Русская литература 5 класс Тема урока: "Увлекательное и опасное путешествие Герды"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока помочь учащимся понять истинную сущность поступков героев, раскрыть их внутренний мир; совершенствовать навыкивыразительного чтения, анализа художественного текста, обобщения и оценки литературного материала; способствовать развитию навыков работы с таблицей; формировать и совершенствовать связную речь учащихся, умение логически мыслить; способствовать воспитанию талантливого, вдумчивого читателя, умеющего выделять главное в произведении, обобщать и делать выводы. ЦО, которые достигаются на данном уроке 5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические). 5.1.6.1 Давать краткий и полный ответ на вопрос. 5.2.2.1 Определять основную мысль произведения при поддержке учителя.
Иконка файла материала Краткосрочный план урока 35.docx
Раздел долгосрочного  плана:   Раздел 3: Литературная  прозаическая сказка   Дата:     Класс: 5 Тема урока ЦО, которые достигаются  на данном уроке  Цели урока Критерии оценивания Языковые цели Привитие ценностей Межпредметные связи Навыки использования  ИКТ Предварительные знания Краткосрочный план урока   №35 Школа   Учитель: отсутствующих: Количество присутствующих:  Увлекательное и опасное путешествие Герды 5.1.3.1   Читать   наизусть   выразительно   фрагменты   текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).  5.1.6.1 Давать краткий и полный ответ на вопрос. 5.2.2.1   Определять   основную   мысль   произведения   при поддержке учителя. помочь   учащимся   понять   истинную   сущность   поступков героев, раскрыть их внутренний мир; совершенствовать   навыкивыразительного   чтения,   анализа художественного   текста,   обобщения   и   оценки литературного материала; способствовать развитию навыков работы с таблицей; формировать   и   совершенствовать   связную   речь   учащихся, умение логически мыслить; способствовать   воспитанию   талантливого,   вдумчивого читателя,   умеющего   выделять   главное   в   произведении, обобщать и делать выводы.  ­ выражает свое отношение автора к персонажу;  ­ называет приемы, применяемые автором для  характеристики персонажа;  ­ иллюстрирует примерами из текста;  ­ высказывает мнение, приводя аргументы;  ­ соблюдает последовательность в изложении.   Использовать риторические вопросы, вводные конструкции: во­первых,   во­вторых,   я   считаю,   по   моему   мнению,   по словам ученых, таким образом и т.п. Использовать подчинительные союзы: потому что, так как, если, что и т.п.   Обучение на протяжении всей жизни. Уважение.   Межпредметная интеграция на уроке будет реализована  через содержание используемых материалом с предметом  самопознание.   Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации  Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных  учащимися на предыдущих уроках.Заплани­ рованные этапы урока Начало урока 5 мин. Середина урока 30 мин. 10 10     10 Ход урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы     I. Приветствие. Учитель озвучивает тему урока и цели обучения и вместе с  учащимися формулирует ожидаемые результаты. Ожидаемые результаты:  Учащиеся будут давать краткий и полный ответ на      вопрос. II. Работа с презентацией Просмотр презентации к литературной сказке Г.Х.Андерсена,  которая содержит в основном иллюстрации к сказке. Она  помогает проследить сюжетную линию произведения, начиная  с дружбы Кая и Герды и заканчивая победой добра над злом. Учитель использует презентацию  в качестве иллюстративного  материала к уроку­путешествию по тем местам, где бывала  главная героиня сказки. Итогом урока послужит "Карта  путешествий Герды", составленная вместе с детьми в классе.  Учитель выстраивает  выставку карт путешествий героини.  ПО6 Ответы на вопросы Критерии оценивания: ­ выражает свое отношение автора к персонажу;  ­ называет приемы, применяемые автором для  характеристики персонажа;  Кроссворд­ иллюстрирует примерами из текста;  ­ высказывает мнение, приводя аргументы; соблюдает  последовательность в изложении.   Сказочная   история   начинается   с   необычного   пролога:   это история   о   тролле   и   разбитом   зеркале.   В   Дании   разбитое зеркало – символ семи лет несчастий. И далее следуют одна за другой   семь   частей   сказочного   повествования.   Но   злющий­ презлющий тролль перепутал все события в сказке.   Давайте расположим их в правильной последовательности. (работа в парах) Событие Событие Событие Событие Событие Событие Событие 2 7 5 3 4 6 1 « ­ Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не  больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу  точит червь. Какие гадкие розы!» «… ты отнесёшь вот эту девочку во дворец  Снежной королевы – там её названный брат»  «И вот она пошла в сад, дотронулась своей  клюкой до всех розовых кустов, и те, как  стояли в цвету, так все и ушли глубоко­ глубоко в черную землю» «Салазки погрузили на белую курицу, крепко  привязали, и она полетела с ними за  большими санями. Снежная королева ещё раз  поцеловала Кая, и он позабыл и Герду, и  бабушку…» «Лодку уносило всё дальше. Герда сидела  смирно, в одних чулках, ­ красные башмачки  её плыли за лодкой…» «На другой день её одели с ног до головы в  шёлк и бархат и позволили ей гостить во  дворце сколько душе угодно. Девочка могла  бы жить тут припеваючи, но она стала  просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и  башмачки…» «Но вдруг зеркало так перекосилось и  задрожало, что вырвалось у них из рук,  полетело на землю и разбилось вдребезги» (озвучивание   таблицы:   первый   учащийся   из   пары зачитывает   текст   эпизода,   второй   –   номер   события   по порядку)  Ребята, с какими персонажами сводит судьба Герду? (во время ответов учащихся на доску в хаотичном порядке вывешиваются   карточки   с   именами   героев   сказки: солнечный   свет,   бабушка,   Кай,   маленькая   разбойница, воробьи,   река,   принц   и   принцесса,   тролль,   розы,   ворон   и ворона,   Снежная   королева,   олень,   финка,   лапландка, отряды Снежной королевы, ласточки, голуби, разбойники, старуха­колдунья)Аналитическая беседа по проблеме. Составление кластера (в начале урока учащимся раздаются заготовки кластеров – Приложение 1) Учитель:  Молодцы!   Чары   злого   тролля   на   вас   не подействовали, и это прекрасно. Давайте же поможем Герде вернуть Кая к прежней жизни. Отправимся вместе с ней на поиски. ­ В сказках Андерсена часто действия одного героя повторяют другие. В этой сначала исчезает Кай, затем – Герда. Похоже ли её исчезновение на исчезновение Кая? ­   Каждая   встреча   на   пути   девочки   –   это   её   испытание. Испытание   силы   чувства.   Какие   испытания   проходит   наша героиня? Перечислите их, с какими героями они связаны? ­ Первая пристань – это река. На какие жертвы готова пойти Герда ради встречи с Каем? Получается ли у неё? (заполняется первый столбец кластера) ­   Лодка   причалила   у   вишневого   сада,   и   Герда   оказалась   у старухи­колдуньи. Как встретила её старуха? Чем очаровала? Почему препятствовала встрече друзей?  (заполняется второй столбец кластера) ­ Есть ли общее в желании колдуньи оставить у себя Герду и в поступке Снежной королевы? А различия? ­ Герде было хорошо у старухи, но она смогла вспомнить о Кае. Как? Какую черту характера Герды помогает понять эта история? ­   Во   время   поисков   Кая   Герда   встретила   много   хороших людей.   Как   ей   помогли   принц   и   принцесса?   Как   об   этом говорится в тексте? Прочитайте .  Кто помог Герде попасть во дворец? (заполняется третий столбец кластера) ­ Герда оказывается в лесу. Что же с ней происходит? Художественный   пересказ   содержания   эпизода   «Герда   у маленькой разбойницы» (индивидуальное домашнее задание). (заполняется четвёртый столбец кластера) ­ Как вы думаете, почему изменилась маленькая разбойница? (Герда   своим   рассказом   и   слезами   растопила   её   сердце. Разбойницу   поразил   рассказ   Герды   о   том,   сколько   ей пришлось испытать, чтобы спасти  другого человека. Герда плакала   сначала   от   горя,   потом   ­   от   радости.   Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его!) ­ Как помогла девочке  лапландка? (заполняется пятый столбец кластера) ­ Вспомним разговор финки с оленем. (Чтение по ролям отрывка.С.137­138)  (заполняется шестой столбец кластера) ­ Как финка объяснила то, почему Герде служат и люди, и животные? Какая сила жила в сердце Герды?(в   конце   аналитической   беседы   у   ребят   получится приблизительно такой кластер – Приложение 2) Задание 1. Внимательно просмотрите презентацию  (иллюстрации) по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».  Составьте самостоятельно на отдельном листке бумаги карту  путешествий Герды. И Оценивание: взаимооценивание по критериям После выполнения работы учащиеся в группах будут  зачитывать маршрут путешествий Герды и вывешивать свою  работу на стены. III. Проверка знаний через стратегию «Что я знаю о  героях?» Задание 2. Ответьте на вопросы  Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся делятся на команды  и стараются быстро ответить, зачитывая соответствующие  эпизоды. 1. Какие цветы выращивали Кай и Герда? (розы). 2. Куда попали осколки разбитого кривого дьявольского  зеркала Каю? (сердце и глаз). 3. Что отдала Герда речке, чтобы та показала дорогу к Каю?  (новые красные башмачки). 4. Как удалось доброй фее уговорить Герду, не искать Кая?  (она ее заколдовала, расчесывая золотым гребнем ее  прекрасные волосы. «Она была не злая колдунья и колдовала  только изредка, для своего удовольствия; а теперь колдовала  потому, что ей захотелось, во что бы то ни стало оставить у  себя Герду»). 5. Назовите цветы, которые росли в садике у доброй феи.  (роза, лилия, вьюнок, подснежник, гиацинты, колокольчик,  лютик, нарцисс) 6. Что дала в дорогу маленькая Разбойница Герде, и что при  этом забрала у неё? (она даровала оленю свободу, на котором  Герда отправляется дальше в путь, но при этом забрала ее  муфточку) 7. На чем пишет письмо лапландка финке? ( на сушеной  треске). 8. Какое слово складывал Кай в замке Снежной королевы?  (вечность).  Г Оценивание: оценивание учителем через наблюдение за  учащимися. IV. Составление кроссворда  Учитель предлагает составить кроссворд   1. Что «потеряла» Герда в цветнике женщины, умевшей  колдовать? 6 букв. (Память) 2. Родина сказочника, написавшего сказку «Снежная  королева»? 5 букв. (Дания). 3. Чем любовался Кай, рассматривая этот предмет через  увеличительное стекло? 8 букв. (Снежинка).4. Кто подарил Герде Северного оленя? 10 букв. (Разбойница). 5. «…был молод и красив, но только затылком напоминал  Кая». Чье это описание? 5 букв. (Принц). 6. «Но вот настала весна, выглянуло солнце. ­ Кай умер и больше не вернется! Сказала … ­ Не верю! – возразил солнечный лучик. ­ он умер и больше не вернется! – повторила она ласточкам. ­ Не верим! – отозвались они. Под конец и сама … перестала в это верить". О ком идет речь? 5 букв. (Герда). 7. Какое явление природы встало на пути к замку Снежный  королевы? 6 букв. (Метель). 8. Какая птица в четвертой истории «Принц и принцесса»  помогает Герде?5 букв. (Ворон). 9. На каком транспорте увезла Снежная королева Кая в свои  чертоги? 5 букв. (Санки). 10.Кто помогает добраться Герде до Лапландии? 5 букв.  (Олень). 11.«Из льдин Кай складывал слова, но никак не мог сложить  слово «…». Какое слово складывал Кай в замке Снежной  королевы? 8 букв. (Вечность).  12.Кто является автором сказки «Снежная королева»?  (Ганс Андерсен).    Рефлексия «Рефлексивная мишень» ­ активно участвовал ­ было интересно ­ было понятно ­ узнал новое  напишите   эмпатическое   письмо Домашнее   задание: Г.Х.Андерсену, где вы поблагодарите за интересную сказку. Более   продвинутые   дети   просмотрят   (во   внеурочное   время) видеоролик   «Великий   сказочник   Х.   ­   К.   Андерсен»,   чтобы рассказать   дополнительную   информацию   из   жизни   и творчества автора. Конец урока 5 мин. https://www. youtube.com/ watch? v=m3z1K52f _bc –  «Великий  сказочник Х. ­ К.  Андерсен»   Дифференциация – каким образом Вы  планируете оказать больше поддержки?  Какие задачи Вы планируете поставить  перед более способными учащимися? Работа в группах: более способные  ученики оказывают поддержку менее  способным Оценивание – как Вы  планируете проверить  уровень усвоения материала учащимися?  Критерии успеха,  наблюдение, комментарии  учащихся  Здоровье и  соблюдение  техники  безопасности Кабинет  оборудован в  соответствии снормами  безопасности,  следить за  осанками учащихся Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения  реалистичными? Все ли учащиеся  достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена  дифференциация на уроке?  Выдержаны ли были временные этапы  урока? Какие отступления были от  плана урока и почему? Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об  обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об  обучении)? 1:  2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников,  на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Посмотрите также