Русская литература 5 класс Тема урока: Испытания героев в «Сказке о царе Берендее»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.) Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.2.1.1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 5.2.2.1. определять основную мысль произведения при поддержке учителя
Иконка файла материала Краткосрочный план урока 20.docx
Краткосрочный план урока   №20 Раздел                            Школа          Дата: Класс: 5 ФИО учителя: Количество    присутствующих:         отсутствующих: Цели обучения,  которые достигаются  на данном  уроке  (ссылка на учебную  программу) Тема урок 5.2.1.1. определять жанр и его признаки (былина, сказка,  литературная сказка) при поддержке учителя 5.2.2.1. определять основную мысль произведения при поддержке учителя Испытания героев в «Сказке о царе Берендее» Цели урока Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини­сочинения на  Критерии успеха Привитие ценностей  Межпредметные связи Навыки  использования ИКТ  Предварительные  знания литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.) Учащийся достигает целей обучения, если Пользуется советами учителя по сочинению сказки; пишет сказку; использует в сказке изобразительно­выразительные средства языка  (эпитеты, сравнения, олицетворения) Привитие любви и уважительного отношения к народному  творчеству – сказкам Связь с русским языком, казахской литературой, самопознанием ИКТ на данном уроке используются для показа слайдов На данном уроке учащиеся повторят и закрепят те знания и умения анализировать текст, полученные на предыдущих уроках Ход урока Запланиров анные этапы урока Начало урока Запланированная деятельность на уроке  Ресур сы Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку и  желает  успеха.  В начале урока сделать акценты на: ­ концентрацию внимания учащихся ­ совместно с учащимися определить цели урока/ЦО ­ определить «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания  к концу урока Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.) ­   Как вы понимаете слово «классика»? (Классика ­ те произведения,которые прошли через годы и до сих пор нам интересны.) ­   Как  вы  думаете,  произведения,  каких  авторов  будут  помещены  в этом разделе? ­  Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчеством вы уже знакомились во 2 и 3 классах. ­   Какие  стихотворения  Жуковского вы  можете вспомнить? (Сказка «Мальчик   с   пальчик»,   стихотворения   «Жаворонок»   («На   солнце темный лес зардел...»), «Родного неба милый свет...») ­  Можете ли вы прочитать их наизусть? Учитель читает вступительную статью перед сказкой. ­  Что вы узнали из жизни писателя? Середина урока    Подготовка к основной работе. Дети читают по цепочке до слов: «На другой день рано поутру.. .», по ходу чтения идет словарная работа. 1 Беседа после чтения:  Как царь оказался у колодца? ­       Почему напившись воды, он не смог поднять голову? ­       Как автор описывает Кощея Бессмертного? ­       Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте. ­       Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя? ­       Почему царь согласился? (Он не знал про сына) ­       Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство? ­       Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова,  которые описывают чувства царя. Прочитайте? ­       Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван­царевич охотился и  встретил в лесу Кощея) ­       Как решил поступить царевич, после того как отец ему все  рассказал? ­       Как произошла первая встреча Ивана­царевича с Марьей­  царевной? ­       Какой совет дала Марья­царевна Ивану? ­       Как вы думаете, почему Марья­царевна решила помочь царевичу? ­       Помог ли царевичу ее совет? ­       Как принял Ивана­царевича Кощей Бессмертный? Почему? V. Физкультминутка Наверху созрела слива, А внизу растет крапива. Мучается бедный ослик, Что сначала съесть, что после? Впереди крыжовник зреет, Позади малина спеет. Голоден до полусмерти. Ослик головою вертит. Слева ­ свекла. Справа ­ брюква, Слева ­ тыква, Справа ­ клюква. Снизу свежая трава Закружилась голова. Закрепление нового материала 1. Работа над иллюстрацией­       Рассмотрите иллюстрацию. ­       Кто на ней изображен? ­       Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный? ­        Найдите   в   тексте   и   прочитайте   отрывок,   где   его   описывает Жуковский.   Каким   мы   привыкли   видеть   Кощея   Бессмертного   на картинках? ­       Опишите, как выглядит Иван­царевич? ­        Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана­ царевича (Лук и колчан со стрелами) ­       Как бы вы описали коня? ­       Какие эпитеты, обычно в русских сказках дают коню? ­       Какой эпизод изобразил художник? ­       Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду? Учащиеся заполняют таблицу ЗХУ, чтобы осмыслить то, о чем они  знают и хотели бы узнать (заполняют 1 и 2 колонку). Знаю Хочу узнать Узнал(а) Дифференцированное деление на группы (по усмотрению  учителя) Учащиеся в группах должны будут провести учебное исследование на основе предложенных учителем ресурсов. Учитель может помочь учащимся, заранее подготовив необходимые  ресурсы: словарь литературоведческих терминов / фрагмент статьи о  литературной сказке и другие материалы для учебного исследования,  цель которого – актуализация уже известной информации и извлечение  новой. 1 группа выполняет следующее задание: 1. 2. изучить предложенные учебные ресурсы (Приложение1); подготовить информацию  о жанре «сказка» по следующему  плану: а) определение сказки; б) виды народных сказок; в) характерные признаки народных волшебных сказок; г) добрые и злые герои русских народных волшебных сказок; д) добрые и злые герои казахских народных волшебных сказок. 3) создать ментальную карту, отражающую ключевую информацию  учебного исследования.2 группа проводит  исследование композиционных особенностей  фольклорной волшебной сказки.  Задание можно сформулировать так: 1) изучить предложенные учебные ресурсы (Приложение2); выделите  обязательные элементы композиции народной  2) волшебной сказки; приведите примеры сказочных зачинов, сказочных концовок;  3) троекратных повторений; на примере одной из фольклорных волшебных сказок (русской  4) или казахской) доказать, что композиция сказки циклическая: герой  совершает путешествие «туда и обратно»:  из своего мира в чужой  (волшебный) мир и возвращается обратно в свой мир; создать ментальную карту, отражающую ключевую информацию 5) учебного исследования. 3 группа  исследует  своеобразие литературной сказки. Задание: 1) 2) изучить предложенные учебные ресурсы (Приложение3); выделить особенности литературных сказок, опираясь на  вопросы:  Чем отличаются литературные сказки от фольклорных?  Кто из зарубежных писателей создавал сказки? Назовите  авторов и их произведения.  Кто из русских писателей создавал сказки? Назовите авторов и  их произведения.  Как в литературных сказках используются сюжеты и образы  народных волшебных сказок? Создать ментальную карту, отражающую ключевую  3) информацию учебного исследования. После выполнения задания каждая группа презентует свою работу,  остальные учащиеся внимательно слушают и задают вопросы,  интересующие их.  Задание сопровождается обсуждением в классе для обобщения  результатов выполненных работ.Затем учащиеся заполняют третью колонку таблицы ЗХУ, чтобы  осмыслить то, о чем они узнали. Знаю Хочу узнать Узнал(а) 1.И. Задание Учащиеся должны вспомнить устойчивые выражения и фразы из  сказок. Например, «жили­были», «за тридевять земель»,  три раза, три  брата (сестры), «скоро сказка сказывается, да не скоро дело  делается…», «кашу маслом не испортишь», «сказка ложь, да в ней  намек…», «в некотором царстве, не в нашем государстве», «стали они  жить — поживать  и добра наживать», «избушка, избушка, встань к  лесу задом, а ко мне передом», «избушка на курьих ножках», «и я там  был, мёд — пиво пил… по усам текло, а в рот не попало», хитрая  лисица, косолапый медведь, голодный волк, «скоро сказка  сказывается… да не скоро дело делается», «долго ли коротко ли…» и  т.д.  Можно также предложить учащимся иллюстрации. Учитель дает пять полезных советов, как сочинить сказку. 1. Разбудите свое воображение; 2. Придумайте главного героя; 3. Набросайте план будущей сказки; Например:  Начало истории (где? кто? когда?)  Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)  Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)  Итог (возвращение или иное завершение сказки) 4. Можно переделать старую сказку; 5. Поиграйте в словесные игры.  (Возьмите два разных слова и  придумайте пару сюжетов с этими словами. Например, возьмем  слова — замок и олень. Вот какие сюжеты можно придумать: 1. К замку принцессы каждый день в одно и то же время приходил  олень, и пытался дотянуться до яблони за забором. 2. В замке одного короля жил прекрасный олень, который умел  говорить. 3. Жил­был удивительный олень, который на своих рогах носил  целый замок. Возьмите противоречия и придумайте историю. Например, огонь и  вода, недодела и передела, красивая и некрасивая принцесса,  микросамолет и самолет, король и слуга, лето и зима).Творческая работа. И. Задание. Пользуясь советами и используя опорные слова,  придумайте  собственную сказку (одну)­ волшебную/бытовую/о  животных. В своей работе можете использовать изобразительно­ выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения) Критерии успеха: 1. Учащийся смог сочинить и написать сказку; 2. Учащийся использовал в сказке изобразительно­выразительные  средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения) По желанию учащихся можно зачитать сказки и оценить. Ф. Взаимооценивание или оценивание учителя. Конец урока В конце урока учащиеся проводят устную рефлексию (они могут  выборочно закончить 3­4 предложения)  понял, что… 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. 5. теперь я могу… 6. я почувствовал, что… 7. я приобрел… 8. я научился… 9. у меня получилось … 10. я смог… 11. я попробую… 12. меня удивило… Домашнее задание: Прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи  богатырях» А.С. Пушкина. Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить материала учащимися? уровень усвоения Здоровье и соблюдение техники безопасности Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом  результате от конкретного ученика, в  оказании индивидуальной поддержки  учащемуся, в подборе учебного материала  и ресурсов с учетом индивидуальных  способностей учащихся (Теория  множественного интеллекта по  Гарднеру).  Дифференциация может быть  использована на любом этапе урока с  Используйте данный  раздел для записи  методов, которые Вы  будете использовать для  оценивания того, чему  учащиеся научились во  время урока. Здоровьесберега ющие  технологии. Используемые  физминутки и  активные виды  деятельности. Пункты,  применяемые из Правил техники безопасности наданном уроке.    Используйте данный раздел для размышлений об  уроке. Ответьте на самые важные вопросы о  Вашем уроке из левой колонки.   учетом рационального использования  времени. Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения  реалистичными?  Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена  дифференциация на уроке?  Выдержаны ли были временные  этапы урока?  Какие отступления были от плана  урока и почему? Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об  обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об  обучении)? 1:  2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных  учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Посмотрите также