Русская литература 5 класс Тема урока: Язык былин. Былина и сказка

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: дать понятие о былине; познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся через стратегии Цели обучения учащихся Все учащиеся смогут: ученики смогут задуматься о смысле учебной деятельности, как источнике получения новых знаний и умений самостоятельно решать возникающие проблемные вопросы. понять содержание прослушанного текста ответить на вопросы по его содержанию Большинство учащихся будут уметь: Умеет соотносить текст с иллюстрациями, пересказывать тексты и кратко пересказывать содержание текста от лица персонажа Некоторые учащиеся смогут: подробно пересказать содержание текста использовать эмоционально-окрашенные слова при пересказе
Иконка файла материала Краткосрочный план 5.docx
Краткосрочный план урока №5 Раздел 1. ФИО учителя:  Кол­во отсутствующих: Кол­во присутствующих: Язык былин. Былина и сказка  5.1.3.1.   читать   наизусть     выразительно   фрагменты   текстов   небольшого объема (поэтические, прозаические) 5.1.4.1. составлять простой план  5.1.6.1. давать краткий и полный ответ на вопрос 5.2.1.1.   определять   жанр   и   его   признаки   (былина,   сказка,   литературная сказка) при поддержке учителя Раздел долгосрочного плана Дата Класс: 7 Тема урока: Цели обучения,  которые  достигаются на  данном  уроке  (ссылка на  учебную  программу) Цели урока: Цели обучения  учащихся Уровень  мыслительной  деятельности: Критерии  оценивания: Привитие  ценностей Межпредметные  связи Навыки  использования  ИКТ Предварительны е знания  дать понятие  о былине;  познакомить с видами, миром былин, героями,  былинным стихом; показать отличие былины от сказки;  развивать  творческие способности учащихся через стратегии   Все учащиеся смогут:  ученики смогут задуматься о смысле учебной деятельности, как источнике получения новых знаний и умений самостоятельно решать возникающие  проблемные вопросы.  понять содержание прослушанного текста   ответить на вопросы по его содержанию  Большинство учащихся будут уметь:   Умеет соотносить текст с иллюстрациями, пересказывать тексты и   кратко пересказывать содержание текста от лица персонажа  Некоторые учащиеся смогут:   подробно пересказать содержание текста   использовать эмоционально­окрашенные слова при пересказе  Знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Понимают основное содержание высказываний, определяют их основную  мысль. Поясняют смысл высказываний и используют эмоционально­окрашенные  слова и именные части речи (прилагательные), согласуя в роде, числе и  падеже.  Развивать интерес к изучению русского языка, коммуникативные навыки,  расширять активный словарь, прививать общенациональные ценности:   «Единство истории, культуры и языка» (идея «Мангелик ел»). Естествознание. Литература. Русс яз. Презентация «Толстые и тонкие вопросы», презентация «Ответы на  вопросы». Этот раздел основан на навыках слушания и говорения, сформированных в  предыдущем разделе, а также на личном опыте учащихся. Ход урока Этапы урока Запланированная деятельность на уроке РесурсыНачало урока I. Организационный этап   (2 мин.) Я рада приветствовать вас в нашем классе Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко,      Теперь друг другу улыбнитесь,       Настройтесь на урок и соберитесь.       И все проблемы – пустяки,       Ведь все мы вместе – знатоки. Девиз урока: Все за одного, а один за всех, тогда и в деле  будет успех. Произносят девиз урока.  (Проверка готовности к уроку. Психологический настрой).  ФО: Словесная похвала.  2. Актуализация знаний «Мозговой штурм». (5 минут).  Метод  «Толстые и тонкие вопросы» (для начала беседы по изучаемой теме). Постановка таких вопросов даёт возможность выйти на  разговор о значимости речевых и коммуникативных  навыков.  ­Что такое язык? 1. – Что иучает литература? Учебник Слайд. Презентаци я «Толстые и  тонкие  вопросы». Середина  урока ­  какие литературные рассказы изучали? ­ ­ Прием «Разговор в паре». Разговорная пятиминутка. (Демонстрируют свои знания.) Проблемный вопрос: ­ Как вы думаете, какова будет тема  нашего урока? Тема нашего сегодняшнего урока: «Что такое  художественная литература» ФО: «Три хлопка». Дескрипторы: обсуждает и отвечает на вопросы. Былина как жанр устного народного творчества. Былины –  русский героический эпос.   ­ Как вы думаете, зачем он создавался?  Есть ли сходство со сказками, ведь это тоже фольклор?  ­ Был ли рассказчик  у былин? Определение былины. Строение былины: зачин, основное содержание, исход,  концовка.  Составление таблицы.  Былина 1.Существовали в устной форме.  2. Существуют с древних времен. 1.Прозаический художественный  фантастический рассказ 1.Описание подвигов  богатырей. Сказка 2. Главная черта ­ вымысел 3. Прозаическая форма 2. Историческая  реальность в обобщенных  образах 3. Песенно­стихотворная  Раздатка4. Сказки рассказывали,  сказывали форма 4. Былины пели или  проговаривали  речитативом, часто в  сопровождении гуслей. Былина – рассказ о том, что когда­то было, в реальность чего верили.   Но   это   не   достоверный   факт,   в   основе   его   лежит вымысел. 1. Сравнение   терминов   «сказка»   и   «былина».   Работа   в паре. 2. Работа   по   группам   с   использованием  стратегии «ЖИГСО»  Деление на домашние группы по 5 человек.  Разделение на экспертные группы. группа  – МИР БЫЛИН.  группа  –  ГЕРОИ  БЫЛИН. группа  ­ КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.   группа ­  ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА. группа – ВИДЫ БЫЛИН 1 2 3 4 5  Возвращение в домашние группы.1  группа.                                          Виды былин (схема) –   БОЙ,   СТОЛКНОВЕНИЕ,                                                                                ГЕРОИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО­БЫТОВЫЕ (В   ОСНОВЕ   (НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР ИЛИ  СХВАТКА   БОГАТЫРЯ   СОПЕРНИЧЕСТВО 2группа.              Мир былины (конспект) Пространство и время условные, необычные.  Герои одни и те же, они борются с фантастическими  существами. Место действия  ­ Киев, столица Русской Земли. Время действия  ­ правление князя Владимира. 3  группа.              Герои былин (таблица)   С   ВРАГОМ) БОГАТЫРИ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ ОБЩЕЕ ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,  ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ  БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ ХИТЁР, ЖИЗНЕРАДОСТЕН, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ АЛЁША ПОПОВИЧ   4   группа.                Композиция былин (кластер)                         ЗАПЕВ                          ЗАЧИН КОМПОЗИЦИЯРАЗВЯЗКА                                      КУЛЬМИНАЦИЯ  А) Запев (привлечь внимание).  Б)  Зачин, завязка (поручение).  В) Развитие действия.  Г) Кульминация (подвиг богатыря).  Д) Развязка (расправа с врагом). 5  группа.            Особенности былинного стиха (план). 1. Речитатив. 2. 12­14 слогов; три ударения в строке; интервалы  безударные от 1 до 3 слогов. 3. Последнее ударение на третьем слоге от конца. 4. Повторение предлогов, междометий. Стратегия «Трехминутное эссе» на тему: «Литература моей  жизни». Стратегия «Авторский стул». Дескрипторы: пишет и  презентует свою работу, используя эмоционально­окрашенные  слова и прилагательные согласуя слова в роде, числе и падеже. (6 минут).  ФО: «Аплодисменты». 1. Стратегия «Ролевая игра» (9 мин.). 1 2 3 группа. «Сказка». группа. «Кино». группа. «Рассказы». Дескрипторы: составляет диалог, демонстрирует  речевые и коммуникативные навыки. ФО: «Три хлопка» Закрепление Беседа о былинных богатырях.   ­ Чем отличается богатырь? Олицетворением чего он  является? Для чего люди изображали и воспевали богатырей? Работа с репродукциями картин.  Как вы думаете, что объединяет все картины о богатырях? Как мы можем охарактеризовать их? В чем особенность  изображения природы? Совпадает ли эта характеристика с  тем, что мы видим в литературе?  Рефлексия. Прием «Минуточка». Учащиеся по очереди  говорят в течение одной минуты о теме урока без повторения,  паузы и ошибок. Д\З. По выбору: 1. Сочинить четверостишие о родном природе. 2. Подготовить пословицы, поговорки о роли языка в  Конец урокажизни человека. 3. Составить синквейны на темы: «Осень. Дополнительная информация Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся? Метапредметные связи Здоровье и безопасность Связи с ИКТ Связи с ценностями (воспит. элемент) Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.     Размышления Были ли цели  урока/цели обучения  реалистичными? Что  учащиеся выучили  сегодня? Какая  атмосфера царила в  классе? Сработала ли  дифференциация,  проводимая мной?  Уложился(лась) ли я в  сроки? Какие  отступления были от  плана урока и почему? Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об  изучении)? 1: 2:  Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об  изучении)? 1:  2:  Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне  подготовиться к следующему уроку?

Посмотрите также