Цели урока
Учащиеся смогут:
войти в сложный мир лермонтовского стиха, увидят отражение в теме войны 1812 года в различных видах искусства, произвести художественный анализ текста, определить идейное содержание стихотворения
сумеют создавать обобщения, классифицировать, строить логические рассуждения, умозаключения, - научиться смысловому чтению, уметь работать в группах, со сверстниками
Краткосрочный план №12
Раздел долгосрочного
плана №1: Героический
эпос
Дата:
Учитель:
Класс: 5
Тема урока
ЦО, которые
достигаются на данном
уроке
Цели урока
Критерии успеха
Языковые цели
Привитие ценностей
Межпредметные связи
Навыки использования
ИКТ
Предварительные
знания
отсутствующих:
Количество присутствующих:
М. Ю. Лермонтов о героизме русских воинов.
5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя
анализировать изобразительные средства в
5.2.8.1.
художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения,
аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя
Учащиеся смогут:
ввести в сложный мир лермонтовского стиха, увидят
отражение в теме войны 1812 года в различных видах
искусства, произвести художественный анализ текста,
определить идейное содержание стихотворения
умеет создавать обобщения, классифицировать, строить
логические рассуждения, умозаключения, научиться
смысловому чтению, уметь работать в группах, со сверстниками
Учащиеся будут:
анализировать содержание аудиоматериала посредством
заполнения таблицы;
анализировать ключевые эпизоды стихотворения;
читать наизусть и цитировать произведение «Бородино»
использовать навыки слушания, говорения, чтения и письма
для выражения своих идей в устной и письменной форме;
анализировать художественноизобразительные средства
языка, использованные в стихотворениях
Способствовать развитию культуры взаимоотношений
(уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах, через
содержание текстов
Межпредметные связи прослеживаются с «Всемирной
историей», «Русским языком» и «Изобразительным
искусством»
Презентация, использование интернетсловарей, выбор
релевантной информации из различных образовательных сайтов
На уроке учащиеся будут продолжать совершенствовать
навыки чтения и анализа текста, навыки говорения через
диалоговую речь
Ход урока
Заплани
рованные
этапы
урока
Начало
урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
I. Прогнозирование. Просмотр видеоролика.
Учащимся предлагается просмотр видеоролика о
https://www.youtu
be.com/watch?v=s0g1oa85A0I
видеоролик
«Бородинское
сражение»
4 м. 18 с.
8 мин.
Середина
урока
25 мин.
7 мин.
Бородинском сражении. По мере просмотра
видеоматериала учащиеся будут заполнять таблицу:
Кто? Что? Где? Когда? Почему?
И
Ф (комментарии от одноклассников, наблюдение
учителя)
II. Анализ эпизодов. Диалогическая беседа.
Учащимся предлагается проанализировать фрагменты
текста, в которых отражена подготовка к сражению и
непосредственно само сражение.
Фронтальная беседа:
Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
Какие эпизоды произвели на вас сильное
впечатление?
В какой форме написано стихотворение? Что
называется монологом?
диалогом?
23 мин.
Удалось ли М.Ю.Лермонтову показать в
к истории Российского
стихотворении своё отношение
государства?
К, П
Ф Взаимооценивание
Выразительное чтение
Чтение стихотворения учащимися.
Работа с произведениями живописи, посвященными
Бородинскому сражению. На каждой командой парте
лежат иллюстрации к стихотворению
Бородино».
Задание: подобрать строки из стихотворения, которые
соответствуют эпизодам, изображенным художниками.
Вопросы на восприятие. Работа с иллюстрациями.
Какому историческому событию посвящает Лермонтов
своё стихотворение? (Бородинскому сражению)
– Стихотворение написано а 1837 году. Сколько лет
прошло со дня Бородинской битвы? (25 лет)
Посмотрите, как оформлено начало стихотворения. Что
собою представляет стихотворение «Бородино»?
(Диалог)
– Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или
более лиц.))
– Кто принимает участие в диалоге? (Молодой боец и
старый солдат)
– Прочитаем реплику молодого солдата. Что его волнует
и интересует?
(Любознательный молодой солдат
старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром,
французу отдана». Он хочет еще раз услышать про день
Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и
славных событий.)
– Каким вы себе представляете старого солдата? (Это
бывалый солдатартиллерист, участник событий войны
1812 года, опытный воин, потерявший в бою многихсвоих товарищей, рядовой солдат, смело сражавшийся за
свое отечество.)
– Почему рассказ о великом событии доверен именно
рядовому солдату? (Рядовой солдат был в самой гуще
военных событий. Он не наблюдал со стороны за ходом
битвы, а сам отважно сражался с французами. Он ничего
не выдумывает, не приукрашивает события – он
рассказывает настоящую правду.)
. Игра «Ты – мне, а я – тебе». Ученики задают друг другу
вопросы по содержанию стихотворения «Бородино» и по
репродукциям предложенных картин.
Подведение итогов урока.
– Подумайте, можно ли сказать, что Лермонтов создал
стихотворение – поэтический памятник русскому
воинству?
– Какие качества воплотились в этом памятнике?
– Каким мы видим защитника Родины? Может ли он
служить примером для всех поколений?
– Какие новые черты личности М.Ю.Лермонтова
открылись тебе после прочтения стихотворения
«Бородино»?
Критерии оценивания:
читает выразительно стихотворение;
передает смысл прочитанного отрывка, делая
логическое ударение на ключевых фразах;
проявляет актерское мастерство и т.д.
Ф Взаимооценивание
VI.Рефлексия.
Каждому из учащихся предлагается выбрать только
одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за
сотрудничество и пояснить, в чем именно это
сотрудничество проявилось.
Учителя из числа
выбираемых следует исключить. Благодарственное слово
педагога является завершающим. При этом он выбирает
тех,
кому досталось наименьшее количество
комплиментов, стараясь найти убедительные слова
признательности и этому участнику событий.
Конец урока
7 мин.
Дифференциация – каким образом Вы
планируете оказать больше поддержки?
Какие задачи Вы планируете поставить
перед более способными учащимися?
Работа в группах: более способные
ученики оказывают поддержку менее
способным, работа в парах: оказание
поддержки слабоуспевающим учащимся
учителем (клише)
Оценивание – как Вы
планируете проверить
уровень усвоения материала
учащимися?
Критерии успеха,
наблюдение, комментарии
учащихся
Здоровье и
соблюдение
техники
безопасности
Кабинет
оборудован в
соответствии с
нормами
безопасности,
следить за
осанкамиучащихся
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения
реалистичными? Все ли учащиеся
достигли ЦО? Если нет, то почему?
Правильно ли проведена
дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы
урока? Какие отступления были от
плана урока и почему?