Русская литература 5 класс Тема урока: "Фольклорные мотивы в поэме А.С. Пушкина"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока знать малые жанры фольклора, их отличительные особенности; уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.1.2.1 Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему. 5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).
Иконка файла материала Краткосрочный план урока 59.docx
Краткосрочный план урока   №59 Раздел                          Школа                    Дата: Класс: 5 Тема урока ФИО учителя: Количество    присутствующих:         отсутствующих: Фольклорные мотивы в поэме А.С. Пушкина Цели обучения, которые  достигаются на данном   уроке (ссылка на учебную  программу) Цели урока Критерии успеха Привитие ценностей  Межпредметные связи Навыки использования ИКТ 5.1.2.1   Иметь   общее   представление   о   художественном произведении, осмысливать тему. 5.1.3.1   Читать   наизусть   выразительно   фрагменты   текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).  знать малые жанры фольклора, их отличительные особенности;  уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора Учащийся достигает целей обучения, если: показать взаимодействие фольклора и литературы        Понять, чем объясняется знание фольклора писателями 19 в. формирование умения делать сравнительный анализ Использует в речи художественные средства выразительности. Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік  ел»: взаимоуважение, любовь, верность. Связь с предметом самопознание На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов Предварительные знания На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как  жанр, актуализировать уже известную информацию и извлекать  новую. Ход урока Запланирова нные этапы урока Запланированная деятельность на уроке  Ресурсы Начало урока Создание коллаборативной среды Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к  уроку, желает  успеха.  Учитель  совместно с учащимися определяет цели  урока/ЦО и критерии успеха Проверка домашнего задания: Повторение Закончите схему и дайте определение видам искусства  слова Словесность Устная  ПисьменнаяПеречислите различия между фольклором и  литературой Фольклор  Различия Литература  . Критерии успеха Учащийся достиг цели обучения, если: выбирает утверждение; доказывает свою точку зрения, аргументирует свой выбор; выражает свои мысли точно и ясно; демонстрирует богатый словарный запас. Середина урока         На протяжении нескольких уроков мы будем читать и  анализировать сказки и стихи одного из самых гениальных  писателей русской литературы  А.С. Пушкина.  Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить  настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к  своим героям, как передает чувства и переживания.   Посмотрите на доску  http://festival. 1september.ru/ articles/53464 8/ http://literatura 5.narod.ru/teor y_rech_tabl.ht ml средства  выразительно сти речи Перед   нами   портрет     А.С.   Пушкина,   который   написал Орест   Адамович   Кипренский.   Поэт   высоко   ценил мастерство   живописца,   посвятил   ему   стихи,   в   которых были строки:                                       Себя как в зеркале я вижу,                                       Но это зеркало мне льстит.  Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле.  …Благородное   лицо,   высокий   умный   лоб,   большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы. На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это –   поэт,   художник   изобразил   за   его   спиной   музыкальныйинструмент   –   лиру.   Под   лиру   поэты   Древней   Греции исполняли   свои   стихи.   С   тех   пор   лира   стала   символом поэзии.  ­ Каждый русский человек с раннего детства знаком со  сказками А. С. Пушкина.  Сегодня вы принесли свои рисунки к любимым сказкам Пушкина. Кратко охарактеризуйте своих  любимых героев. (Учащиеся рассказывают наизусть наиболее  запомнившиеся отрывки из произведений.)          2. Ну а сегодня познакомимся (хотя, вряд ли это можно назвать   знакомством,   ведь   строки   «У   лукоморья   дуб зеленый…» знают все с раннего детства) с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина ­   поэме     «Руслан   и Людмила».   Пушкину   было   двадцать   лет,   когда   он   написал поэму­сказку   «Руслан   и   Людмила».   Необыкновенный   успех имела   она   у   современников,   и   первый   лучший   поэт   того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю­ученику от побеждённого учителя   в   тот   высокоторжественный   день,   в   который   он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал   его   победителем?   Да   потому,   что   Александр Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни одному   поэту   –   современнику   Пушкина.   Он   написал первую   национальную   поэму,   в   основу   которой   были положены фольклорные мотивы.В   то   время   знать   считала   неприличным   говорить   на русском языке и признавала только французский. А поэма Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи. 3.  ­Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку?   Большое   влияние   на   написание   всеми   любимых произведений   оказала   его   няня   Арина   Родионовна (крепостная   крестьянка),   заботливая   бабушка   Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии поэт посвятил стихи. Няня   рассказывала   маленькому   Саше   русские   сказки   и пела песни. Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые   –   понимал   он   сначала   не   по   смыслу,   а   по   их музыке. А когда стал побольше, пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. Няня была верным другом поэта долгие годы. Бабушка знала много рассказов   о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа. В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки. Большую часть свободного времени Саша проводил в играх с крепостными ребятишками. В раннем возрасте мальчик  читал много книг. В Москве к Пушкиным   часто   приходили   писатели   и   поэты,   читали стихи.   Мальчик   внимательно   прислушивался   ко   всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи. И так вернёмся к нашей теме. 4.   В бумагах поэта нашли такую запись:            По цепи ходит кот кругом –  Не схожий ни с одним котом,        Направо сказочку мурлычет,  Налево песнь мяучит он.   Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни  в одной из её сказок.   Народные строчки, народная мысль легли в основу поэмы  «Руслан и Людмила». Открывается поэма прологом.   Пролог – это вступительная часть литературного  произведения, где автор рассказывает о своём замысле,  настраивает читателя на определённый лад.  Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинскогопролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось  поэтическое мастерство Пушкина. (Чтение пролога – показ презентации)       О чём пушкинский пролог? Какова его тема?   – О  лукоморье и чудесах,    происходящих там.  ­ Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? ­ Каким вы представляете  кота ученого? Как он «говорит» свои сказки? ­Откроем учебник и посмотрим, с какой буквы –  прописной или строчной – написано слово «лукоморье». ­Это не собственное имя, не название какой­то страны,  государства. А что же оно означает? –  Если мы заглянем в  толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега  залива, бухты. Это интересно!   Согласно   славянской   мифологии,   Лукоморье   — заповедное   место,   где   стоит   мировое   древо   —   ось,   по которому   можно   попасть   в   другие   миры,   так   как   его вершина   упирается   в   небеса,   а   корни   достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги. Пушкинское   Лукоморье,   как   считали   комментаторы   его текстов   могло   располагаться   на   Чёрном   море   или   на Азовском, или даже в Сибири. В   качестве   региона   Лукоморье   упоминается   в древнерусских   летописях,   как   одно   из   мест   обитания половцев.   Предположительно   Лукоморье   располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и Днепра. ­   Для   чего   (с   какой   целью)   Пушкин   употребляет   это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов?   –   Чтобы   читатель   почувствовал,   о   какой   древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси. Прочитайте  про  себя  пушкинский  пролог   и  попытайтесь обнаружить   и   другие   устаревшие   слова   (они   называются архаизмами).   ­   Давайте     обратимся     за     помощью     ктолковому   словарю  С.И. Ожегова.             Неведомые  (дорожки) – неизвестные,  незнакомые.             Невиданные   (звери) – неизвестные,  которых  никто не  видел.             Дол – долина,  равнина.             Витязь – воин,  богатырь.             Чредой (выходят) – идут  парами.             Пленяет – берет  в  плен.             Тужить – горевать,  кручиниться.             Поведаю – расскажу. Эти   формы   Пушкин   употребляет,   чтобы   сделать   стих торжественным, величавым. ­ В прологе Пушкин использует не только лексические, но и   грамматические   архаизмы:   «о   заре   прихлынут   волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и тридцать витязей выходят…) ­Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических. Мастерство   Пушкина   проявляется   и   в   другом   умении   – умении   одним   слово   охарактеризовать   героя,   выражать своё отношение к нему. ­ Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? (чахнет )­ Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея. ­ А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом»   пленяет   королевича?   Почему   вы   так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем­либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду  был грозным, и  в этом определении  – «грозный»  ­ видна тонкая насмешка над царём. ­В  народных   сказках   волк   всегда   серый.   А  какой   масти волк   у   Пушкина?   Почему?   –   Бурый   –   с   подпалинами, старый, опытный.Пушкинский   пролог…Какой   жанр   устного   народного   творчества он напоминает? – Сказку.       ­Какую   именно:   бытовую,   волшебную,   о   животных? Докажите свою мысль. ­Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка,   Баба   Яга…И   кот   волшебный   говорящий,   есть страшный колдун…  ­ Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины   Родионовны,   конечно,   представлял   их   себе. Поэтому   и   построение   пролога   напоминает   волшебную сказку. В нём тоже можно выделить… ­Присказку, или зачин. Это рассказ о коте. ­Рассказ о чудесных героях. ­И концовку ­Вспомним традиционную сказочную концовку. ­И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. ­Что изменил в ней Пушкин и зачем? ­Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел»,   «сидел»,   «мне   сказку   говорил».   Этим   поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает. ­Каким   же   настроением,   чувством   проникнут   пушкинский пролог?                              – Торжественно­приподнятым, радостным ­  от встречи со сказочной Русью.   ­ Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме   предстали   герои   многих   волшебных   сказок; создаётся   это   сказочное   полотно   в   соответствии   с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…   основная   мысль   что   такое   идея, Вспомним, художественного произведения.    ­В каких строчках заключена основная мысль пролога? ­Какое   традиционное   значение   имело   словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения,   которое   вкладывает   в   это   словосочетание Пушкин?  Художественное   пространство   в   волшебной   сказке делится   на   свой   (человеческий,   светлый)   мир   и   чужой (враждебный,   тёмный,   мир   мёртвых).   Герой   попадает   в«чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют  враждебные силы   (Баба   Яга,   Кащей)   и   восклицают:   «Русским   духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него   «русский   дух»   ­   это   подлинно   живое,   народное, светлое,   доброе   начало,   истинная   Русь,   которой   веет   от сказок.                                  Там русский дух                                  Там Русью пахнет…­  эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.   Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной   язык,   народные   сказки   и   завещал   это   нам,   его потомкам. Сравнительный   анализ   литературного   и   фольклорного текстов Фольклорный   ,   «Пролог»   к   поэме­сказке   А.   С.   Пушкина «Руслан и Людмила»   Заполнение таблицы Фольклорный текст Пушкинский текст Человек 30 отроков (мальчик­под­  росток) точь­в­ точь равны  и голосом, и волосом, и  лицом, и ростом Старик   караулит   и   гонит обратно 30 витязей (отважный,  доблестный воин) пре­ красных (рифма) ­ ясных С ними дядька их морской  (воспитатель, старый солдат сверхсрочной службы) Место Из моря (2 раза) обратно в море   волны,   на   брег Там, песчаный и пустой, из вод, рифма   морской   ­   берег морской. Только на один час Время О заре Движение Выходят (2 раза), гонит П р и х л ы н у т , выходят Звук /звукозапись   чредой Нет примера Прихлынут волны. Рифма ­  пустой ­ морской Нет примера О заре, из вод ясных Цвет / цветописьКонец урока Рефлексия «Комплимент» ­ учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. . Критерии успеха Учащийся достиг цели, если: 1. Пишет творческую работу; 2. Дает оценку изученному произведению; 3. Объясняет свою позицию; В   качестве   индивидуального   домашнего   задания   наиболее мотивированным   учащимся   можно предложить подготовить информацию об изобразительных средствах, которые наиболее ярко проявляются в поэтике волшебной сказки: постоянные и красочные   эпитеты,   сравнения,   метафоры,   олицетворения, ритмичность,   использование уменьшительно­ласкательных суффиксов, гипербол.   троекратные   повторы, Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности Используйте данный  раздел для записи  методов, которые Вы  будете использовать для  оценивания того, чему  учащиеся научились во  время урока. Здоровьесберегаю щие технологии. Используемые  физминутки и  активные виды  деятельности. Пункты,  применяемые из  Правил техники  безопасности на  данном уроке.    Используйте данный раздел для размышлений об  уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем  уроке из левой колонки.   Дифференциация может быть  выражена в подборе заданий, в  ожидаемом результате от конкретного  ученика, в оказании индивидуальной  поддержки учащемуся, в подборе  учебного материала и ресурсов с учетом  индивидуальных способностей учащихся  (Теория множественного интеллекта по  Гарднеру).  Дифференциация может быть  использована на любом этапе урока с  учетом рационального использования  времени. Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения  реалистичными?  Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена  дифференциация на уроке?  Выдержаны ли были временные  этапы урока?  Какие отступления были от плана урока и почему?

Посмотрите также