда  противопоставляется  в любой  сказке?      Подумайте,  могут  ли  эти  два  понятия  стать темой  нашего  сегодняшнего  урока? Основываясь   на   содержании   сказки   К.   Г. Паустовского,   я   предлагаю   вам   ответить   на основополагающий вопрос:  «Что такое хорошо и что такое плохо?»   С  чего  начинается  зло  в  сказке «Тёплый  хлеб»?   Кто такой Филька? На что в характере мальчика обращает внимание писатель?   Перескажите  эпизод,  как  Филька  обидел  коня.   Какой  ещё  проступок  совершил  Филька? Он   бросил   хлеб   на   землю.   Удар   хлеба   о   землю   есть   оскорбление   того,   что выращено  этой  землёй.    Нынешнее   поколение   людей,   покупая   хлеб   в   магазине,   выбирает   его   по   вкусу, калорийности,  цвету.  Эта  еда  доступна  ныне  всякому.  Мы  не  знаем,  что  такое  голод; это   понятие   для   живущих   сегодня   ­   понятие   историческое.   Но   те,   кто   пережил войну  и  блокаду,  знают,  что  пища  имеет  ещё  одно  измерение  ­  измерение  жизнью  и смертью.    За  900  дней  в  блокадном  Ленинграде  голод перенесли     2     миллиона     жителей,     из     них     в живых  осталось  970  тысяч. Состав     блокадного     хлеба:     лузга     семечек, ржаные  отруби,  гидроцеллюлоза,  мучная  пыль, кора     сосны.     Хлеб     получали     по     карточкам: рабочие   по   250   граммов,   служащие,   дети   и иждивенцы ­  по  125  граммов.«Ревела, обезумев, метель… А к ночи небо   зазеленело   как   лёд,   звёзды примёрзли   к   небесному   своду   и колючий   мороз   прошёл   по   деревне. Никто   его   не   видел,   но   каждый слышал   скрип   его   валенок   по твёрдому   снегу,   слышал,   как   мороз, озоруя,   стискивал   толстые   брёвна   в стенах и они трещали и лопались».     Найдите     ключевые     слова     и     выражения, помогающие    понять,  как  реагирует природа  на зло,  совершённое  Филькой.     Вслушайтесь в эти слова и словосочетания: что вы слышите?     Как   называется   такой   приём   в   литературе? (Звукопись:     повторяются     звуки     З     и     С, имитирующие  свист  ветра,  бури).     Какие     изобразительные     средства   помимо звукописи   использует  К. Г.  Паустовский,  чтобы показать,     что     малое     зло     порождает     зло большое?   ледяного безмолвия?   Что   вы   чувствуете,   читая   описание   этого     лингвистической Пользуясь теорией содержательности   звуков   Александра   Павловича Журавлёва,   нужно   было   представить   фрагмент сказки в цвете. Примерный   ответ   учащейся:   «Просчитав гласные,  я  сверила их  количество  по цветовой шкале Журавлёва. У меня получилось  «Белых» гласных – 37 «Зелёных» ­30 «Синих» ­ 25 «Красных» – 14  «Сиреневых» ­8 «Чёрных» ­ 7 То   есть   цвет   полностью   соответствует содержанию.   Холод,   который   мы   ощущаем, читая   фрагмент   сказки,   виден   в   рисунке. Красный   цвет,   цвет   надежды   на   искупление вины,   присутствует,   но   червоточина,   то   есть зло, пронизывает его насквозь». На     основе     ключевых     слов     прозаического фрагмента нужно было составить    стихотворный текст,  в  котором  показать  реакцию  природы на зло,   совершённое   Филькой,   и     выразить     своё отношение  к  поступку  мальчика. Хамидова Виканаписала следующие строки: Зазеленело  небо,  словно  лёд. Вздул  ветер  снег.  И  зверь,  и  пешеход Стоят.  Весь  мир  вконец  замёрз. Вступил  в  свои  права  седой  мороз.Конец  , Работа в группах .    В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?) 1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.      2.Человек становится добрым  только среди добрых людей.      3.Злое дело обязательно нужно исправить ­ совершить  добрый поступок.     4.Злой человек вредит прежде всего самому себе. потому что… Рефлексия «Незаконченные вопросы»: Я понял, что… Я постараюсь… Я задумался о … Мне захотелось…   Рефлексия «Незаконченные вопросы»  Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта  Н.Рыленкова: На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово­ Что дать напиться. Со словом обидным  Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться. Выставление оценок активно работавшим учащимся Плакат с  изображением  разделенной на 3 части пирамиды  (стикеры  красного,  желтого и  зеленого цветов Крточки с  вопросами  (чистые листы  А4. Стикеры трех  цветов (красные, желтые,  зеленые),  магнитная доска, магниты. Оценивание Дополнительная информация Дифференци­ ация По уровням  мыслительной  деятельности в соответствии с  таксономией  Блума  (стратегия  «Пирамида»).   В   течение   всего   урока используется формативное оценивание учителем   в   форме похвалы, взаимооценивание   по стратегии   «Светофор». Задание для индивидуальной   работы предусматривает критериальное оценивание дескрипторам (самооценивание учащихся). по   Межпредметные связи, проверка безопасности здоровья,  ИКТ, ценности Межпредметные связи с математикой (числовые данные  диаграмм), казахским языком (деление на группы при  помощи приветствий на казахском языке), историей  (видеоролик об ассамблее народа Казахстана). ИКТ используются при демонстрации видеороликов. Основная ценность – формирование казахстанского  патриотизма, толерантности, уважительного отношения к  культуре и языку других народов. Здоровьесбережение обеспечивается благодаря двигательной активности учащихся во время урока (подходят к отрывным  объявлениям, к доске, делятся сначала на 4, затем на 3  группы).

Посмотрите также