Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
(АГ) 5.1.6.1
оценивать звучащую речь с позиции «нравится¬ /не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя свою позицию
Цели урока: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст
Краткосрочный план урока №6162
Школа:
Дата:«____»____________20___г.
ФИО учителя:
Класс:5 «____» класс.
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока: Кладовая солнца
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
(АГ) 5.1.6.1
оценивать звучащую речь с позиции «нравится /не нравится», «правильно/ неправильно»,
аргументируя свою позицию
Цели
урока:
Цели
обучения
научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку
зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст
Все учащиеся смогут:
понимать тему, идею литературного произведения;
пересказывать фрагменты сказки –были, отвечать на вопросы;
Большинство учащихся будут уметь:
Учить ся умению анализировать текст, мотивировать свои суждения.
Совершенствовать технику чтения.
Некоторые учащиеся смогут:
проверить умение применять теоретические знания на практике;
писать эссеповествование, эссерассуждение;
редактировать текст, исправляя орфографические
ошибки с помощью словаря.
Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский
патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и
творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Естествознание. Изучение видов материалов, из которых могут быть сделаны
предметы, связано с изучением физических свойств отдельных предметов,
изготовленных из того или иного материала.
На данном уроке учащиеся используют флешпрезентацию, которую можно загрузить
на планшет или мобильный телефон через QRкод
Учащиеся активизируют знания и навыки, приобретенные в процессе обучения на
предыдущих уроках русского языка.
Критери
и успеха
Привити
е
ценносте
й
Межпред
метные
связи
Навыки
использо
вания
ИКТ
Предвар
ительные
знания
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Ход урокаНачало
урока
. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. С помощью
разрезанных пазлов делит класс на группы.
Проверка домашней работы.
По методу «Мозговая атака» проводит проверку домашней
работы
Критерии
успеха
добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя
учебник, с вой жизненный опыт и информацию
Середина
урока
Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о
героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями
героев)
Учебник:
. Рабочая
тетрадь:
Ресурсы:
• коробки с
мелкими
пазлами,
учащихся;
• магниты для
Общее в
характере
каждой
пары
учащихся.
http://files.sc
hool
collection.ed
u.ru/dlrstore/
f5123913
10e4417e
90e6
d257f66753e
1/%5BNS
MATH_1
0106%5D_
%5BTQ_00
4%5D.html
Герой
Положительно
е в характере
Отрицательное в
характере
Настя
Митраша
3.Основная часть.
Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении
к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно
передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт.
Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы
сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель
урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?
Дискуссия.
1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми?
Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во
время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о
палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не
бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное
место».
2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне
рассказчик?
Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемсяпонять их, понять те чувства, которые они испытывали, о чём
переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю
слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя
или Митраша, на чьей вы стороне. Давайте обменяемся мнениями
и посмотрим, к какому выводу мы придём.
3) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет
учащимся правильно сформулировать свои мысли (См.
Приложение 1)).
Обращается внимание на таблицу с правилами ведения
спора (См. Приложение 2)
4) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному
вопросу, приводят доказательства из текста сказкибыли, из своих
личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:
Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по
неизведанной тропе?
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку;
он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить
дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может
решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить
не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
5) Учитель: Я не поддерживаю ни одну из сторон.
Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно
проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого
начала их пути.
* Работа в группах.
1 группа (Уровень деятельности группы поисковый)
1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и
составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой
смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?
2 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный)
1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и
сосна» и «ТетеревКосач».
Какое впечатление производят эти картины природы? Как
ведут себя дети в лесу?
3 группа (Уровень деятельности группы частичнопоисковый
с обобщениями)
Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор
между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них?
Как природа помогает понять настроение спорящих?4 группа (Уровень деятельности группы частичнопоисковый
с обобщениями)
Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись
один? Объясните «загадочные» слова мудрого лесника
Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы
голенькие и разутые» гл.8)
5 группа (Уровень деятельности группы частичнопоисковый
с обобщениями)
Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая
природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься
Пришвин, изображая «путь» Насти?
I.
Выступления групп.
По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с
изображениями картин иллюстраций к произведению.
1 группа представляет карту Блудова болота.
Учащиеся говорят о том, что Блудово болото, с одной
стороны, это сказочное место, где под ногами трясина,
растут ёлочкистарушки, летает ворон, говорящий на
своём языке, болото, враждебное человеку. С другой
стороны, автор говорит от имени разведчиков природных
богатств, что Блудово болото “со всеми огромными
запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи
лет это добро под водой сохраняется, болото становится
кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как
торф, достаётся человеку в наследство”. В
словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает
большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком,
исследователем, следил за развитием современной ему
науки. В простой и ясной форме автор рассказывает о
серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт
своё тепло растениям, растения отмирают и падают на
дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа.
Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле
копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы,
животные и птицы этого болота — это тоже кладовая
природы.
2 группа представляет выразительное чтение (подготовленное
домашнее задание) предложенных отрывков.
Учащиеся говорят о том, что в отрывке «Ель и сосна» всё
вокруг очень мрачно. Деревья борются за жизнь, а злой
ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина,
но и жалко ель и сосну.
Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом
произведении признаками живых существ. Как называется такоеизображение в литературе? (Олицетворение).
Для чего автор использует этот приём? ( С помощью
олицетворений писатель наделяет явления природы
признаками живых существ, делает их как бы действующими
лицами, которые принимают активное участие в жизни детей.
Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из
леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им ).
В отрывке «Тетеревкосач» М.Пришвин показывает
удивительную красоту природы.
3 группа инсценирует спор между детьми, рассказывают о
поведении детей в этой ситуации.
Говоря об изображении природы, отмечают, что картина
прекрасного утра внезапно меняется, словно подготавливая
читателей к предстоящим осложнениям во
взаимоотношениях героев. Учащиеся зачитывают отдельные
фрагменты текста, показывающие реакцию природы на спор
детей.
Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он
отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми
намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём
высоком человеческом назначении, как он уподобляется
стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
4 группа
Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который
уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды;
о старушкахёлочках, мешающих продвижению Митраши, о
воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро
будет пожива».
Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота?
«Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете
эти слова? Какой тайны не открыл Антипыч ребятам? Почему?
Что это за тайна? ( Тайна эта основа жизненной мудрости.
Антипыч выступает у Пришвина как хранитель тайны жизни)
Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя
вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус).
Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша
уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно.
Докажите это словами из текста. («…И маленький человек
остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте
движения…»)
5 группа
Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной
тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же
незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, онаувлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Пришвин,
изображая путь Насти, подбирает «ласковые» слова, чтобы
передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята
доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю
охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность
не нравится писателю, он показывает великаналося и говорит,
что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и
лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека
при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде
клюкве?» с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности
Настя перестала быть человеком и превратилась в
обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать,
что человек в жадности теряет истинно человеческие
качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать
свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и
как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал
незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
Проявляют интерес к изучаемому материалу. (учиться отличать
устную и письменную речь.)
. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями
соседу по парте и отправить.
Рефлексия.
Учитель показывает плакат «Роза ветров». Объясняет задание
учащимся.
Перед вами «Роза ветров». Она состоит из линий ,на каждой
линии есть высказывание об уроке
1линия Я усвоил и могу рассказать другу.
2 линия Я усвоил, но другу помочь не смогу.
3 линия Мне ещё раз надо объяснить.
4 линия Я ничего не усвоил.
Критерии
успеха
Конец урока
Критерии
успеха
изучают факторы климатообразования и осознать значение
каждого из них
Стикеры
или фишки
Дифференциация
Каким образом Вы планируете
оказать больше поддержки?
Какие задачи Вы планируете
поставить перед более
способными учащимися?
Здоровье и соблюдение
техники безопасности
Здоровьесберегающие
технологии.
Используемые физминутки
и активные виды
деятельности.
Учащиеся должны уметь:
Организуйте
самооценивание учащихся
№1:
НАШ ОТДЫХ
Отдых
наш
–с помощью «Лестницы
успеха» в рабочей тетради.
физкультминутка.
Занимай свои места! Шаг на
месте, левой, правой,
Раз и два, раз и два!
(Шагают на месте.)
Прямо спину всем держать!
(Выпрямляют спину.)
Раз и два, раз и два!
(Шагают на месте.)
И под ноги не смотреть!
(Круговые
движения
головой.)
Раз и два, раз и два!
(Шагают на месте.)
№2
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
(5 раз)
Сколько палочек да точек,
Столько встанем на носочки.
(4 раза)
Сколько точек будет в
круге,
Столько раз поднимем руки.
(3 раза)