Цели обучения, обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
7.1.1.1понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художествен-ная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора
7.1.2.1 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию
Цель урока Понимать художественное произведение в деталях
Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев
Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов .
Краткосрочный план урока №2
Раздел плана: 1 Притчи и легенды в
литературе
Дата:
Класс: 7
Школа:
Ф.И.О. учителя:
Количество
Присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Тема урока
Цели обучения,
обучения, которые
необходимо достичь
на данном уроке
Цель урока
Цели обучения
учащихся
Критерии
оценивания
Языковая цель:
Ключевые слова и
фразы:
Полезные фразы
для диалога/
письма:
Вопросы для
обсуждения:
Письменные
подсказки:
Предыдущее
обучение:
План
Планируемое
время 45 мин.
Начало
Притча как жанр. Притча о блудном сыне.
7.1.1.1
понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное
направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира,
юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой,
ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора
7.1.2.1
понимать художественное произведение в деталях, включая известную и
неизвестную информацию
Понимать художественное произведение в деталях
Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках
героев
Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов
искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов .
Все учащиеся смогут: выразить свое мнение о поступках героев, смогут
понять художественное произведение в деталях.
Большинство учащихся смогут: Определять тему и идею произведения.
Некоторые учащиеся смогут: Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в
средствах создания образов.
Отвечает на вопросы по прослушанному тексту, выделяет ключевые слова.
Строит монолограссуждение на заданную тему.
Учащиеся могут использовать в речи ключевые слова и фразы, описывать
картины, аргументировать ответы.
Блудный сын, отче, расточить, пристало – не пристало (устар.),чрево, наемник,
избыточествуют (устар.), надобно.
Помоему..., Я думаю, что,... Возможно.., Думается..., Хочется верить
Почему отец простил своего сына? А как проявилась любовь отца к сыну?
Какие же уроки мы извлекаем, читая притчу?
Стр. 910 учебника.
Тема: Таинственный жанр притчи. Понятие притча, сочинение притчи.
Запланированные задания
Ресурсы
Приветствие.
Повторение темы «Таинственный мир притчи».
используя Таблицатехнологию Инсерт, составьте таблицу ЗХУ (Знаю–Хочу
знать–Узнал).
Третий столбец в таблице не заполняйте. ОС. Выборочное
прослушивание ответов
Словарная работа с ключевыми словами: Блудный сын,
отче, расточить, пристал,чрево, наемник, избыточествуют,
надобно.
Задание. Внимательно посмотрите мультфильм без звука.
Определите, о чем в нем говорится. Выход на тему урока:
просмотр мультфильма «Притча о блудном сыне» без звука.
Задание: как вы думаете, о чем говорится в этом мультфильме?
Тема нашего урока: Притча о блудном сыне. Притча о
блудном сыне едва ли не самая популярная из всех
евангельских притч. К ее сюжету обращались прославленные
художники всех столетий: Дюрер, Босх, Спада, Рембрандт,
Дюре, Хемессен, Курильо, Батони, де Шаванн, Глазунов и
другие. Сегодня мы изучим эту притчу.
1. Работа с учебником.
И. Изучающее чтение притчи.
Значение притчи для человека передано в пословицах: «Без
притчи века не изживешь»;
«На притчу ума не напасешься»; «Красна речь с притчею»;
«Против притчи не поспоришь». Ее цель – овладеть вниманием
слушателя,
приучить его к размышлению. Слово «притча»
образовалось от глагола «притекать (притечь)»,
который имеет значение «случиться». Жанр притчи известен с
древности и встречается в фольклоре и литературах стран
Востока и Запада, его любят поэты, драматурги и прозаики.
В композиции притчи выделяют две части: сюжетную историю
и пояснение, которое открывает премудрость рассказанного. В
процессе истолкования смысла притчи события и образы
сюжетной части приобретают аллегорический смысл.
Так, в «Притче о сеятеле» речь идет о зернах и различиях
почвы, накоторую падают зерна. Одни зерна не дадут всходов,
другие зерна взойдут, но вскоре погибнут от засухи и только
некоторые принесут урожай.
Это всем понятная история, оказывается, имеет скрытый
смысл. Зерна – это слова, сеятель – это тот, кто их произносит,
а почва – это сердца и умы людей, которые слушают, понимают
или не понимают сказанного.
Именно поэтому к Притче о сеятеле часто обращались поэты,
философы, политики. О горькой участи сеятеля, слова
которого не находят благодарных слушателей, писали поэты
Николай Некрасов («Сеятелям»), Владис
лав Ходасевич1(«Путем зерна»). В 1823 году Пушкин,
размышляя над своей судьбой, написал стихотворение
«Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял
эту библейскую притчу.
Героями притчи могут быть люди, животные, растения. Сюжет
притчи очень краток. В нём отсутствуют какиелибо
«ЗХУ»
Онлайн
словарь
Интерактивная
доска
Мультфильм
«Притча о
блудном сыне».
Интерактивная
доска
Мультфильм.
Учебник
русской
литературы. 7
класс.
Постеры
10 мин.
Середина
5 мин.
3 мин.
13 минподробности, касающиеся описания внешности, образа жизни
персонажей. Притча не предполагает конкретизации.
Характеры персонажей представлены очень условно.
Язык притчи прост и выразителен. Текст притчи исключает
описательность, в нём немного образов, мало деталей,
Притча – это иносказательный жанр. Этим она близка басне,
которая тоже состоит из истории и морали. Но мораль в басне
имеет более бытовой, житейский смысл, тогда как смысл
притчи ориентирован на отвлеченные, философские и духовные
истины. Смысл басни общедоступен,
смысл притчи как бы закрыт от непосвященного и постижение
его требует умственного труда. Например, мораль притчи «Всё
в твоих руках» можно объяснить так: человек сам выбирает
свой путь, образ жизни, сам решает все жизненные задачи и
может менять направление своей жизни
в зависимости от принятых решений.Притчевость – это одна из
существенных черт художественной литературы ХХ века, в
которой не только развивался жанр литературной
притчи (например, притчи австрийского писателя Франца
Кафки), но оформились жанры романапритчи («Повелитель
мух» английского писателя Уильяма Голдинга2
, «Чума» французского писателя Альбера Камю,
«Женщина в песках», «Чужое лицо», «Человекящик»
японского писателя Кобо Абэ), появились новеллыпритчи
аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхесаи сербского
писателя Милорада Павича.
Обратная связь. Вы поняли почему в еврейской семье нельзя
было уходить из дома при живых родителях? ФО. Хорошо, а
теперь мы поработаем в парах.
2. Работа в парах.
П. Перескажите друг другу содержание притчи в 510
предложениях.
ОС. Ребята, понравилась вам притча? А как она называется?
ФО. Молодцы, теперь мы поработаем по группам.
3. Деление класса на 4 группы по счету 1, 2, 3, 4.
А) Работа в группах.
Задание для 1 группы.
Работа по сюжету произведения. Органайзер: Гора истории.
Задание для 2 группы.
Работа по сюжету произведения. Органайзер: Карта истории.
Задание для 3 группы.
Работа по сюжету произведения. Органайзер: Круги на воде.
Задание для 4 группы.
Работа по сюжету произведения. Органайзер: Силует на стене.
Все группы выносят органайзеры на постеры. Прием «Качели».
ОС. Что дала вам эта работа? Работа с разными органайзерами
позволила расширить ваши знания и представления об этом
произведении? ФО. Словесная оценка.
Б) Работа в группах.
Карточки на
доску
Светофор
Иллюстрации
картин
Рембрандта,
Хемессена,
Босха, Пюви
де Шаванна
10 мин.Задание для 1 группы.
Ответьте на вопросы. Как бы вы охарактеризовали поступок
сына, который бросил старого отца?
А почему сын захотел уйти из дома, как вы думаете?
Задание для 2 группы.
Ответьте на вопросы. Почему отец простил своего сына?
А как проявилась любовь отца к сыну?
Задание для 3 группы.
Ответьте на вопросы.Почему сын решил вернуться? Только ли
голод заставил его вернуться? Как встретил его отец? Почему?
Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мертв и
ожил, пропадал и нашелся». (его душа ожила, он раскаялся,
осознал свой грех).
Задание для 4 группы.
Ответьте на вопросы. В притче есть старший брат, образ
которого вырисовывается только в конце.
Как он реагирует на возвращение брата? (он осуждает,
недоволен). Допустимы ли такие отношения между братьями?
Какой у него грех? (зависть)
Ученики в группах обсуждают ответы на вопросы. Записывают
ответы на постеры. От каждой группы спикер выступает со
своим постером.
ОС. Обратите внимание на тему урока. Как вы считаете, какое
слово в ней главное? (Уроки) Какие же уроки мы извлекаем,
читая притчу? Назовите тему и идею произведения.
(карточка «любовь» на доску), (карточка «прощение» на
доску), (карточка «уважение» на доску). Каков главный смысл
«Притчи о блудном сыне?» Какой урок вы для себя извлекли?
(нужно уметь прощать, быть послушными детьми, верить в
человека, стремиться к гармоничным отношениям).
Правильно. А теперь закончите предложение «Для того, чтобы
быть хорошим человеком, нужно ... (уметь любить, прощать и
уважать других людей)»
ФО. Прием «Светофор»: красный – что мешало мне в
понимании притчи; желтый – над чем мне надо работать, чтобы
понять притчу; зеленый – что помогло мне понять притчу.
Наклейте стикеры на светофор.
3.Сравнение произведения с картинами художников. Прием
«Галерея».
Вниманию учащихся предоставляется иллюстрации картин
Рембрандта, Хемессена, Босха, Пюви де Шаванна
«Возвращение блудного сына».
Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех
евангельских притч. К ее сюжету обращались прославленные
художники всех столетий: Дюрер, Босх, Спада, Рембрандт,
Дюре, Хемессен, Курильо, Батони, де Шаванн, Глазунов и
другие.
Загляните за строки притчи.
1 группе поможет это сделать иллюстрация картины
живописца Хемессена. Что вы видите? Сравните картину и
финал притчи.2 группе иллюстрация картины Босха «Блудный сын».
Опишите героя. Сравните картину и финал притчи.
3 группе иллюстрация картины Пюви де Шаванна. Опишите
героя. Обратите внимание на позу, руки. Сравните картину и
финал притчи.
4 группе – иллюстрация картины Рембрандта. Опишите
картину. Обратите внимание на цветовую палитру. Сравните
картину и финал притчи.
Один искусствовед от группы презентует работу группы.
ОС. Как вы думаете, почему эта сцена привлекала
художников? (Это центральная, кульминационная сцена, так
как в ней выражена идея покаяния и прощения).
ФО. Обменяйтесь мнениями по уроку в группе. Скажите друг
другу, что нового вы узнали.
Обратная связь. Достигли ли мы целей обучения? Озвучьте,
что нового вы узнали. Закончите таблицу «ЗХУ».
Таблица
«ЗХУ»
Конец 4 мин.
Оценивание – как вы
планируете
отслеживать
прогресс/знания
учащихся?
1.Словесная оценка.
2. Словесная оценка.
3.Светофор.
3.Обмен мнениями.
Межпредметные связи
Здоровье и безопасность,
поддержка ИКТ
Ценности
Культурология.
Живопись.Самопознание.
Смена деятельности.
Соблюдение времени
использования ИКТ,
расстановка мебели.
Высокая духовность и
светское общество: уроки
нравственности.
Дополнительная информация
Дифференциация – как вы будете
предоставлять больше поддержки? Какие
задания вы будете давать более
способным ученикам?
1.По уровню самостоятельности (Работа с
учебником, иллюстрациями картин)
2.По уровню познавательной активности
(Активное обучение «ЗХУ», «Качели»,
«Галерея», Органайзеры.
3.По уровню трудности задач (от простого к
сложному)
4.По способу выполнения заданий
(индивидуальная, парная, групповая,
межгрупповая)
5. По уровню оценивания деятельности
(составление постера, выброс на доску)
Рефлексия
Были ли цели обучения/урока
достижимыми?
Чему сегодня научились учащиеся?
Какой была атмосфера обучения?
Успешными ли были задания по
установлению различий между учащимися?
Придерживался ли я временного графика?
Какие отступления от плана я сделал и
почему?