Русская литература 7 класс Тема урока: Введение. Художественная литература. Художественный текст

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): 7.1.1.1понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора Цели урока: познакомить с понятием «художественная литература», с особенностями художественного текста; научить учащихся отличать худ. текст от текстов другого стиля..
Иконка файла материала Краткосрочный план-1.docx
Краткосрочный план урока   № 1 Школа:  Дата:«____»____________20___г. ФИО учителя:  Класс:7 «____» класс. Количество присутствующих:                          отсутствующих: Тема урока: Введение Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): 7.1.1.1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм,  фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония,  художествен­ная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория,  инверсия,  анафора Цели урока: Цели обучения  учащихся Критерии  оценивания: Языковые цели Привитие ценностей Межпредметные  связи  познакомить с понятием «художественная литература», с  особенностями художественного текста; научить учащихся отличать худ. текст от текстов другого стиля.. Все учащиеся смогут:  ученики смогут задуматься о смысле учебной деятельности, как  источнике получения новых знаний и умений самостоятельно решать  возникающие проблемные вопросы.  понять содержание прослушанного текста   ответить на вопросы по его содержанию  Большинство учащихся будут уметь:   Умеет соотносить текст с иллюстрациями, пересказывать тексты и   кратко пересказывать содержание текста от лица персонажа  Некоторые учащиеся смогут:   подробно пересказать содержание текста   использовать эмоционально­окрашенные слова при пересказе  Понимают основное содержание высказываний, определяют их основную  мысль. Поясняют смысл высказываний и используют эмоционально­окрашенные  слова и именные части речи (прилагательные), согласуя в роде, числе и  падеже.  Учащиеся смогут: ­ акцентировать внимание на академическом языке (например, лексика,  включающая терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения предмета);   ­ использовать языковые навыки в различных комбинациях для  достижения различных целей; Развивать интерес к изучению русского языка, коммуникативные навыки, расширять активный словарь, прививать общенациональные ценности:   «Единство истории, культуры и языка» (идея «Мангелик ел»). Естествознание. Литература. Русс яз.Навыки  использования ИКТ Предварительные  знания Презентация «Толстые и тонкие вопросы», презентация «Ответы на  вопросы». Этот раздел основан на навыках слушания и говорения, сформированных в предыдущем разделе, а также на личном опыте учащихся. Ход урока Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Начало  урока Организационный этап   (2 мин.) Я рада приветствовать вас в нашем классе Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко,      Теперь друг другу улыбнитесь,       Настройтесь на урок и соберитесь.       И все проблемы – пустяки,       Ведь все мы вместе – знатоки. Девиз урока: Все за одного, а один за всех, тогда и в деле  будет успех. Произносят девиз урока.  (Проверка готовности к уроку. Психологический настрой). ФО:  Словесная похвала.  2. Актуализация знаний «Мозговой штурм». (5 минут). Метод «Толстые и тонкие вопросы» (для начала беседы по  изучаемой теме). Постановка таких вопросов даёт возможность выйти на  разговор о значимости речевых и коммуникативных  навыков.  ­Что такое язык? 1. – Что иучает литература? ­  какие литературные рассказы изучали? ­ ­ Прием «Разговор в паре». Разговорная пятиминутка. (Демонстрируют свои знания.) Проблемный вопрос: ­ Как вы думаете, какова будет тема  нашего урока? Тема нашего сегодняшнего урока: «Что такое  художественная литература» ФО: «Три хлопка». Дескрипторы: обсуждает и отвечает на вопросы. Учащиеся должны знать компоненты действий, правила  нахождения неизвестных компонентов По методу «Поп ­корн» осуществляет усвоение нового  материала.   Сегодня на уроке мы вспомним, что знаем о родах и видах  литературы; поговорим о литературном произведении как  художественной целостности; узнаем, что такое «литературный  герой», «персонаж», «характер»; определим средства создания  характера.   Искусство Критерии  успеха Середина  урока  Учебник: Слайд Карточкитеатр, кино, живопись, графика, музыка, хореография,   художественная литература   служат человеку, обогащая его эмоциональный мир и расширяя  кругозор Художественная литература Человек-личность (психические особенности, речевая характеристика, социальная,  бытовая, интимная и природная обстановка)– становление и  развитие.(составление диаграммы Венна опираясь на цитату Н.Г. Чернышевского, стр,5 Художественный образ – форма  отражения жизни искусством, это плод фантазии художника,  созданный его вымыслом. Художественная литература обогащает наши знания о жизни. Она воспитывает людей, прививает  человеку высокие и благородные понятия, чувства, любовь к  Родине, развивает в человеке чувство прекрасного.  Художественная литература тесна связана с жизнью общества и с историей  Беседа, актуализирующая знания, полученные в 5­6 классах. ­ Назовите 3 рода литературы. В чем состоит особенность  каждого рода? (эпос повествует, рассказывает о каких­либо  событиях, героях; лирические произведения – это  художественное  выражение чувств, переживаний, настроения,  связанных с какими­то событиями или состоянием человека;  драматические произведения – это произведения, в которых  жизнь раскрывается через действие, разговор и поступки героев и предназначены для постановки на сцене). ­ Вспомните виды (жанры) литературы. Вся информация  содержится в «архиве» ваших рабочих листов. ­ Задание. Вспомните и запишите авторов и их произведения в  следующих жанрах: Повесть – (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С.Пушкин  «Дубровский», Л.Н.Толстой «Детство»). Рассказ – (И.С.Тургенев «Бежин луг», А.И.Куприн «Тапер»,  И.С.Тургенев «Муму», А.П.Чехов «Хамелеон», «Толстый и  тонкий», «Хирургия»). Очерк – К.Г.Паустовский «Мещерская сторона». Миф – Мифы и легенды Древней Греции. Стихотворение – А.С.Пушкин «Няне», «Зимнее утро», «Зимний  вечер», М.Ю.Лермонтов «Парус», «Бородино», С.Есенин «С  Добрым утром!», Д.Б.Кедрин «Аленушка». Пьеса­сказка – С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». «ОзорникПетрушка»­ народная пьеса­сказка. V. Аналитическая беседа. Изучение новой темы.       В течение учебного года мы будем учиться постигать  литературное произведение как  художественную целостность,  учитывая индивидуальность автора, родовые и жанровые  особенности его творения.      Центром литературного произведения является человек, его  характер, душевное состояние, его искания.  Задание.  1.Прочитайте статью в учебнике «Введение» (стр.4 – 6) и запишите, кого в произведении называют литературными  героями. 2.Из словаря литературных терминов выпишите  определение понятия «характер литературный». ( Действующих лиц в произведении называют литературными  героями, имея в виду под этим словосочетанием чаще всего всех  персонажей произведения. Но иногда «литературный герой»  употребляется и в более узком смысле, как главное действующее лицо или герой, наиболее близкий к авторскому идеалу человека. Литературный герой = персонаж.  Характер литературный – изображение в художественном  произведении человека с присущими только ему душевно­ нравственными качествами и неповторимо индивидуальным  отношением к миру.)   живые, достоверные литературные характеры,  которые  заставляют нас волноваться, переживать, радоваться,  восхищаться или негодовать?   литературный характер, автор произведения описывает  внешность героя (портрет); сообщает о нем некоторые  биографические сведения; рассказывает о его поведении,  поступках; передает его речь, манеру говорить, высказывания о  нем других людей; изображает окружающую обстановку  (интерьер, пейзаж, личные вещи); использует другие  художественные детали, которые тоже могут что­то рассказать. Наблюдая за героем во всех его проявлениях, мы постепенно  создаем в своем воображении художественный образ. . Игра «Угадай средство создания характера». Назовите  персонаж, произведение, автора и средство создания характера. Как вы думаете, какими средствами писатель создает  Чтобы во всей полноте представить читателю  1. Ей « не минуло еще и 17 лет, как почти во всем свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только  и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет  никогда на селе». (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»,  Оксана,  высказывания других людей) 2. Один «только что пообедал на вокзале, и губы его,  подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло  от него хересом и флер­д`оранжем». Другой «только что  вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и  картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».  (А.П.Чехов «Толстый и тонкий», портрет) 3. «У второго мальчика,…, волосы были всклоченные,черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое,  рот большой, но правильный, вся голова огромная, как  говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.  Малый был неказистый – что и говорить! – а все­таки он  мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в  голосе у него звучала сила». (Павлуша, И.С.Тургенев  «Бежин луг», портрет и художественная деталь) 4. «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя,  ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво  поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру,  чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.  Морозило сильнее, чем с утра; но зато было так тихо, что  скрип мороза под сапогом слышался за полверсты»  (пейзаж, Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством») 5. «Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; (А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой  царевне и о семи богатырях», портрет царицы)       6.   «Стены чертогов были наметены снежными метелями,  окна и двери пробиты              свирепыми ветрами. Громадные  залы, возведенные прихотью вьюг. Сотнями тянулись  непрерывной грядой, освещенные северным сиянием; и самый  большой простирался на много­много миль. Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих  чертогах! (Х.К.Андерсен. Снежная королева», интерьер) Работа в паре.  Взаимооценивание. Критерий оценивания Понимает содержание   текста, содержащего знакомые лексические грамматические единицы. и   Дескриптор Учащийся определяет главную информацию текста; находит   слова приветствия. Итого: Балл Получен ный балл 1 1 2 ФО: «Две звезды, одно пожелание» Дескрипторы: передает основной смысл понравившегося  высказывания; выражает свое отношение к нему; доказывает на примере свою  позицию. Физминутка «Веселые ребята».(2 мин.) 1. Стратегия «Трехминутное эссе» на тему: «Литература  моей жизни». Стратегия «Авторский стул».  Дескрипторы: пишет и презентует свою работу,  используя эмоционально­окрашенные слова иприлагательные согласуя слова в роде, числе и падеже. (6  минут).  ФО: «Аплодисменты». 2. Стратегия «Ролевая игра» (9 мин.). 1 2 3 группа. «Сказка». группа. «Кино». группа. «Рассказы». Дескрипторы: составляет диалог, демонстрирует  речевые и коммуникативные навыки. ФО: «Три хлопка» Критерии  успеха Конец урока Критерии  успеха умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи; Работа в группах (6 мин.). ­   Чтобы   выполнить   следующие   задания,   необходимо разделиться на 2 группы. 1 группа вспомнит людей, посвятивших себя, свою жизнь служению окружающим. Ваша задача – сделать вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других? 2 группа,   опираясь   на   высказывания   великих   людей,   составить памятку под названием «Правила для жизни». ­ Оказывается и в настоящее время есть немало фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Первая группа  сделает вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия  других Рефлексия. Прием «Минуточка». Учащиеся по очереди говорят  в течение одной минуты о теме урока без повторения, паузы и  ошибок. ­ достигли ли цели урока? ­ какие затруднения возникли? ­ а сейчас я предлагаю оценить свои знания полученные на уроке  (Цветок «Где Я?») Записывают на стикерах свои впечатления и наклеивают на  соответ Д\З. По выбору: 1. Сочинить четверостишие о родном  языке. научатся   давать   определение   погоде,   выявлять   особенности формирования и  ее основное свойство, выявлять.  Дифференциация Каким образом Вы  планируете оказать больше  поддержки? Какие задачи  Вы планируете поставить  перед более способными  учащимися? Оценивание Как Вы планируете проверить  уровень усвоения материала  учащимися? Используйте данный раздел  для записи методов, которые  Вы будете использовать для  оценивания того, чему  учащиеся научились во время  урока. Здоровье и соблюдение  техники безопасности Здоровьесберегающие  технологии. Используемые физминутки  и активные виды  деятельности.Целое и части  презентация  задания К концу урока учащиеся  научатся: Проведите работу по  самооцениванию учащихся с  помощью Лестницы успеха в  рабочей тетради. №1:  Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. №2 На носочках ходят мыши. Так,   чтоб   кот   их   не услышал.

Посмотрите также