Русская литература 5 класс Тема урока М. Шаханов «Отрарская поэма о побеждённом победителе, или Просчёт Чингисхана»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему; составлять простой план; ЦО, которые достигаются на данном уроке 5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя 5.2.8.1. анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя Межпредметные связи: Межпредметные связи прослеживаются с «Всемирной историей», «Историей Казахстана», «Русским языком» и «Изобразительным искусством»
Иконка файла материала Краткосрочный план 13.docx
Краткосрочный план урока №13 Раздел долгосрочного  плана:  Раздел 1: Героический эпос Урок №1 Дата:   Школа  Учитель:. Класс: 5 Тема урока ЦО, которые достигаются  на данном уроке  Цели урока Критерии оценивания Языковые цели Привитие ценностей Межпредметные связи Навыки использования  ИКТ Предварительные знания Количество присутствующих:   М. Шаханов «Отрарская поэма о побеждённом  победителе, или Просчёт Чингисхана»: исторический  сюжет поэмы 5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя отсутствующих:   5.2.8.1.   анализировать   изобразительные   средства   в художественном   тексте   (гиперболы,   эпитеты,   сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему; составлять   простой план; ­ выделяет главные события произведения;  ­ выражает свое отношение к персонажам;  ­ комментирует детали, использованные автором;  ­ находит цитаты, отражающие главную мысль произведения. ­ выделяет основные темы;  ­ озаглавливает основные темы;  ­ соотносит основные мысли с иллюстрациями/ примерами;  ­ оформляет план в соответствии с заданием.     Анализировать   художественно­изобразительные   средства языка, использованные в произведении  Способствовать развитию патриотизма и любви к Родине  (Труд и творчество, сотрудничество) при работе в парах, в  группе и индивидуально через содержание текстов.  Межпредметные связи прослеживаются с «Всемирной  историей», «Историей Казахстана», «Русским языком» и  «Изобразительным искусством»   На уроке будут использованы презентация и видеоматериал. Обучение производится на базе знаний и ресурсов,  полученных в процессе изучения произведений русской и  казахской литературы на предыдущих уроках.  Ход урока Заплани­ рованные этапы урока Начало урока 5 мин. Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Актуализация знаний. Эвристическая беседа. I. Учащиеся знакомятся с целями урока. Учащимся предлагается просмотр видеоролика о Древнем  Презентация. https://www. youtube.com/Отраре из цикла «Древние города – 3». Отрар. Учитель предлагает послушать информацию о древнем городе  и изобразить кластер, где ключевым словом будет город  Отрар.  ­ Ребята, при составлении кластера (схемы), используйте  информацию из видеоролика. Каждая группа презентует кластер противоположной команде.  watch? v=Ks6CyOgp UXY –  видеоролик  из цикла  «Древние  города ­3.  Отрар»  Работа с текстом «Биография Мухтара Шаханова». II. Учитель просит учащихся внимательно прочитать текст и  подготовить сообщение о М.Шаханове. Текст о  биографии  М. Шаханова Середина урока 35 минут 7 мин. 8 мин. Лист  оценивания  ПО2 10 мин. Вопросы и задания: 1. Какое образование получил М.Шаханов? Где он работал? 2. Названия каких поэтических сборников М.Шаханова вы  запомнили? 3. В какой поэтический сборник входит “Отрарская поэма о  побежденном победителе, или Просчет Чингисхана”? 4. Подготовьте рассказ о Шаханове.   Учащиеся будут рассказывать о фактах из биографии М.  Шаханова в сменных парах. Они поменяются парами 4­5 раз. П Затем они напишут в тетрадях о трех фактах, которые они  считают самыми важными, связав  с поэмой. III. Работа с текстом ««Отрарская поэма о побежденном  победителе, или Просчет Чингисхана» ПО2 Понимание художественного произведения Критерии оценивания: ­ выделяет главные события произведения;  ­ выражает свое отношение к персонажам;5 мин.   Лист  оценивания  ПО4 ­ комментирует детали, использованные автором;  ­ находит цитаты, отражающие главную мысль  произведения. Первичное восприятие текста.  Учитель знакомит учащихся с художественным миром,  созданным автором. И Ф Чтение предложенного учителем фрагмента из текста: Задание. Прочитайте 1 и 2 главы поэмы М.Шаханова  «Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет  Чингисхана» и ответьте на вопросы. ­ К какому времени относится действие, происходящее в  поэме М.Шаханова? ­ Какие события запечатлел автор в поэме? ­ Как автор передаёт читателям своё восхищение стойкостью и мужеством жителей древнего Отрара?  Прочитайте  выразительно. ­ Почему, по­вашему, автор, размышляя о судьбе Отрара,  выбирает форму обращения к древнему городу? ­ Какие средства помогают автору раскрыть выдержку  жителей древнего города в приведенном фрагменте?  (прокомментируйте детали) ­ Выпишите цитаты, отражающие главную мысль главы. ­ Напишите, какие мысли и чувства у вас возникли после  прочтения фрагмента поэмы? (2 глава) К Оценивание: взаимооценивание  При чтении текста, учитель обращает внимание детей на темп  и грамотность чтения, осознанность и выразительность. В классе со слабой техникой чтения учащиеся могут читать  текст попеременно с учителем, чтобы каждый ученик понял  основное содержание поэмы. Оценивание: оценивание учителем Групповая работа по составлению плана. IV. Учащиеся будут читать «Отрарскую поэму о побежденном  победителе» и составлять план. ПО4 Составление плана Критерии успеха: ­ выделяет основные темы;  ­ озаглавливает основные темы;  ­ соотносит основные мысли с иллюстрациями/ примерами; ­ оформляет план в соответствии с заданием.   Учитель дифференцирует задание по составлению плана.  Задание 1 группе – составить план 3 главы, выделить в ней  элементы композиции. Задание 2 группе – составить план, озаглавить каждую из  частей.Задание 3 группе – найти фрагменты из поэмы,  соответствующие иллюстрациям и подготовить  последовательный краткий пересказ, озаглавив предложенный  фрагмент (аргументировать свой ответ). Примерный план: 1. Разговор Чингисхана с сыном. 2. Обращение к Отрару. 3. Разговор Чингисхана с Каирханом, Чагатаем и его отцом. 4.Слово поэта.  Г Ф Группы могут оформить записи на флипчартах, чтобы оценить  работы при помощи стикеров или комментариев других групп.   Результаты своей работы учащиеся оформят в виде связного  текста из 4­5 предложений и озвучат всему классу. Учитель предлагает выполнить работу в группе, где учащиеся  должны будут составить презентацию отрывка поэмы.   Учащиеся могут выписать строки, которые можно считать  афоризмами.   Учащиеся в группах будут давать характеристику одному изгероев поэмы (по плану) противопоставляя другому ­ Дайте характеристику литературных персонажей  (Чингисхана, Чагатая, Каирхана, Карашокы) 1 группа. В чем смысл противопоставления Каир­хана и Кара­ шокы? 2 группа. В чем смысл противопоставления Каир­хана и  Чингисхана? 3 группа. В чем смысл противопоставления Карашокы и его  старого отца?   4 группа. В чем сходство и различия Чингисхана и его сына  Чагатая?           Чингисхан           Чагатай Каирхан (Чтение 1­4 главы поэмы М.Шаханова «Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет Чингисхана».  ) ­ Итак мы прочитали текст. Кстати, вы согласны, что это  текст? Почему? ­ А теперь нам необходимо определить жанр этого  произведения: рассказ, повесть, поэма? Почему? Как определить тему произведения? Значит темой произведения будет ­ название произведения. ­ Тему мы с вами определили, а вот идею так сразу понять,  наверное, не каждый сможет. Напомните мне, что такое идея  художественного произведения? Это то, ради чего автор писал  произведении. Это то, что он хотел нам сказать. ­ Я предлагаю вам немного пофантазировать. Закройте глаза и  попытайтесь воспроизвести поэму. Какие картины встают у  вас перед глазами? 1­ая картина – Чингисхан упрекает своего сына в том, что  город Отрар полгода находится в осаде, но до сих пор не  сожжен. 2­ая картина – автор передает читателям свое восхищение  стойкостью и мужеством жителей древнего Отрара. 3­я картина – привели двоих пленных – Каир­хана и  Карашокы. Автор ведет противопоставление персонажей  (Каир­хана и Кара­шокы, Каир­хана и Чингисхана, Карашокы  и его старого отца). 4­я картина – автор обращаясь к Каир­хану, заверяет в том,  что спустя столетия, спасенный мальчик продолжил род. Учитель предлагает каждой команде поработать с 4 –мя  картинами. 1 команда рисует 1­ую картину. Работаем с ней. ­ За что ругает своего сына Чингисхан? Почему он в гневе?  (найдите слова, выражающие гнев отца).­ Что лежит в основе взаимоотношений отца и сына? (как автор показывает их родство?) ­ Чем попрекает Чагатая отец? (о какой легенде идет речь?) ­ Как себя чувствует перед Чингисханом Чагатай? (что вас  удивило?). Что он ему обещает? 2 команда работает со  2­й картиной. ­ Как автор передает читателям свое восхищение стойкостью и мужеством жителей древнего Отрара? Прочитайте  выразительно вторую главу поэмы.  ­ Почему, по­вашему, автор, размышляя о судьбе Отрара,  выбирает форму обращения к древнему городу? 3 команда работает с 3­й картиной.  ­ Какова ее композиционная роль?  ­ Какой художественный прием лежит в основе ее композиции? ­ В чем смысл противопоставления Каир­хана и Кара­шокы,  Каир­хана и Чингисхана, Карашокы и его старого отца? 4 команда работает с 4­й картиной. ­ Как автор передает читателю информацию о том, что он  является потомком спасенного рода? Какие мысли и чувства  вызывает у вас поэма М.Шаханова? Почему?  Оценивание: оценивает учитель по критериям  III. Проверка и оценка результатов обучения ОС1Оценивание художественного произведения Критерии оценивания: ­ отражает правильно позицию автора и комментирует ее; ­ излагает аргументированно собственное мнение по теме;  ­ выражает собственное мнение о поступке(ах) героя/  событии(ях);  ­ приводит  примеры  из произведения;  ­ делает выводы на основе изложенных аргументов.  ­ А сейчас, опираясь на ключевые слова, давайте  сформулируем идею рассказа. Какая из картин будет главной.  Какую из них мы можем назвать основой, фундаментом  поэмы? ­ Какие в ней ключевые слова?  ­ Если картина, является  основой, то и слова будут главными. Значит   ­ Как бы вы определили основную тему и идею произведения? Объясните смысл названия поэмы. В чём просчет Чингисхана?  Сформулируйте тему и идею произведения. К(Учащиеся ответят на вопросы:  ­ Как автор передает читателям свое восхищение стойкостью и мужеством жителей древнего Отрара?­ Обсудите в группах смысл названия произведения,  сформулируйте тему и идею поэмы.   Представьте свои  варианты в виде записей на флипчартах, чтобы у других групп  была возможность редактировать формулировки.  Г Учащиеся других групп будут оставлять комментарии или  вносить поправки маркером другого цвета. Г Ф Учащиеся напишут пятиминутное эссе «Какие мысли и  чувства вызывает у вас поэма М.Шаханова?» И Перед написанием эссе необходимо выработать критерии  оценивания. Для слабых учащихся учитель может составить список слов и  словосочетаний, которые они могут использовать в эссе. Учащиеся могут выполнить это задание дома,  откорректировать в парах или в группах, а потом представить  для оценивания учителю. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при  написании эссе необходимо не только описать свои мысли и  чувства, но и объяснить, почему они так думают и чувствуют. Оценивание: взаимооценивание по критериям. Для сильных учащихся учитель предлагает сравнить тему,  идею, героев поэмы М. Шаханова с темой, идеей, героями  баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед» Учащиеся ответят на вопросы:  ­ Как автор передает читателям свое восхищение стойкостью и мужеством жителей древнего Отрара? ­ Обсудите в группах смысл названия произведения,  сформулируйте тему и идею поэмы.   Представьте свои  варианты в виде записей на флипчартах, чтобы у других групп  была возможность редактировать формулировки.  Г Учащиеся других групп будут оставлять комментарии или  вносить поправки маркером другого цвета. Г Ф Учащиеся напишут пятиминутное эссе «Какие мысли и  чувства вызывает у вас поэма М.Шаханова?» И Перед написанием эссе необходимо выработать критерии  оценивания. Для слабых учащихся учитель может составить список слов и  словосочетаний, которые они могут использовать в эссе. Учащиеся могут выполнить это задание дома,  откорректировать в парах или в группах, а потом представить  для оценивания учителю.Учитель обращает внимание учащихся на то, что при  написании эссе необходимо не только описать свои мысли и  чувства, но и объяснить, почему они так думают и чувствуют. Оценивание: взаимооценивание по критериям. Для сильных учащихся учитель предлагает сравнить тему,  идею, героев поэмы М. Шаханова с темой, идеей, героями  баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед» Учащиеся должны использовать описание, цитаты,  комментировать речь, авторское отношение, отношение к  герою других персонажей. Учащиеся могут нарисовать  портрет героя. Группы представят результаты работы всему классу. Учащиеся оценят выступления групп при помощи стратегии  «Две звезды, одно пожелание». Г Ф Оценивание: взаимооценивание Оценивание: учащиеся выберут лучший ответ при помощи  голосования.

Посмотрите также