Русская литература 7 класс Тема: А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока Показать простоту и мудрость, глубину и искренность пушкинского слова. Раскрыть особенности произведений, созданных поэтом в Болдинскую осень Подготовить учащихся к духовному восприятию произведений А.С.Пушкина..Повторить все известные факты из жизни и творчества поэта. Находить и выразительно читать фрагменты повести и цитаты, отражающие главную мысль произведения Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характерис-тикой лирического героя и/или образа
Иконка файла материала Краткосрочный план урока -6.docx
Краткосрочный план урока   №6 Раздел: 1  Притчи и легенды в  литературе Школа:  Дата:  Класс:                  7  ФИО учителя:  Кол­во уч­ся:  отсутствующих     ­                           присутствующих  ­               Тема:  Цели обучения, которые  достигаются на данном   уроке (ссылка на  учебную программу) А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» 7.1.3.1  самостоятельно   находить   в   тексте   и   выразительно   читать   наизусть цитаты,   фрагменты   произведения,   связанные   с   характерис­тикой лирического героя и/или образа Цели урока  Показать простоту и мудрость, глубину и искренность пушкинского     слова. Раскрыть особенности произведений, созданных поэтом в    Болдинскую сень Подготовить   учащихся   к   духовному   восприятию   произведений А.С.Пушкина..Повторить   все   известные   факты   из   жизни   и   творчества поэта.  находить  и выразительно читать фрагменты повести и  цитаты,  отражающие главную мысль произведения Учащийся достиг цели обучения, если  ­ выделяет главные события произведения;  ­ выделяет известную и неизвестную информацию;  ­ комментирует детали, использованные автором.  Учащийся достиг цели обучения, если  ­ пересказывает;  ­ сопровождает пересказ выразительным прочитыванием фрагмента; ­ передает смысл прочитанного отрывка, делая логическое ударение на  ключевых фразах.  Акцентирование  внимания учащихся на академическом языке         (лексика, включающая терминологию «историзмы»  и фразы); поощрение учащихся использовать литературный язык более точно при  пересказе и обсуждении иллюстраций. создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма,  коллективизма, уважения, взаимопомощи, отзывчивости,  вежливости и т.д.  «Всемирная история»,  «Искусство». Используют  поисковую систему интернета  при поиске информации о  «повестях, написанных  г.Белкиным» Обучение   производится   на   базе   знаний   и   ресурсов,   полученных   в процессе изучения прозаических произведений русской литературы в 6 классе,   в   частности,  иметь     общее   представление   о   художественном произведении,   понимать   главную   и   второстепенную   информацию, Критерии успеха Языковые цели Привитие ценностей Межпредметные связи Навыки     использования  ИКТ Предварительные знанияЭтапы урока Начало урока Середина 1 урока 35 мин. читать наизусть  выразительно фрагменты текстов ПЛАН Запланированная деятельность Ресурсы Иллюстрации к  повести Иллюстрации   к  произведению. Орг.момент ­  Разделение на группы: Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок – путешествие в  Болдинскую осень Пушкина.  Мне хочется, чтобы вы  побывали  (пусть заочно) в местах, дорогих Пушкину, местах, которые  помнят его и любят. 1. Задание  31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в село Болдино   Нижегородской   гу­       бернии.   Уезжает,   чтобы вступить во владение собственным имением накануне своей свадьбы   с   очаровательной   Натальей   Николаевной Гончаровой.  ­ Разлука с любимой просто невыносима для Пушкина. К тому   же,   перед   самым   его   отъездом   скончался   дядюшка Василий   Львович   Пушкин,   известный   поэт   и   один   из учителей   Александра   Сергеевича   на   литературном поприще. Пушкин едет в Болдино, хотя кругом говорят о холере. Вы, наверное,   можете   представить,   какое   настроение   владело поэтом в это время, что у него было на душе…                      ( уч­ся высказывают свои суждения) ­ Проследим маршрут поездки поэта по карте. ­Пушкин   едет   сначала   по   старинному   Владимирскому тракту, печальной дороге без воз­   врата, по которой везли осужденных   на   каторгу;   однако   за   Богородском   и Владимиром           сворачивает…на   Муром,   Севаслейку, Арзамас. 2 сентября он прибыл в Арзамас и рано утром 3 сентября через Шатки и Лукоянов выехал в Болдино. Так как поэт очень спешил, он мог бы просто проехать через Лукоянов, не останавливаясь в нем  (слайд 5 ).  Но у него кончилась   подорожная,   и   он   вынужден   был   заехать   на последнюю перед Болдином станцию, которая находилась в Лукоянове,   чтобы   сдать   подорожную   и   расплатиться   за лошадей.   Дальше   он   мог   ехать       только   на   вольных, которых должен был нанять тоже в Лукоянове. Это заняло некоторое время и дало возможность поэту познакомиться с городом,   хотя   Лукоянов   того   времени   представлял   собой городок,   похожий   на   деревню,   преимущественно   с деревянными одноэтажными домами. 3 сентября 1830 года Пушкин   впервые   увидел   Болдино:   одноэтажный   дере­ венский   дедовский   дом   за   мелким   частоколом,   рядомконтора,   церковь   и   длинная   деревня   с   избами,   крытыми соломой   и   тесом.   Небольшой   пруд,   тронутые   осенним золотом   рощицы   на   отлогих   холмах,   а   кругом   волнами­ увалами бесконечная степь… ­ По приезде Пушкин с головой окунается в скупые деловые бумаги, необходимые для вступления в наследство имением. (слайд 7 )  Как видите, ничто не предвещает о необычном урожае Болдинской осени, о котором поэт известит своего друга Петра Александровича Плетнева, через три месяца вернувшись из Болдино в Москву: (Ученик читает письмо Пушкина Плетневу: «Скажу тебе(за тайну),что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина»…Повесть, писанную октавами (имеется в виду «Домик в Коломне»).Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно «Скупой  рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан».Сверх этого около  30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все…Написал я прозою 5 повестей…» ) ­ Не назвал поэт еще «Сказку о попе и работнике его Балде», неоконченные   «Сказку   о   медведице»   и   «Историю   села Горюхина», а также множество критических статей. 4   ноября   А.С.Пушкин   из   письма   отца   узнал,   что   семья Гончаровых из Москвы не уезжала,   и, опасаясь за жизнь своей   невесты,   он   пытается   вырваться   из   карантинного плена и вернуться в Москву. Он узнает, что проезд в Москву возможен, если имеется свидетельство о том, что человек едет   из   «незачумленной»   местности.   Такое   свидетельство можно было получить в Лукоянове. ­ С попыткой получить такое свидетельство связан второй приезд Пушкина в наш город,  где­то с 7 по 10 ноября. (слайд   8  )Во  время   второго  приезда   в   Лукоянов   Пушкин остановился   на   ночлег   в   гостинице   при   трактире И.Т.Агеева,   который   находился   на   ул.Ямской,   на   берегу р.Хвощевки (сейчас это ул.Пушкина,326 ) В «Истории села Горюхина» есть строки, явно относящиеся к нашему городу (читает ученик ) : «День был осенний и пасмурный.   Прибыв   на   станцию,   с   которой   должно   мне своротить   на   Горюхино,   нанял   я   вольных   и   поехал проселочной   дорогой».   И   еще   :   «…был   переименован   в город   в   17…   году   и   единственное   замечательное происшествие,     сохранившееся   в   его   летописях,   есть ужасный пожар, случившийся 10 лет назад и истребивший базар и присутственные места». Эти слова тоже, несомненно, относятся к нашему городу, так   как   напоминают   о   страшной   трагедии,   которая случилась   в   нем   в   1816   г.   К   1830   году,   за   14   лет   после пожара, лукояновцы смогли построить новый город(Ученик   читает   «Стихи,   сочиненные   ночью   во   время ­   А   теперь   давайте   обратимся   к   самим   произведениям, написанным на нашей земле. ( Ученик читает «Элегию» ) ­ «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Именно здесь поэт   почувствовал   истинность   своего   призвания.     В   чем загадка     «плодовитости»творчества   Пушкина   здесь,   в Болдине?   Что за тайна? Послушаем еще стихи.   бессонницы». )  ­Часто мы слышим такой ответ: «На болдинской земле на Пушкина   снизошло   вдохновение».Что   такое   вдохновение? (ответы   уч­ся)А   как   вы   понимаете   слово   «снизошло»   по отношению к слову «вдохновение»? ( ответы уч­ся ) ­ Да, «снизошло»­ значит пришло свыше, даровано человеку Богом.   Недаром   ведь   есть   выражение   «божественные строки». ­ Чем же особенна наша нижегородская земля, что именно на   ней   пришло   к   великому   русскому   поэту   упоительное вдохновение?   Почему   есть   Болдинская   осень   и   нет, например, Михайловской? Да , наверное, потому, что наша земля тоже избрана Богом. Много в истории нашей страны имен,   связанных   с   нижегородской   землей.   Что   для   вас значат   имена   К.Минина   и   Д.   Пожарского?   Серафима Саровского? Алены Арзамасской? ( ответы уч­ся ) ­ Каждому гению дан тот уголок земли, та часть Родины, где   он   обретает   неразрывную   чудодейственную   связь   со своим народом, где он обретает право быть Учителем своего народа. Вы все читали «Повести Белкина» Чему нас учит Пушкин в этих простых произведениях? ) (Не будь завистлив и мстителен; почитай родителей своих; держи   свое   слово   ,данное   перед   Богом;   не   желай   зла ближнему своему ) ­ Знакомые наставления? Где вы их встречали? (в Библии ) Разве   мудрые   пушкинские   поучения   расходятся   с библейскими?   Конечно,   нет!   Пушкин   учит   нас   во   всех жизненных ситуациях следовать православным заповедям. ­   Осень,   как   самое   значимое   время   года   для   поэта,   пора вдохновения, всегда отмечалась А.С.Пушкиным.   ( Ученик читает   отрывок   из   письма   Пушкина   к   Плетневу:   «Осень подходит.   Это   любимое   мое   время   –   здоровье   мое обыкновенно   крепнет.   Пора   моих   литературных   трудов настает.») ( Звучит музыка Чайковского из «Времен года», а ученик читает отрывок из «Осени»  (   «Унылая   пора!   Очей очарованье…) ­  Почему  же  осень?  Осень  – это  величайшее  напряжение природы перед своим зимним сном. Осень – это пестрый и яркий ковер, который вскоре скроется однообразным белымпокрывалом из снега. Русской человек, как и осень, всегда живет   на   пределе   своих   чувств   и   работоспособности, отдавая им всю свою душу, без остатка, словно зная, что завтра   его   уже   не   будет   на   этой   земле.   Осенний   холод бодрит, придавая уму человеческому ясности и трезвости, что   так   необходимо   поэту,   для   того   чтобы   увидеть   и отразить окружающий мир в предельном правдоподобии. ­ А где мы , ребята, сможем увидеть осенний пейзаж во всей полноте и величии? ( ответ уч­ся: « В деревне».) ( Ученик читает отрывок из письма Пушкина Плетневу : «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази : степь да   степь,   соседей   ни   души;   езди   верхом   сколько   душе угодно,   пиши   дома   сколько   вздумается,   никто   не помешает.») ­   Скажите,   а   чем   отличается   деревенский   житель   от городского? (ответы уч­ся)   деревенский   житель   обычно   немногословен, ­   Да, трудолюбив,   всегда   готов   прийти   на   помощь односельчанину, всегда на виду. Деревня – это покой, так важный   для   любого   из   нас,   а   особенно   для   поэта   Не случайно   все   любимые   герои   его   произведений   ,особенно идеалы русских женщин, росли и воспитывались в деревне. И не случайно, женившись на Н.Н.Гончаровой по приезде из Болдина, Пушкин будет вынашивать мечту вновь вернуться в тихий деревенский уголок.     (Ученик   читает   отрывок   из   «Евгения   Онегина» «Путешествие   Онегина»,     строфа   18   «Иные   нужны   мне картины…») ­   Итак,1830,1833,1834г.   Именно   в   эти   годы   Пушкин приезжал в Болдино и непременно осенью, и каждый раз увозил с собою в столицу из деревни новые произведения. В   нашем   городе   в   1833   и   1834   годах   поэт   был   лишь проездом. Учащийся достиг цели обучения, если  ­  пересказывает;  ­ сопровождает пересказ выразительным прочитыванием  фрагмента; ­ передает смысл прочитанного отрывка, делая логическое  ударение на ключевых фразах; ­выделяет  неизвестную информацию 3. Работа в группах:   учащиеся получают карточки с именами  героев повести:   Самсон Вырин Минский Дуня Рассказчик Задание. 1) ­ ­ включите цитаты из текста для подтверждения своих  мыслей.  При выполнении этого задания используются  иллюстрации к  повести (внутри группы между учащимися распределяютсяиллюстрации по повести) 2)­ обсудите основные события, поступки героев, проблемы, с  которыми сталкиваются герои.  ­ какое место в произведении занимает событие,  изображенное на иллюстрации;  ­ выразите свое отношение к персонажам;  ­ прокомментируйте детали, использованные художником,  соответствует ли оно тексту (авторскому)?;  ­ найдите цитаты, отражающие главную мысль  иллюстрации; ­ найдите цитаты, отражающие главную мысль  произведения.  Учащийся достиг цели обучения, если  ­ выделяет главные события произведения;  ­ выражает свое отношение к персонажам;  ­ комментирует детали, использованные автором;  ­ находит цитаты, отражающие главную мысль  произведения. Обобщение: Почему наш урок называется: «Повесть, рассказанная  Белкиным»?  Конец 1 урока 5 мин. Пропущенные слова» Вставьте пропущенное слово в пушкинском тексте. 1) “Я глядел на него (наречие), стараясь уловить хотя бы одну  тень беспокойства” («Выстрел», сцена первой дуэли). (жадно); “…Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и  хмелён, с (прилагательное) известием: “Дуня с той станции  отправилась далее с гусаром” («Станционный смотритель»).  (убийственным). 2) “И Лиза легла спать с намерением непременно исполнить  (прилагательное) своё предположение” («Барышня­ крестьянка»). (весёлое); “Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось,  ожидали солнца, как (сравнительный оборот)” («Барышня­ крестьянка»). (как царедворцы ожидают государя). Рефлексия «3­2­1»   Напишите ­  о трех вещах, которые вы обнаружили,  ­ две вещи, которые вы нашли интересными,   ­ один вопрос, который вы хотели бы прояснить.  Домашняя работа­ Придумайте и напишите  альтернативный финал повести ­ Напишите краткий пересказ притчи, используя только 10  предложений. Дополнительная информация Дифференциация  – как Вы планируете  оказать больше поддержки? Какие задачи  Вы планируете поставить перед более  способными учащимися?  Группы будут поддерживать друг друга.  Дифференциация по результату, так как  некоторые группы могут иметь меньше  информации, чем  Рефлексия Оценивание – как  Вы планируете  проверить уровень  усвоения материала учащимися?  Метод наблюдения  Вопрос и ответ  (целевые и  случайные).  Оценивание ответа  одноклассника  Межпредметные связи Здоровье  и безопасность Связи с ИКТ  Связи с ценностями (воспит.  элемент)  Кабинет организован для  групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть видео. Умение работать в группе  (взаимоуважение) Отвечать на  вопросы и активно слушать  других в ходе обсуждения в  классе.  Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой  колонки. Были ли цели урока/цели обучения  реалистичными? Что учащиеся выучили  сегодня? Какая атмосфера царила в  классе? Сработала ли дифференциация,  проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана  урока и почему? Общая оценка: Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?  1:  2:   Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?  1:    2:   Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к  следующему уроку?

Посмотрите также