Русская литература 5 класс Тема урока Богатырь Илья Муромец

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; Привитие ценностей продолжить работу по формированию навыков нравственного поведения, культуры общения; по развитию культуры речи учащихся. Привитие ценностей осуществляется через знакомство учащихся с понятием речевой этикет, освоение этикетной лексики, применяемой в различных речевых ситуациях.
Иконка файла материала Краткосрочный план 3.docx
Раздел 1 Героический эпос Дата: Класс: 5 Тема урока обучения, Цели   которые   достигаются на   данном     уроке (ссылка   на   учебную программу) Цели урока Критерии оценивания Привитие ценностей  Краткосрочный план урока №3 Школа:  ФИО учителя: Количество присутствующих:  отсутствующих: Богатырь Илья Муромец .1.3.1.   читать   наизусть     выразительно   фрагменты   текстов   небольшого объема (поэтические, прозаические) 5.1.4.1. составлять простой план  5.1.6.1. давать краткий и полный ответ на вопрос повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как  эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности  изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать  представление о роли художественных изобразительно­выразительных  средств в произведении; учащиеся определяет основную мысль и тему текста. Понимает и определяет главную информацию продолжить работу по формированию навыков нравственного поведения, культуры общения; по развитию культуры речи учащихся.  Привитие   ценностей   осуществляется   через   знакомство   учащихся   с понятием речевой этикет, освоение этикетной лексики, применяемой в различных речевых ситуациях. Запланированная деятельность на уроке  Ресурсы 1.Организационный момент.  Повторение пройденного материала (в форме беседы) Что такое былина? (жанр русского народного эпоса, песни­ сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней  Руси, отразившие историческую действительность, главным  образом 11­16 веков).  Как исполнялись былины?  (Былины – это жанр устного народного творчества, то есть  былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители­ гусляры, которые ходили из города в город). Как связана былина с реальными историческими событиями?  Какие 2 вида былин мы знаем? Кто является персонажами былины? (Три богатыря – Илья  Меж предметные связи Межпредметные связи со вторым языком и литературой,  историей.  Навыки использования              ИКТ  Предварительные знания Работа с презентацией. На первых уроках данного раздела учащиеся познакомились с гипотезой происхождения языка, ответили     на   вопросы: «Что такой фольклор?», «Что такое жанр Ход урока Запланированные этапы урока Начало урокаСередина урока    Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – эпические герои  – герои былин, обладающие незаурядной физической силой,  воинской доблестью и мудростью) Что вы знаете об особенностях былины?  (Композиционную основу многих былин составляет антитеза  (противопоставление): Слово “былина” образовано от слова  “быль”, другое название былины – старина.  Назовите одежду богатыря, его вооружение, опишите  богатырского коня.  Кто быстрее снарядит богатыря для свершения ратных подвигов? За что и с кем сражаются богатыри?  ­А как создавались былины?  Про богатырей в Древней Руси слагались легенды и  былины. Былины — это героические песни, которые старички­ сказители исполняли, наигрывая на гуслях. Это такой старинный  струнный инструмент. Про Илью Муромца есть много былин, и у каждой ещё несколько  десятков вариантов. Эти произведения были очень популярны в  древности. Особенно на Русском Севере, где сохранилось больше всего произведений, посвященных Илье Муромцу и его службе  князю Владимиру. В южных областях Илья Муромец часто  изображался казаком и никому не служил. Но неизменным  оставались огромная сила Ильи и его роль защитника Русской  земли от захватчиков.  ­  ://   gdz   .  info   / http  putina   5­  /  russkij klass    ­ ­  yazik   5/   gdz   ­  po   ­ russkomu    ­ yazyku  ­5­   klass    ­ rabochaya    ­ tetrad    ­ bogdanova    ­ otvety    / Чудесное исцеление и первые подвиги Ильи Былины рассказывают, что 33 года Илья не мог вставать: его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они  так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и  попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и  приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где  найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю  Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг,  защитив город Чернигов от кочевников. Победа над Соловьем­разбойником Черниговцы пожаловались Илье на Соловья­разбойника, ибогатырь победил и взял преступника в плен. Учёные считают,  что это был или руководитель настоящей разбойничьей шайки,  или командир отряда кочевников. Илья выстрелил, ранил  Соловья и отвёз к князю. Владимир велел разбойнику свистнуть.  От этого свиста все сильно напугались, а несколько человек  погибли. Илья казнил Соловья, чтобы больше он не мог  причинить зла. Идолище поганое Затем Илья одолел Идолище поганое, которое захватило Киев.  Богатырь совершил этот подвиг, переодевшись нищим  странником, чтобы проникнуть во дворец, уже захваченный  врагом. Он легко победил Идолище, схватив его одной рукой.  Затем герой вышел во двор и перебил всех врагов клюкой, то есть костылем странника. Калин­царь Илья Муромец — один из самых любимых в народе  богатырей, ведь он был из крестьян. Его более всех уважали и  почитали. Даже на картине В.М.Васнецова «Три богатыря»  могучий герой изображен в центре как самый сильный. А вот  князь не любил Илью. Однажды он три года держал богатыря в  темнице, желая уморить голодом. Но дочь князя тайком носила  Илье поесть. И когда на Киев напал Калин­царь, князь раскаялся  в том, что уморил богатыря, а дочка призналась, что кормила  героя и он жив. Илью выпустили, и он, не тая злобы перед лицом  общей опасности, отправился на бой. Но другие богатыри, тоже  обиженные князем, не захотели воевать за Владимира. Перебив  почти всех врагов, Илья все же попал в плен. Но на помощь ему  приходят другие богатыри, и вместе они побеждают врага. Чужой богатырь Прославился Илья и победой над каким­то чужим богатырем,  равным ему по силе. Три дня и три ночи бились они, и только в  конце Илья все же победил и расшиб врага об землю. Преподобный Илья Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип — монах  Киево­Печерской Лавры. Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью  позвоночника и не мог ходить. Но потом он выздоровел и стал  богатырем. Около 40 лет — это тогда считалось уже старостью— он ушёл в монастырь и умер примерно в 45 лет. Монах Илья  Муромец считается святым. Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической  силой, богатырским сложением и воинскими победами. Но князю  Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже. Илья Муромец — это и герой былин, и реальный герой Древней  Руси. Работа в парах 1: найти в тексте былины примеры употребления гиперболы и  выяснить цель её использования. 2 : найти в тексте примеры эпитетов и сравнений и определить их роль в создании образа Ильи Муромца. 3 : найти в тексте примеры словесных повторов и слов с  уменьшительно­ласкательными суффиксами и объяснить их роль  в создании образа богатыря. В это время класс выполняет самостоятельную работу. 1 группа работает с образом Ильи Муромца.   • Дайте характеристику Ильи Муромца, опираясь на текст: кто  он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.   • Из какого города выезжает Илья Муромец? Куда? Какие  подвиги совершает по пути?   • Какой дорогой поехал в Киев? Почему? Почему отказался  стать воеводою в Чернигове?  2 группа работает с образом Соловья Разбойника.   • Дайте характеристику Соловья Разбойника, опираясь на текст:  кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.   • Где находится и чем занимается Соловей? Как люди к нему  относятся?   • Как вы думаете, кого олицетворяет Соловей Разбойник?  Почему? На что указывает его отчество?  Определите кульминационный эпизод в былине. Опережающие вопросы:  ­ какими чертами русский народ наделяет Илью Муромца? ) 1.Изобразить любимого былинного героя во время его ратного  подвига. Подписать рисунок строками из былины. 2.Составить кроссворд  по теме “Былины”. 3.Написать мини­сочинение «Илья Муромец ­ защитник родной  земли».Конец урока Задание – определить вид сказки по названию.  «Лиса и Волк»…… (сказка о животных)………………………… 1. «Теремок»…………………………………………………… … 2. «Каша из  топора»…………………………………………………. 3. «Царевна –  лягушка»……………………………………………… 4. «Как мужик гусей  делил»………………………………………….. 5. «Лиса и  журавль»…………………………………………………… 6. «Иван­царевич и Серый  Волк»…………………………………….. 7. «Василиса Прекрасная В конце урока учащиеся проводят рефлексию: • Какие слова называются этикетными?  • Что нового из истории языка вы узнали? •   Продолжите   письменно   предложение:  Я   думаю,   что надо   использовать   фразы   речевого   этикета,   потому что … Дифференциация. Каким образом вы планируете оказать   больше   поддержки? Какие   задачи   вы   планируете поставить   перед   более способными учащимися? заданий При   выполнении   учитель   должен   оказать индивидуальную   поддержку учащемся,   в   подборе   учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных   способностей учащихся.  Оценивание. Как   вы   планируете проверить уровень усвоения материала   учащимися?   На   уроке   используются методы   формативного оценивания: взаимопроверка, самопроверка, комментарии учителя.  Здоровье  и  соблюдение  техники безопасности Использовались методы обучения,  физминутка. активные   Рефлексия по уроку Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.ли Были цели урока/цели   обучения реалистичными?  Все   ли   учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация   на уроке?  Выдержаны   ли   были временные этапы урока?  Какие   отступления были от плана урока и почему? Общая оценка   Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что  могло  бы  способствовать  улучшению урока  (подумайте  как  о преподавании,  так и  об обучении)? 1:  2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Посмотрите также