Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) ПО 6 Ответы на вопросы
ПО 3 Чтение наизусть и цитирование
Цели урока давать аргументированный
ответ на проблемный вопрос;
самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа
Критерии успеха Учащийся достигает целей урока, если:
1) даёт правильные ответы на проблемные вопросы, подкрепляя их аргументами из текста;
2) находит в тексте и читает фрагменты, связанные с характеристикой Насти
Раздел долгосрочного
плана: Притчи и
легенды в литературе
Дата:
Класс: 7 )
Тема урока
Цели обучения, которые
достигаются на данном
уроке (ссылка на
учебную программу)
Цели урока
Критерии успеха
Привитие ценностей
Краткосрочный план урока №15
Школа:
ФИО учителя:
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Контрольнопроверочная работа по рассказу К.Г.
Паустовского
ПО 6 Ответы на вопросы
ПО 3 Чтение наизусть и цитирование
давать аргументированный
ответ на проблемный вопрос;
самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть
цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой
лирического героя и/или образаперсонажа
Учащийся достигает целей урока, если:
1) даёт правильные ответы на проблемные вопросы,
подкрепляя их аргументами из текста;
2) находит в тексте и читает фрагменты, связанные с
характеристикой Насти
Привитие таких ценностей, как ответственность перед родителями,
уважение к ним, внимательное и бережное отношение к людям
старшего поколения
Межпредметные связи
Навыки использования
Связь с предметом самопознание
На данном уроке ИКТ используются для просмотра презентации
ИКТ
Предварительные
знания
Ход урока
Запланированные
этапы урока
Начало урока
(10 минут)
На данном уроке учащиеся повторят и закрепят знания и умения
анализировать текст, давать характеристику персонажу
произведения, полученные на предыдущих уроках
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к
уроку, желает успеха.
Учитель знакомит учащихся с целями урока.
Учащиеся вместе с учителем определяют ожидаемыеСередина урока
(20минут)
http://nspor
tal.ru/shkol
a/literatura/
library/201
4/04/13/pau
stovskiy
kgrasskaz
telegramma
literatura
8klass
тест
результаты.
Класс делится на 3 группы (по усмотрению учителя).
Желательно, чтобы в группе были ученики со смешанными
способностями)
И, Г
Учащиеся выполняют задание, затем доказывают в
группе свой выбор ответа, подкрепляя их аргументами из
текста.
1. Тест
К.Г. Паустовский «Телеграмма».
Задание: выберите правильный ответ, аргументируйте
его.
1. Жанр этого произведения:
а) очерк;
б) рассказ;
в) повесть.
2. Пейзаж в начале произведения:
а) служит для описания места действия;
б) контрастирует с состоянием Катерины Петровны;
в) соотносится с её состоянием.
3. Описание комнаты Катерины Петровны говорит о
том, что:
а) жизнь героини в далёком прошлом;
б) печи не топятся;
в) в комнате много картин.
4. Тихон солгал Катерине Петровне, потому что:
а) решил разыграть её;
б) хотел облегчить её страдания;
в) надеялся на приезд Насти.
5. Настя не поехала к матери после получения её
письма, потому что:
а) бездушие – её отличительная черта;
б) она была занята устройством выставки;
в) повседневные заботы оттеснили на второй план
любовь к самому близкому человеку.
6. В сцене похорон Катерины Петровны писатель
изобразил молоденькую учительницу, чтобы:
а) показать происходящее глазами постороннего
человека;
б) эта смерть послужила для неё уроком – у неё в
городе тоже осталась мать, маленькая и седая;
в) придать произведению правдоподобие.
7. В этом произведении позиция повествователя:
а) скрыта;
б) выражена одним из персонажей;
в) обозначена в авторском тексте..
8. Название произведения:
а) определяет его тематику;
б) имеет общий смысл;
в) показывает человечность Тихона.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.Ф Взаимооценивание
Ключ к тесту:
4
б
2
в
3
а
5
в
1
б
6
б
7
в
8
в
35 минут
( 20 минут на
подготовку, 15
минут на
выступление, то
есть по 5 минут
каждой группе)
2. Для выполнения следующего задания класс нужно
поделить на группы по усмотрению учителя
(желательно по уровню знаний).
Учащиеся будут искать ответы в тексте произведения,
размышлять над вопросами, аргументировать цитатами.
Г
Дифференцированные задания для групп:
Найдите в тексте ответы на вопросы, выразительно
прочитайте их, обсудите в группе. Желательно, чтобы
каждый ученик в группе работал. После того, как ответы
будут готовы, спикер от группы озвучивает их перед
классом. Класс по предложенным критериям оценивания
оценивает работу всей группы.
1 группа.
Дайте аргументированные ответы на вопросы,
подкрепляя их цитатами из текста.
1.
Что во внешнем облике Насти подчёркивает
автор?
(«Художники звали её Сольвейг за русые волосы и
большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает
«Солнечный путь». Но авторское определение «холодные»
контрастно этому имени. Солнце не может быть
холодным. Глаза – зеркало души человека. Чтото
подобного мы и ожидали.)
2. Почему Настя вздрогнула, когда увидела
скульптуру Гоголя?
(Произошло то, что происходит в момент встречи
человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо,
зная её насквозь, смотрел на неё остроносый человек.
Настя видела, как на виске его бьётся тонкая
склеротическая жилка», «А письмо –то в сумочке
нераспечатанное, казалось, говорили сверлящие
гоголевские глаза. – Эх ты, сорока», В душе героини
происходит внезапный перелом в психологическом
состоянии. Отступило суетное, сиюминутное – осталось
главное: мать и её одиночество.)
3.
Какая внутренняя связь между эпизодом в
мастерской и историей жизни Катерины
Петровны?
(И молодой талантливый художник, и старая
женщина переживают душевную драму, причина которой– человеческое равнодушие и непонимание.)
4. Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной
автором в уста Тимофеева: «Ночи не спишь! Три
года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?»
(3 года страдает от одиночества Катерина
Петровна, три года проводит в творческих муках и
безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живёт вдали от
матери Настя, живёт, по её словам, так, что «нет
времени не то чтобы приехать, а даже написать
настоящее письмо».)
Бездушна ли, повашему, Настя?
5.
(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует
Тимофееву, тратит много времени на устройство его
выставки.)
Критерии оценивания:
1) Даёт ответы на вопросы;
2) Точно подбирает аргументы из текста
2 группа.
Дайте аргументированные ответы на вопросы,
подкрепляя их цитатами из текста.
1. Какие факты свидетельствуют о том, что совесть
и Насти всё же пробудилась?
(Бросив всё, она наконецто поехала к матери:
«проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный
и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала
«крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось,
что никто, кроме матери, «не смог снять с ней
непоправимой вины, невыносимой тяжести».)
2. Как можно объяснить реакцию Насти, когда она
получила телеграмму?
(«Настя скомкала телеграмму и нахмурилась».
Неприятное известие, не вовремя, это нарушило её
планы.)
3. Почему Настя не открыла старому художнику
правду?
(Ей было стыдно признаться в том, что в это время,
когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)
4. Почему так получилось, что Настя не успела
приехать к матери?
Критерии оценивания:
1) даёт ответы на вопросы;
2) рассуждает на заданную тему;
3)ответы подкрепляет цитатами из текста
3 группа:
Выполните задания.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.12.
13.
1.
Найдите в тексте глаголы, которые указывают на
темы Настиной жизни.
(«горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и
мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в
отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за
три года не написать матери ни одного письма? Сколько
душевных сил потратила.)
2. Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне?
Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые
приводит повествователь, избегая всяких оценок.
3. Расположите эпизоды, рассказывающие о
выставке Тимофеева.
1. Обсуждение выставки, где звучат похвалы
Тимофееву и Насте.
2. Появление Даши с телеграммой.
3. Выступление Першина.
4. Сопоставьте Настю и «молоденькую
учительницу».
(Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной
глухоте, Настиному «недочувствию»).
Критерии оценивания:
1) находит в тексте глаголы, которые
указывают на темы Настиной жизни;
2) находит в тексте Настины слова и мысли,
которые приводит автор о том, вспоминала
ли Настя о матери;
3) располагает по порядку эпизоды,
рассказывающие о выставке Тимофеева;
4) сопоставляет Настю и молоденькую
учительницу
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Чему учит рассказ?
(Рассказ учит тому, чтобы не быть равнодушным к
жизни других людей. Нельзя, увлекаясь работой и
заботясь о чужих людях, забывать о самых близких, о
матерях. Каждый человек должен чувствовать свою
личную ответственность за всё, что совершается в
жизни. В любых обстоятельствах человек должен
оставаться человеком.)
А как вы относитесь к своей маме?
Были ли у вас случаи в жизни, когда вы помогли маме?
Может быть, вы оставляли её в одиночестве и сожалеете
об этом?
Ребята, чему вы учились на уроке?
Какое из заданий вам было выполнить легко?
Как вы чувствовали себя на уроке?
Конец урока
10 минут5 минут
Домашнее задание:
Составьте в тетрадях вопросы, адресованные автору
рассказа «Телеграмма». Например:
1.Легко ли быть писателем?
2.Почему дочь так редко навещала мать?
З.Встречались вы с чемнибудь подобным в своей жизни?
4.Осуждает ли автор свою героиню?
Дифференциация – каким образом
Вы планируете оказать больше
поддержки? Какие задачи Вы
планируете поставить перед более
способными учащимися?
Оценивание – как Вы
планируете проверить
уровень усвоения
материала учащимися?
Здоровье и соблюдение
техники безопасности
Используйте данный
раздел для записи
методов, которые Вы
будете использовать
для оценивания того,
чему учащиеся
научились во время
урока.
Здоровьесберегающие
технологии.
Используемые
физминутки и активные
виды деятельности.
Пункты, применяемые из
Правил техники
безопасности на данном
уроке.
Используйте данный раздел для размышлений об уроке.
Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из
левой колонки.
Дифференциация может быть
выражена в подборе заданий, в
ожидаемом результате от
конкретного ученика, в оказании
индивидуальной поддержки
учащемуся, в подборе учебного
материала и ресурсов с учетом
индивидуальных способностей
учащихся (Теория множественного
интеллекта по Гарднеру).
Дифференциация может быть
использована на любом этапе урока с
учетом рационального использования
времени.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели
обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена
дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные
этапы урока?
Какие отступления были от
плана урока и почему?Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников,
на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?