Цели урока
Найти сходство и различия поэмы Пушкина с русской волшебной сказкой;
познакомить с лицейским периодом жизни А.С.Пушкина, произвести анализ поэмы «Руслан и Людмила»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
5.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя.
5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя.
Краткосрочный план урока №57
Раздел9:
Дата:
Класс: 5
Школа:
ФИО учителя:
Количество
присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока
Цели обучения,
которые достигаются
на данном уроке
(ссылка на учебную
программу)
Главная героиня поэмы А.С. Пушкина
. 5.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции при
поддержке учителя.
5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных
героев, при поддержке учителя.
Цели урока
Цели обучения
учащихся
Критерии оценивания
Привитие ценностей
Межпредметные связи
Навыки использования
ИКТ
Предварительные
знания
Найти сходство и различия поэмы Пушкина с русской волшебной
сказкой;
познакомить с лицейским периодом жизни А.С.Пушкина,
произвести анализ поэмы «Руслан и Людмила»
Все учащиеся смогут
разделить текст на части и определить основную мысль каждой из них
Большинство учащихся смогут
исправить смысловые недочёты, отредактировать структуру
предложений.
Некоторые учащиеся смогут
дать объяснение новой, не понятной некоторым информации
Делит текст на смысловые части, определяет основную мысль каждой и
всего текста в целом.
Редактирует часть текста, исправляя недочёты.
Обучение на протяжении всей жизни, уважение, открытость,
сотрудничество.
Учащиеся знают цели урока, поэтапно их достигают. Учащиеся работают
в парах и группах, учитель предоставляет возможность самостоятельно
выбирать способ действия.
История.
Мультимедийная презентация, аудиозапись.
Это пятый урок изучаемого раздела. На предыдущем занятии учащиеся
сравнивали два текста, находили сходства и различия.
Ход урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Запланирова
нные этапы
урока
Начало урока
5 минут
1.Организационный момент. Учащиеся и учитель приветствуют
друг друга. Соблюдение норм речевого этикета, эмоциональный
настрой на урок способствует воспитанию уважения к себе и
другим.
Прогнозирование темы урока. Рассмотрите картинку.
Какие ассоциации она вызывает? Какую мысль она передаёт?Середина
урока
5 минут
10 минут
15 минут
Поэма заканчивается пространным эпилогом, в котором Пушкин
рассказывает читателям, что своим произведением он славил
преданья старины глубокой, говорит о том, что в процессе работы
он забывал обо всех обидах и прощал своих врагов, в чем ему очень
помогла дружба, имеющая для автора огромное значение.
Характеристики персонажей
http://trsongs.r
u/trtext_songs.
php?id=7737
Богатырь Руслан, жених княжеской дочери Людмилы, является
центральным персонажем пушкинской поэмы. Описание испытаний,
выпавших на его долю, выдержанные с честью и великим
мужеством во имя спасения своей любимой, ложится в основу всей
сюжетной линии. Автор, вдохновленный подвигами русских
былинных богатырей, изображает Руслана не только спасителем
возлюбленной, а еще и защитником родной земли от набегов
кочевников.
Внешность Руслана, описанная с особой тщательностью, должна
полностью по замыслу автора передавать его соответствие
героическому образу:
он имеет белокурые волосы,
символизирующие чистоту его замыслов и благородство души, его
латы всегда чисты и блестящи, как и подобает рыцарю в блестящих
доспехах, всегда готовому к бою. На пиру Руслан полностью
поглощен думами о будущей женитьбе и горячей любовью к
невесте, что не дает ему замечать завистливые и злые взгляды
соперников. На их фоне он выгодно отличается чистотой и
прямотой помыслов, искренностью и чувственностью. Также
основные черты характера вырисовываются во время его
путешествия в замок Черномора, он проявляет себя как честный,
порядочный и великодушный человек, храбрый и мужественный
воин, целеустремленно и упорно идущий к своей цели, верный и
преданный возлюбленный, готовый ради своей любви даже умереть.
В образе Людмилы Пушкина показал портрет идеальной невесты и
возлюбленной, которая преданно и верно ждет своего жениха и
безмерно тоскует в его отсутствие. Княжеская дочь изображена
тонкой, ранимой натурой, обладающей особой нежностью,
чувствительностью, изящностью и скромностью. Вместе с тем этоне мешает ей обладать твердым и непокорным характером, который
помогает ей противостоять злому колдуну Черномору, дает силы и
храбрости и не покоряться подлому похитителю и верно ждать
своего избавителя Руслана.
Особенности композиционного построения
Жанр поэмы «Руслан и Людмила относится к романам и поэмам
конца восемнадцатого начала девятнадцатого века, тяготеющим к
творчеству в «национальном» духе. Также в нем отражены влияние
на автора таких направлений в литературе как классицизм,
сементализм, и рыцарская романтика.
По примеру всех волшебнорыцарских поэм данное произведение
имеет сюжет, построенный по определенному шаблону: герои
рыцари ищут своих возлюбленных, похищенных какимлибо
мифическим злодеем, преодолевают для этого ряд испытаний,
вооружившись определенными талисманами и волшебным оружием,
и в конце получают руку и сердце красавицы. Поэма «Руслан и
Людмила» построена в том же ключе, однако её отличает
удивительная грациозность, свежесть, тонкое остроумие, яркость
красок и легкий шлейф эпикуреизма, характерного для многих
произведений, написанных Пушкиным в период его обучения в
Царскосельском лицее. Именно ироническое отношение автора к
содержанию поэмы не может придать этому произведению
настоящий «национальный» окрас. Главными достоинствами поэмы
можно назвать её легкую и прекрасную форму, игривость и
остроумность стиля, задорность и бодрость общего настроя, яркой
нитью проходящих через все содержание.
Сказочная поэма Пушкина «Руслан и Людмила», веселая, легкая и
остроумная стала новым словом в устоявшихся литературных
традициях написания героических баллад и поэм, она пользовалась
огромной популярностью среди читателей и вызвала большой
резонанс в среде литературных критиков. Недаром сам Жуковский
признал свой полный провал, и отдал ветвь первенства молодому
таланту Александра Сергеевича Пушкина, который благодаря
этому произведению занял лидирующую позицию в рядах русскихпоэтов и стал знаменитым не только в России, но и далеко за её
пределами.
Найдите и зачитайте эти строки. Как описывает А.С.Пушкин
жестокость печенегов. Какие части речи стал использовать Пушкин
больше, описывая картину войны?
Сравнить:
Лазурный, пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан.
Покрыли кудри золотые
Фатой прозрачной, как туман.
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне
Грозой несётся, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит…
То был Руслан.
Какой звук преобладает?
Прочтите ещё раз, что хотел этим многочисленным
звуком Р показать Пушкин? Как бы вы назвали такой приём в
языке? (звукопись)
Вся поэма Пушкина – это поиск своей возлюбленной (как в сказке),
почему же в конце А.С. решил героя показать на «кровавом
пиру»? Чтобы показать, что Руслан любит свою родину.
Из уст одного из гостей звучит фраза
«И впрямь, Руслан – великий воин,
Руки Людмилы он достоин» Как вы считаете, что является самой
огромной ценностью для Руслана? Родина или семья? А для
Пушкина? А для вас?
А что было важно для сказочного героя? Обогащение, царство,
слава
Анализируя поэму «Руслан и Людмила», мы увидели что
Пушкин соединил сказочное и реальное в поэме. Мы увидели и
реальные образы и сказочные, давайте попробуем проверить себя.
Задание. Отредактируйте предложенный вам текст,
исправляя допущенные автором недочёты.
№ Критерий
1.
оценивания
Редактирует
часть текста,
исправляя
недочёты.
Дескрипторы
Учащийся:
находит и исправляет орфографические
ошибки;
находит и исправляет грамматические
ошибки;
находит и исправляет пунктуационные
ошибки;
ФО оценивание учителем по дескрипторам
Дифференциация.
Более способным учащимся учитель может предложить приредактировании текста песни добиться соблюдения рифмы и ритма.
Учащимся, владеющими на высоком уровне информационно
коммуникационными технологиями, можно предложить учащимся
записать песню, используя различные аудиопрограммы для записи и
воспроизведения музыки.
Конец урока
5 минут
Слайд 6
Рефлексия над собственным процессом обучения поможет
учащемуся самостоятельно определить сильные и слабые стороны,
выяснить, что необходимо знать и уметь при выполнении подобных
заданий.
Оценивание.
Как вы планируете
проверить уровень
усвоения материала
учащимися?
Здоровье и соблюдение техники
безопасности
Дифференциация.
Каким образом вы планируете
оказать больше поддержки?
Какие задачи вы планируете
поставить перед более
способными учащимися?
Более способным учащимся
учитель может предложить при
редактировании текста песни
добиться соблюдения рифмы и
ритма. Учащимся, владеющими
на высоком уровне
информационно
коммуникационными
технологиями, можно
предложить учащимся записать
песню, используя различные
аудиопрограммы для записи и
воспроизведения музыки.
Рефлексия по уроку
Автобусная остановка
Вопросответ
Критерии оценивания и
дескрипторы.
Кабинет оборудован в
соответствии с правилами техники
безопасности.
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте
на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.Были ли цели урока/цели
обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена
дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные
этапы урока?
Какие отступления были от плана
урока и почему?
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на
что необходимо обратить внимание на последующих уроках?