Цель урока изучение сказки О.Уайльда «Соловей и роза».
Закрепить литературоведческое понятие: литературная сказка.
Познакомить с жизнью и творчеством О.Уайльда.
Способствовать развитию умения анализировать содержание произведения, сравнивать речь и поступки героев, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Расширять понятия отрицательного и положительного персонажа.
Активно развивать устную речь, расширять словарный запас.
Воздействовать на чувственную сферу детей, вызвать сопереживание, сострадание.
Подвести детей к выводу: любовь – светлое чувство, чувство ответственности за близкого человека.
Методы: словесный, наглядный, проблемный.
Раздел:
Дата:
Класс: 5
Тема урока:
Цели обучения,
которые
необходимо
достичь на
данном уроке
Цель урока
Цель обучения
учащихся
Критерии успеха
Языковая цель:
Краткосрочный план урока №38
Школа:
ФИО учителя:
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Жизненный путь Оскара Уайльда. «Соловей и роза»
5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма
(поэтические, прозаические).
5.1.6.1 Давать краткий и полный ответ на вопрос.
5.2.2.1 Определять основную мысль произведения при поддержке учителя.
изучение сказки О.Уайльда «Соловей и роза».
Закрепить литературоведческое понятие: литературная сказка.
Познакомить с жизнью и творчеством О.Уайльда.
Способствовать развитию умения анализировать содержание произведения,
сравнивать речь и поступки героев, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Расширять понятия отрицательного и положительного персонажа.
Активно развивать устную речь, расширять словарный запас.
Воздействовать на чувственную сферу детей, вызвать сопереживание,
сострадание.
Подвести детей к выводу: любовь – светлое чувство, чувство
ответственности за близкого человека.
Методы: словесный, наглядный, проблемный.
Все учащиеся смогут:
узнать цели стихотворениеисьма
понять содержание прослушанного текста
ответить на вопросы по его содержанию
Большинство учащихся будут уметь:
определять главную информацию
кратко пересказывать содержание текста от лица персонажа
Некоторые учащиеся смогут:
подробно пересказать содержание текста
использовать эмоциональноокрашенные слова при пересказе
узнать, какими могут быть цели в стихотворение
понять содержание прослушанного текста, ответить на вопросы по его
содержанию;
пересказать текст от лица персонажа
Учащиеся могут:
понять и грамотно использовать слова, необходимые при работе с текстом
Ключевые слова и фразы:
причины написания стиха, цель стихотворение, оживленная переписка,
дружеское отношение и героизм, рад поделиться, спешу рассказать, хочу
обсудитьСтиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:
Вопросы для обсуждения:
С какой целью люди пишут стихотворение? Почему герой стихе изложил
свои чувства ?
Подсказки:
Однажды, герой в своем рассказе хочу признаться, даже самую простую
мысль.
прививаются ценности культуры общения, этикета речи, дружелюбия,
уважения
связь с литературой, самопознанием, информатикой
Это 5 урок раздела «Героический эпос». Основное внимание в разделе
уделяется культуре языка и общения, этикету речи. Учащимся знакомы
слова речевого этикета. Деятельность будет строиться на дальнейшем
развитии навыков слушания и говорения в соответствии ССП.
Ценности
Межпредметные
связи
Предыдущее
обучение
Планируе
мые сроки
Начало
урока
Середина
урока
План
Планируемые действия(замените записи ниже
запланированными действиями)
Мотивационный момент.
«Собери пазл».
Учитель приносит 4 конверта с пазлами (разрезанными 4
листами писем) различного содержания (приглашение,
благодарность, просьба, извинение). Просит учащихся
собрать их.
Актуализация прежних знаний.
Ребята, что у вас сложилось из пазлов? Как вы думаете, о
чем мы сегодня будем говорить? Что мы обсуждали на
предыдущих уроках? Как они связаны с темой нашего
урока?
словесная похвала учителем
Целеполагание и представление критериев успешности.
Сегодня мы поговорим о письме. На уроке мы узнаем,
какими могут быть цели писем. Поймем
содержание
прослушанного текста, ответим на вопросы по его
содержанию и перескажем его от лица персонажа.
Драматург и писатель Оскар Уайльд родился в 1854 году в
богатой и интеллектуальной ирландской семье. Его отец,
Уильям Уайльд, один из ведущих викторианских окулистов и
хирургов в Ирландии, имел свою клинику. Среди его
пациентов были особы королевских кровей. Второго сына в
семье назвали Оскаром в честь одного из его пациентов –
короля Швеции. Также он был известен своими
археологическими исследованиями и любовными
приключениями. Мать Оскара была поэтессой и опытным
лингвистом, сторонницей женского равноправия и борцом за
свободу Ирландии. Писала статьи и стихотворения под
псевдонимом Надежда.
Ресурсы
конверт
с пазлами
(разрезанными
листами писем)
слайд с целями
урока
маркеры,
А3Детство будущего драматурга было интересным:
путешествовал с отцом по просторам Ирландии,
присутствовал на литературных сборах в салоне матери.
Именно она привила мастерство красноречия и вкус
сочинительства сыну. До девяти лет мальчик учился на дому
с частными преподавателями.
С 1864 – 1871 годы учился в королевской школе. В эти годы
он блестяще учился, читал древнегреческие трагедии в
оригинале. После окончания школы с золотой медалью,
получил стипендию на учёбу в самом престижном колледже
Ирландии. Уже подростком Оскар умел отстаивать свою
позицию, даже если она противоречила истине. Одногодки не
могли простить молодому человеку его нестандартности во
всём, и никто с ним не дружил. В свободные дни, сдержанный,
изысканный в манерах, он наслаждался великосветским
обществом. За три года учёбы в колледже он много раз
побеждал на конкурсах сочинений по античной литературе.
В 1874 году, успешно закончив колледж, снова удостоился
стипендии, только уже в Оксфордском университете. Три
года в этом учебном заведении стали для Оскара Уайльда
школой искусства. Уайльд выбрал путь законодателя моды.
Всегда одевался красиво и вызывающе: золотого цвета
пиджак, бриджи, чулки, кольцо в форме скарабея. В петлицу
он закалывал подсолнух или зелёную гвоздику. Ещё во время
учёбы в Оксфорде он начал заниматься писательской
деятельностью. Большой вклад в становление молодого
писателя вложили профессора по истории искусств и эпохи
Возрождения.
После университета Уайльд перебрался в Лондон, в
культурные и социальные круги. Будучи представителем
эстетизма, он пробовал свои силы в различных литературных
действиях: опубликовал книгу стихов, прочитал лекции в
Соединенных Штатах и Канаде о новом «Английском
ренессансе в искусстве». Считая себя гениальным, постоянно
этим бравировал. В 1883 году Уайльд прожил несколько
месяцев в Париже, где он познакомился со многими
ведущими французскими литераторами.
Вернувшись в Лондон в 1883 году, он женился на дочери
ирландского адвоката. У них родились два сына. Нуждаясь в
средствах для финансирования своего роскошного образа
жизни, он читал лекции и работал журналистом. Известный
своим кусающим остроумием, ярким платьем и блестящей
беседой, Уайльд стал одной из самых известных личностей
своего времени. Его называли королём жизни.
В конце восьмидесятых годов Оскар Уайльд написал много
прекрасных новелл. Вышел сборник возвышенных по
содержанию сказок. И главным художественным
достижением во всём творчестве Уайльда стал роман про
презентация
листы с критериями
оценивания на
партах
сигнальные
карточкиДориана Грея. После он занялся драматургическими
произведениями.
В 1891 году Оскар Уайльд встретил начинающего поэта,
молодого лорда Альфреда Дугласа. Уайльд полюбил Дугласа
и выполнял все его прихоти, оплачивал долги. Отношения
писателя с отцом молодого лорда были очень натянутые.
Маркиза не устраивала нетрадиционная связь сына. Дуглас
уговорил Уайльда подать на отца в суд, что вылилось в
большой скандал. В результате драматург оказался
обвинённым в аморальном поведении и приговорён к
каторжным работам. Два года тюрьмы были непрерывным
умерщвлением тела, разума и духа писателя. Он потерял свою
честь, свое положение, состояние и семью.
После освобождения, Уайльд немедленно отправился во
Францию, чтобы никогда не вернуться в Британию. В 1898
году он написал свою последнюю работу: балладу,
посвящённую суровым будням тюремной жизни.
В последние годы жизни драматург, чувствуя себя грешным
изгнанником, начал посещать церковь. В 1900 году жизненный
путь лучшего драматурга Европы XIX века закончился в
дешёвом гостиничном номере, в муках и нужде. Похоронили
его на кладбище для бедных. В 1909 году он был
перезахоронен в более почётном месте, и на его могиле
установлен памятник – крылатый сфинкс.
7 класс для школьников
Биография Оскара Уайльда о главном
Родился этот писатель 16 октября 1854 года в Дублине в
семье поэтессы и офтальмолога. С детства его окружала
атмосфера поэзии и философии, которая впоследствии
вылилась в его произведениях.
Получил хорошее домашнее, а также школьное образование.
Оскар Уайлд был сообразительным, остроумным и
разговорчивым ребенком. Блестяще знал многие языки:
немецкий, французский, греческий, римский. Когда Оскар
учился в колледже, его наставником и образцом для
подражания стал его преподаватель, профессор античной
истории.
В 1881 году выходит его первый сборник стихов. Не
переставая писать, Уайлд путешествует, читая лекции и
знакомясь с новыми людьми в Америке и Париже. В
опубликованном сборнике рассказов выходит один из
знаменитых – «Кентервильское привидение». В 1890 году
пишет самый знаменитый его роман «Портрет Дориана Грея».
После этого весьма успешно занимается написанием пьес для
спектаклей лондонских театров. Кроме того, работал в
газетах.
Став знаменитым писателем и драматургом, женится на
Констанс Ллойд, родившей ему двух сыновей, Сирила иВивиана. Но Оскар Уайлд увлекся молодым человеком по
имени Альфред Дуглас (в своих кругах Бози). Юноша был
похож на того самого Дориана Грея, Уайлд потакал всем его
прихотям, на что уходили большие суммы денег. Констанс
безропотно выделяла деньги на любые расходы, предлогом
для которых было исключительно писательство. Отец Бози не
смог выдержать такой связи своего сына, и в результате
взаимных обвинений Оскар Уайлд был подвержен суду и
оказался на 2 года в тюрьме.
После освобождения уехал во Францию, и поначалу начал
восстанавливать своё творчество и силы. Но юный любовник
решил вернуться, снова начал выматывать деньги, которых
было не так много. Вскоре он покинул Уайлда, даже не
объяснившись.
Мать Уайлда слишком близко приняла все обвинения сына,
отчего ушла из жизни, а Констанс подала на развод. После
множества глубоких потрясений писатель не выдержал, стал
много пить, перестал ухаживать за собой, в результате чего
старые травмы усугубились, что привело к смерти писателя.
Его тело было перезахоронено на кладбище ПерЛашез, в
качестве памятника установлен сфинкс. И не зря, жизнь этого
человека до сих пор остается загадочной и необычной, что
говорит одна из его фраз: «Самые большие загадки таит в
себе то, что мы видим, а не то, что скрыто от наших глаз».
Тема произведения
О чем это произведение? О любви.
Что такое любовь? (Индивидуальное
задание) Любовь – чувство самоотверженной,
сердечной привязанности.
Любовь высокое чувство, которое живет в
человеческих сердцах и душах. Понятие
нематериальное. Нет однозначного ответа, что
такое любовь. Люди понимают ее поразному.
Поразному понимают ее и наши герои.
Попробуем разобраться в чувствах, которые
испытывают наши герои. Кто из них прав в
своих высказываниях о любви?
Практическая работа по вариантам (слайд 9)
Найдите по тексту высказывания Соловья,
девушки и Студента о любви:
Соловей
Воистину любовьэто чудо.
Она драгоценнее изумруда и
дороже прекраснейшего
опала. Жемчуга и гранаты
не могут купить ее, и она не
выставляется на рынке. Ее
не приторгуешь в лавке и не
Студент
Какая глупостьэта
любовь.В ней и на половину
нет той пользы, какая есть в
логике. Она ничего не
доказывает, всегда обещает
несбыточное и заставляет
верить в невозможное. Она
Девушка
Боюсь, что эта
роза не подойдет к
моему туалету.
Каменья куда
дороже цветов.
(стр.199)удивительно непрактична.
(стр.199)
выменяешь на золото.
(стр.194)
Любовь дороже Жизни.
(стр.196)
В Любви больше мудрости.
Любовь сильнее любой
власти. (стр.196)
Чьи высказывания вам кажутся правильнее?
Почему? ( Соловей говорит о высоком чувстве
любви, которое не имеет цены и не знает
смерти; Студент ищет в любви практический
смысл; любовь девушки корыстна, измеряется
драгоценностями) Чье мнение вы разделяете?
О какой любви поет Соловей? Какие ее этапы
он упоминает в своей песне? Прочитаем
отрывок песни Соловья о любви (стр.197,198).
Выразительное чтение (до слов … о той Любви,
которая не умирает в могиле).
Сделайте вывод, какая она настоящая любовь?
Вывод: настоящая любовь живет в
человеческих душах, песнях, стихах, она не
умирает.
Почему расцвела роза? (Соловей наполнил ее
силой любви) Какие средства использует автор,
чтобы передать перерождение розы: от бледной
до алой, «подобно утренней заре»? (Эпитеты
(«нежный румянец», «алая великолепная роза»,
«сравнения («как легкий туман над рекой»,
«подобно утренней заре на рассвете»;
олицетворение («затрепетав, раскрыла свои
лепестки»)
Трель соловья 0)
Удалось ли автору передать красоту и
мелодичность пения Соловья? Каким оно вам
показалось? (Мастерство писателя: «пение
напоминало журчание воды, льющейся из
серебряного кувшина», «он пел о Любви,
которая обретает совершенство в Смерти, о той
Любви, которая не умирает в могиле»,
«холодная хрустальная луна слушала»)
Почему именно Соловей в произведении поет о
любви, а не воробей?
Соловей в народе славится прекрасными
звуками своего голоса. Закройте глаза и
послушайте трель настоящего соловья. (Звучит
фонограмма)
Характеристика героев
Как отнеслась девушка к подарку студента?
Как это ее характеризует? (девочки)
(Неблагодарная, черствая, бессердечная,
корыстная) Как поступил Студент с розой после разговора
с девушкой? Что сказал? Как вы можете
охарактеризовать его? (мальчики)
(Эгоистичный, трусливый, бездушный)
Можно ли назвать этих героев
положительными? Несут ли они добро в
сказке?
I.
Заключение. Переход к идее произведения
Почему Соловей решил помочь Студенту? (Он
жертвует собой ради любви) Как
самоотверженный поступок характеризует
Соловья? (Бескорыстный, преданный, верный,
готовый к самопожертвованию) Он является
положительным героем, носителем добра в
сказке.
Мы подошли к моменту определения идеи
сказки, зачем она написана. Предлагаю вам
подумать над вопросом: почему произведение
называется «Соловей и роза», а не «Соловей и
Студент»? Ответ на вопрос поможет вам в
раскрытии позиции автора и определении
значения сказки.
Звучит романс Н. Носкова «Однообразные мелькают». Дети
формулируют письменно свои высказывания. Соловей в
сказке является носителем…
Учащиеся в парах пересказывают и взаимооценивают друг
друга по критериям
Во время пересказа учитель наблюдает, слушает и вносит
коррективы.
ФОвзаимооценивание по критериям, отзыв одноклассника
ФОобратная связь прием
ученика класса имеются карточки 3х цветов светофора.
«Светофор». У каждогоКонец
урока
Прочитаем стихотворение еще раз, постараемся
донести главную мысль стихотворения.
Давно идет спор, как рождаются стихи:
благодаря вдохновению или делаются, как,
например, сапоги, глиняная посуда. Нужно
иметь талант, способности или достаточно
просто научиться, как любому ремеслу?
Послушаем, как на этот вопрос отвечает сам
поэт?
слайд с целями
урока
листы самооцвания
на ватмане
Ребята, скажите, пожалуйста, чему мы сегодня научились на
уроке? (узнали цели писем, смогли понять текст, ответить на
вопросы и пересказать )
Учитель дает обратную связь (похвала, рекомендации)
ФОсамооценивание
Заполняют листы самооценивания.
Фамилия,имя
Цели урока
? возникли
вопросы
+
все
получи
лось
были
трудност
и
Рефлексия «Весы настроения».
Оценивание – как Вы
планируете проверить
уровень усвоения материала
учащимися?
Здоровье и соблюдение
техники безопасности
Дифференциация –
каким образом Вы
планируете оказать
больше поддержки?
Какие задачи Вы
планируете поставить
перед более
способными
учащимися?
Учитель распределяет задания для парной
работы и командной работе в соответствии со
способностями учащихся
Критерии успеха
(лист
оценки учащегося); словесное
поощрение,
комментарии
учителя
Регламентирован
ное
использование
интерактивной
доски,
проветривание
кабинетаРефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения
реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на
уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и
почему?
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников,
на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?