Русская литература 7 класс Тема урока: Контрольно- проверочная работа по рассказу К.Г. Паустовского

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) ПО 6 Ответы на вопросы ПО 3 Чтение наизусть и цитирование Цели урока давать аргументированный ответ на проблемный вопрос; самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа Критерии успеха Учащийся достигает целей урока, если: 1) даёт правильные ответы на проблемные вопросы, подкрепляя их аргументами из текста; 2) находит в тексте и читает фрагменты, связанные с характеристикой Насти
Иконка файла материала Краткосрочный план урока15.docx
Раздел долгосрочного  плана:    Притчи и  легенды в литературе        Дата: Класс: 7 ) Тема урока Цели обучения, которые  достигаются на данном   уроке (ссылка на  учебную программу)      Цели урока     Критерии успеха Привитие ценностей  Краткосрочный план урока №15 Школа:                       ФИО учителя: Количество    присутствующих:                                 отсутствующих: Контрольно­проверочная работа по рассказу К.Г.  Паустовского ПО 6 Ответы на вопросы ПО 3 Чтение наизусть и цитирование  давать аргументированный  ответ на проблемный вопрос;  самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты,   фрагменты   произведения,   связанные   с   характеристикой лирического героя и/или образа­персонажа Учащийся достигает целей урока, если: 1) даёт правильные ответы на проблемные вопросы,  подкрепляя их аргументами из текста; 2) находит в тексте и читает фрагменты, связанные с  характеристикой Насти Привитие таких ценностей, как ответственность перед родителями, уважение к ним, внимательное и бережное отношение к людям  старшего поколения Межпредметные связи        Навыки использования Связь с предметом самопознание На данном уроке ИКТ используются для просмотра презентации                 ИКТ  Предварительные               знания Ход урока Запланированные этапы урока Начало урока (10 минут) На данном уроке учащиеся повторят и закрепят знания и умения  анализировать текст, давать характеристику персонажу  произведения, полученные на предыдущих уроках Запланированная деятельность на уроке  Ресурсы Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к  уроку, желает  успеха.  Учитель знакомит учащихся с целями урока.  Учащиеся вместе с учителем определяют ожидаемыеСередина урока  (20минут) http://nspor tal.ru/shkol a/literatura/ library/201 4/04/13/pau stovskiy­ kg­rasskaz­ telegramma ­literatura­ 8­klass   тест  результаты. Класс делится на 3 группы (по усмотрению учителя).  Желательно, чтобы в группе были ученики со смешанными  способностями) И, Г Учащиеся выполняют задание, затем доказывают в  группе свой выбор ответа, подкрепляя их аргументами из текста. 1. Тест К.Г. Паустовский «Телеграмма». Задание: выберите правильный ответ, аргументируйте  его. 1. Жанр этого произведения: а) очерк; б) рассказ; в) повесть. 2. Пейзаж в начале произведения: а) служит для описания места действия; б) контрастирует с состоянием Катерины Петровны; в) соотносится с её состоянием. 3. Описание комнаты Катерины Петровны говорит о  том, что: а) жизнь героини ­ в далёком прошлом; б) печи не топятся; в) в комнате много картин. 4. Тихон солгал Катерине Петровне, потому что: а) решил разыграть её; б) хотел облегчить её страдания; в) надеялся на приезд Насти. 5. Настя не поехала к матери после получения её  письма, потому что: а) бездушие – её отличительная черта; б) она была занята устройством выставки; в) повседневные заботы оттеснили на второй план  любовь к самому близкому человеку. 6. В сцене похорон Катерины Петровны писатель  изобразил молоденькую учительницу, чтобы: а) показать происходящее глазами постороннего  человека; б) эта смерть послужила для неё уроком – у неё в  городе тоже осталась мать, маленькая и седая; в) придать произведению правдоподобие. 7. В этом произведении позиция повествователя: а) скрыта; б) выражена одним из персонажей; в) обозначена в авторском тексте.. 8. Название произведения: а) определяет его тематику;     б) имеет общий смысл; в) показывает человечность Тихона. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.Ф Взаимооценивание Ключ к тесту: 4 б 2 в 3 а 5 в 1 б 6 б 7 в 8 в 35 минут ( 20 минут на подготовку, 15 минут на выступление, то есть по 5 минут каждой группе)   2. Для выполнения следующего задания класс нужно  поделить на группы по усмотрению учителя  (желательно по уровню знаний). Учащиеся будут искать ответы в тексте произведения,  размышлять над вопросами, аргументировать цитатами.  Г Дифференцированные задания для групп: Найдите в тексте ответы на вопросы, выразительно  прочитайте их, обсудите в группе. Желательно, чтобы  каждый ученик в группе работал. После того, как ответы  будут готовы, спикер от группы озвучивает их перед  классом. Класс по предложенным критериям оценивания  оценивает работу всей группы. 1 группа.  Дайте аргументированные ответы на вопросы,  подкрепляя их цитатами из текста. 1.  Что во внешнем облике Насти подчёркивает  автор? («Художники звали её Сольвейг за русые волосы и  большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает  «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные»  контрастно этому имени. Солнце не может быть  холодным. Глаза – зеркало души человека. Что­то  подобного мы и ожидали.) 2. Почему Настя вздрогнула, когда увидела  скульптуру Гоголя? (Произошло то, что происходит в момент встречи  человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый человек.  Настя видела, как на виске его бьётся тонкая  склеротическая жилка», «А письмо –то в сумочке  нераспечатанное, ­ казалось, говорили сверлящие  гоголевские глаза. – Эх ты, сорока», В душе героини  происходит внезапный перелом в психологическом  состоянии. Отступило суетное, сиюминутное – осталось  главное: мать и её одиночество.) 3.  Какая внутренняя связь между эпизодом в  мастерской и историей жизни Катерины  Петровны? (И молодой талантливый художник, и старая  женщина переживают душевную драму, причина которой– человеческое равнодушие и непонимание.) 4. Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной  автором в уста Тимофеева: «Ночи не спишь! Три  года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?» (3 года страдает от одиночества Катерина  Петровна, три года проводит в творческих муках и  безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живёт вдали от матери Настя, живёт, по её словам, так, что «нет  времени не то чтобы приехать, а даже написать  настоящее письмо».)  Бездушна ли, по­вашему, Настя? 5. (Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует  Тимофееву, тратит много времени на устройство его  выставки.) Критерии оценивания: 1) Даёт ответы на вопросы; 2) Точно подбирает аргументы из текста 2 группа. Дайте аргументированные ответы на вопросы,  подкрепляя их цитатами из текста. 1. Какие факты свидетельствуют о том, что совесть  и Насти всё же пробудилась? (Бросив всё, она наконец­то поехала к матери:  «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный  и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала  «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не смог снять с ней  непоправимой вины, невыносимой тяжести».) 2. Как можно объяснить реакцию Насти, когда она  получила телеграмму? («Настя скомкала телеграмму и нахмурилась».  Неприятное известие, не вовремя, это нарушило её  планы.)  3. Почему Настя не открыла старому художнику  правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время,  когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.) 4. Почему так получилось, что Настя не успела  приехать к матери? Критерии оценивания: 1) даёт ответы на вопросы; 2) рассуждает на заданную тему; 3)ответы подкрепляет цитатами из текста 3 группа: Выполните задания. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.12. 13. 1.  Найдите в тексте глаголы, которые указывают на  темы Настиной жизни. («горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и  мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в  отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько  душевных сил потратила.) 2. Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне?  Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые  приводит повествователь, избегая всяких оценок. 3. Расположите эпизоды, рассказывающие о  выставке Тимофеева. 1. Обсуждение выставки, где звучат похвалы  Тимофееву и Насте. 2. Появление Даши с телеграммой. 3. Выступление Першина. 4. Сопоставьте Настю и «молоденькую  учительницу». (Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной  глухоте, Настиному «недочувствию»). Критерии оценивания: 1) находит в тексте глаголы, которые  указывают на темы Настиной жизни; 2) находит в тексте Настины слова и мысли,  которые приводит автор о том, вспоминала ли Настя о матери; 3) располагает по порядку эпизоды,  рассказывающие о выставке Тимофеева; 4) сопоставляет Настю и молоденькую  учительницу Подведение итогов урока. Рефлексия. ­Чему учит рассказ? (Рассказ   учит   тому,   чтобы   не   быть   равнодушным   к жизни   других   людей.   Нельзя,   увлекаясь   работой   и заботясь  о чужих людях, забывать о самых близких, о матерях.   Каждый   человек   должен   чувствовать   свою личную   ответственность   за   всё,   что   совершается   в жизни.   В   любых   обстоятельствах   человек   должен оставаться человеком.) ­ А как вы относитесь к своей маме? ­ Были ли у вас случаи в жизни, когда вы помогли маме? ­ Может быть, вы оставляли её в одиночестве и сожалеете об этом? ­ Ребята, чему вы учились на уроке? ­Какое из заданий вам было выполнить легко? ­Как вы чувствовали себя на уроке? Конец урока 10 минут5 минут Домашнее задание:  Составьте   в   тетрадях   вопросы,   адресованные   автору рассказа «Телеграмма». Например:  1.Легко ли быть писателем? 2.Почему дочь так редко навещала мать? З.Встречались вы с чем­нибудь подобным в своей жизни? 4.Осуждает ли автор свою героиню? Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности Используйте данный  раздел для записи  методов, которые Вы  будете использовать  для оценивания того,  чему учащиеся  научились во время  урока. Здоровьесберегающие  технологии. Используемые  физминутки и активные  виды деятельности. Пункты, применяемые из  Правил техники  безопасности на данном  уроке.    Используйте данный раздел для размышлений об уроке.  Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из  левой колонки.   Дифференциация может быть  выражена в подборе заданий, в  ожидаемом результате от  конкретного ученика, в оказании  индивидуальной поддержки  учащемуся, в подборе учебного  материала и ресурсов с учетом  индивидуальных способностей  учащихся (Теория множественного  интеллекта по Гарднеру).  Дифференциация может быть  использована на любом этапе урока с  учетом рационального использования  времени. Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели  обучения реалистичными?  Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена  дифференциация на уроке?  Выдержаны ли были временные этапы урока?  Какие отступления были от  плана урока и почему?Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об  обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об  обучении)? 1:  2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Посмотрите также