Цели урока
знать малые жанры фольклора, их отличительные особенности;
уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
5.1.2.1 Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.
5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).
Краткосрочный план урока №59
Раздел
Школа
Дата:
Класс: 5
Тема урока
ФИО учителя:
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Фольклорные мотивы в поэме А.С. Пушкина
Цели обучения, которые
достигаются на данном
уроке (ссылка на учебную
программу)
Цели урока
Критерии успеха
Привитие ценностей
Межпредметные связи
Навыки использования
ИКТ
5.1.2.1 Иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему.
5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов
небольшого объёма (поэтические, прозаические).
знать малые жанры фольклора, их отличительные особенности;
уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора
Учащийся достигает целей обучения, если:
показать взаимодействие фольклора и литературы
Понять, чем объясняется знание фольклора писателями 19
в.
формирование умения делать сравнительный анализ
Использует в речи художественные средства выразительности.
Способствовать осознанию учащимися ценностей «Мәңгілік
ел»: взаимоуважение, любовь, верность.
Связь с предметом самопознание
На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов
Предварительные знания На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как
жанр, актуализировать уже известную информацию и извлекать
новую.
Ход урока
Запланирова
нные этапы
урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока Создание коллаборативной среды
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к
уроку, желает успеха.
Учитель совместно с учащимися определяет цели
урока/ЦО и критерии успеха
Проверка домашнего задания:
Повторение
Закончите схему и дайте определение видам искусства
слова
Словесность
Устная
ПисьменнаяПеречислите различия между фольклором и
литературой
Фольклор
Различия
Литература
.
Критерии успеха
Учащийся достиг цели обучения, если:
выбирает утверждение;
доказывает свою точку зрения, аргументирует свой выбор;
выражает свои мысли точно и ясно;
демонстрирует богатый словарный запас.
Середина
урока
На протяжении нескольких уроков мы будем читать и
анализировать сказки и стихи одного из самых гениальных
писателей русской литературы А.С. Пушкина.
Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить
настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к
своим героям, как передает чувства и переживания.
Посмотрите на доску
http://festival.
1september.ru/
articles/53464
8/
http://literatura
5.narod.ru/teor
y_rech_tabl.ht
ml
средства
выразительно
сти речи
Перед нами портрет А.С. Пушкина, который написал
Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко ценил
мастерство живописца, посвятил ему стихи, в которых
были строки:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле.
…Благородное лицо, высокий умный лоб, большие
голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы. На тёмном
фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это
– поэт, художник изобразил за его спиной музыкальныйинструмент – лиру. Под лиру поэты Древней Греции
исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом
поэзии.
Каждый русский человек с раннего детства знаком со
сказками А. С. Пушкина. Сегодня вы принесли свои рисунки к
любимым сказкам Пушкина. Кратко охарактеризуйте своих
любимых героев.
(Учащиеся рассказывают наизусть наиболее
запомнившиеся отрывки из произведений.)
2. Ну а сегодня познакомимся (хотя, вряд ли это можно
назвать знакомством, ведь строки «У лукоморья дуб
зеленый…» знают все с раннего детства) с прологом к первому
крупному произведению А.С. Пушкина поэме «Руслан и
Людмила». Пушкину было двадцать лет, когда он написал
поэмусказку «Руслан и Людмила». Необыкновенный успех
имела она у современников, и первый лучший поэт того
времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед
молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой
портрет с надписью: «Победителюученику от побеждённого
учителя в тот высокоторжественный день, в который он
окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая
пятница».
Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и
признал его победителем? Да потому, что Александр
Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни
одному поэту – современнику Пушкина. Он написал
первую национальную поэму, в основу которой были
положены фольклорные мотивы.В то время знать считала неприличным говорить на
русском языке и признавала только французский. А поэма
Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной
речи.
3. Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где
разговорным языком был французский, любовь к русскому
языку? Большое влияние на написание всеми любимых
произведений оказала его няня Арина Родионовна
(крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария
Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии
поэт посвятил стихи.
Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и
пела песни. Нянины речи – певучие, медленные или бойкие,
веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их
музыке. А когда стал побольше, пришли сказки по вечерам,
как награда за весь день. Няня была верным другом поэта
долгие годы.
Бабушка знала много рассказов о старине, а с дядькой
Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы.
Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого
русского народа.
В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в
имение бабушки. Большую часть свободного времени Саша
проводил в играх с крепостными ребятишками.
В раннем возрасте мальчик читал много книг. В Москве к
Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали
стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему.
Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам
начал сочинять стихи.
И так вернёмся к нашей теме.
4. В бумагах поэта нашли такую запись:
По цепи ходит кот кругом –
Не схожий ни с одним котом,
Направо сказочку мурлычет,
Налево песнь мяучит он.
Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни
в одной из её сказок.
Народные строчки, народная мысль легли в основу поэмы
«Руслан и Людмила».
Открывается поэма прологом.
Пролог – это вступительная часть литературного
произведения, где автор рассказывает о своём замысле,
настраивает читателя на определённый лад.
Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинскогопролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось
поэтическое мастерство Пушкина. (Чтение пролога – показ
презентации)
О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О
лукоморье и чудесах, происходящих там.
Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
Каким вы представляете кота ученого? Как он «говорит»
свои сказки?
Откроем учебник и посмотрим, с какой буквы –
прописной или строчной – написано слово «лукоморье».
Это не собственное имя, не название какойто страны,
государства. А что же оно означает? – Если мы заглянем в
толковый словарь современного русского языка, то узнаем,
что лукоморье – это старинное народное название берега
залива, бухты.
Это интересно!
Согласно славянской мифологии, Лукоморье —
заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по
которому можно попасть в другие миры, так как его
вершина упирается в небеса, а корни достигают
преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются
боги.
Пушкинское Лукоморье, как считали комментаторы его
текстов могло располагаться на Чёрном море или на
Азовском, или даже в Сибири.
В качестве региона Лукоморье упоминается в
древнерусских летописях, как одно из мест обитания
половцев. Предположительно Лукоморье располагалось
возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и
Днепра.
Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это
старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком
слов? – Чтобы читатель почувствовал, о какой древней
сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и
Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.
Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь
обнаружить и другие устаревшие слова (они называются
архаизмами). Давайте обратимся за помощью ктолковому словарю С.И. Ожегова.
Неведомые (дорожки) – неизвестные, незнакомые.
Невиданные (звери) – неизвестные, которых никто
не видел.
Дол – долина, равнина.
Витязь – воин, богатырь.
Чредой (выходят) – идут парами.
Пленяет – берет в плен.
Тужить – горевать, кручиниться.
Поведаю – расскажу.
Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих
торжественным, величавым.
В прологе Пушкин использует не только лексические, но
и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны».
Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога
эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и
тридцать витязей выходят…)
Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать
языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов –
как лексических, так и грамматических.
Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении –
умении одним слово охарактеризовать героя, выражать
своё отношение к нему.
Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное,
ключевое? Что оно означает? (чахнет ) Медленно увядает,
слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно,
что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.
А как Пушкин относится к «грозному царю», которого
«мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так
считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с
чемлибо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с
виду был грозным, и в этом определении – «грозный»
видна тонкая насмешка над царём.
В народных сказках волк всегда серый. А какой масти
волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами,
старый, опытный.Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного
творчества он напоминает? – Сказку.
Какую именно: бытовую, волшебную, о животных?
Докажите свою мысль.
Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший,
русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть
страшный колдун…
Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от
Арины Родионовны, конечно, представлял их себе.
Поэтому и построение пролога напоминает волшебную
сказку. В нём тоже можно выделить…
Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.
Рассказ о чудесных героях.
И концовку
Вспомним традиционную сказочную концовку.
И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не
попало.
Что изменил в ней Пушкин и зачем?
Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот
не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил»,
«видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт
подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда
и расстаться с ним не желает.
Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский
пролог? – Торжественноприподнятым,
радостным от встречи со сказочной Русью.
Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции:
его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой
форме предстали герои многих волшебных сказок;
создаётся это сказочное полотно в соответствии с
законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка,
представители сил добра и зла…
основная мысль
что такое идея,
Вспомним,
художественного произведения.
В каких строчках заключена основная мысль пролога?
Какое традиционное значение имело словосочетание
«русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от
значения, которое вкладывает в это словосочетание
Пушкин?
Художественное пространство в волшебной сказке
делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой
(враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в«чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и
живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные
силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом
пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира.
Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У
него «русский дух» это подлинно живое, народное,
светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от
сказок.
Там русский дух
Там Русью пахнет…
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство
– любви ко всему родному, русскому. Пушкин, великий
русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ,
родной язык, народные сказки и завещал это нам, его
потомкам.
Сравнительный анализ литературного и фольклорного
текстов
Фольклорный , «Пролог» к поэмесказке А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила»
Заполнение таблицы
Фольклорный текст
Пушкинский текст
Человек
30 отроков (мальчикпод
росток) точьв точь равны
и голосом, и волосом, и
лицом, и ростом
Старик караулит и гонит
обратно
30 витязей (отважный,
доблестный воин) пре
красных (рифма) ясных
С ними дядька их морской
(воспитатель, старый солдат
сверхсрочной службы)
Место
Из моря (2 раза) обратно в
море
волны,
на брег
Там,
песчаный и пустой, из вод,
рифма морской берег
морской.
Только на один час
Время
О заре
Движение
Выходят (2 раза), гонит
П р и х л ы н у т ,
выходят
Звук /звукозапись
чредой
Нет примера
Прихлынут волны. Рифма
пустой морской
Нет примера
О заре, из вод ясных
Цвет / цветописьКонец урока
Рефлексия
«Комплимент» учащиеся оценивают вклад друг друга в урок
и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
.
Критерии успеха
Учащийся достиг цели, если:
1. Пишет творческую работу;
2. Дает оценку изученному произведению;
3. Объясняет свою позицию;
В качестве индивидуального домашнего задания наиболее
мотивированным учащимся можно предложить подготовить
информацию об изобразительных средствах, которые наиболее
ярко проявляются в поэтике волшебной сказки: постоянные и
красочные эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения,
ритмичность,
использование
уменьшительноласкательных суффиксов, гипербол.
троекратные повторы,
Дифференциация – каким образом Вы
планируете оказать больше поддержки?
Какие задачи Вы планируете поставить
перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы
планируете проверить
уровень усвоения
материала учащимися?
Здоровье и
соблюдение
техники
безопасности
Используйте данный
раздел для записи
методов, которые Вы
будете использовать для
оценивания того, чему
учащиеся научились во
время урока.
Здоровьесберегаю
щие технологии.
Используемые
физминутки и
активные виды
деятельности.
Пункты,
применяемые из
Правил техники
безопасности на
данном уроке.
Используйте данный раздел для размышлений об
уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем
уроке из левой колонки.
Дифференциация может быть
выражена в подборе заданий, в
ожидаемом результате от конкретного
ученика, в оказании индивидуальной
поддержки учащемуся, в подборе
учебного материала и ресурсов с учетом
индивидуальных способностей учащихся
(Теория множественного интеллекта по
Гарднеру).
Дифференциация может быть
использована на любом этапе урока с
учетом рационального использования
времени.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения
реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена
дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные
этапы урока?
Какие отступления были от плана
урока и почему?