Тема: А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Соотнесенность с сюжетом «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина: пародия и ирония
Цель урока:
1) повторить сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; выявить жанровые особенности повести; проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения; учить работать с текстом;
2) развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;
3) научить сравнительной характеристике героев и произведений, находить общее и различия;
Ожидаемый результат: Проверят уровень своих знаний, полученных в течение этого времени; Научатся развивать навыки грамотного письма, самостоятельность при выполнении работы.
Дата: Класс: 8 46 урок
Тема: А.С. Пушкин. «Барышнякрестьянка». Соотнесенность с сюжетом «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина:
пародия и ирония
Цель урока:
1) дать представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; выявить жанровые особенности повести;
проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения; учить работать с текстом;
2) развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;
Ожидаемый результат: Проверят уровень своих знаний, полученных в течение этого времени; Научатся
развивать навыки грамотного письма, самостоятельность при выполнении работы.
Этап урока
Деятельность учителя
1.Оргмомент.
.Актуализация знаний.
I. Организационный момент. Приветствует
учеников, проверяет готовность к уроку,
желает успеха. Для создания психологической
атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»
Постановка цели урока. Мотивация изучения
материала. По методу «Кластер
» осуществляет усвоение нового материала.
Контролирует выполнение записей учащимися.
Предлагает ученикам « Авторскоем кресло »
«Итак, ребята. На прошлом занятии мы
сделали небольшой шаг к изучению повести
А.С.Пушкина Барышнякрестьянка»
Ребята, что вы знаете об А.С.Пушкине?
(доклады 3 учеников)
Хорошо. Спасибо за выступление!
Что мы называем повестью? Каковы
отличительные черты этого жанра?
Молодцы! Запишем тему нашего урока.
На доске:
Одиннадцатое марта.
А.С.Пушкин. «Барышнякрестьянка».
Предварительная
деятельность учащихся
Ученики осмысливают
поставленную цель. Дети берут
друг друга за руки и улыбаются.
Родился Пушкин в
Москве 6 июня 1799 года. Лето в
детстве он проводил,
как
правило, у бабушки Марии
Алексеевны
(урожденной
Ганнибал) в одном из сел
неподалеку от Звенигорода.
где
В 1811 году Пушкин
поступил в Царскосельский
Лицей,
и провел
последующие шесть лет своей
жизни. Эта пора сильно повлияла
на становление Пушкина как
поэта. Во многом начало этому
становлению положил случай,
когда 16летний Александр
Сергеевич в присутствии Г.Р.
Державина
свое
стихотворение «Воспоминание в
Царском Селе».
прочел
После выпуска из Лицея в
1817 году Александр Сергеевич
поступает на службу в Коллегию
иностранных дел. Он становится
членом
литературно
театрального
сообщества
«Зеленая лампа».
В начале сентября 1826
года Пушкин был вызван в
Москву на аудиенцию к новому
императору Николаю I. Царь
гарантировал поэту личное
покровительство и освобождениеот общей цензуры.
В 1830 Пушкин во второй
раз делает предложение 18
летней Наталии Гончаровой и
получает согласие. В качестве
свадебного подарка от отца он
получает деревню Кистенево,
расположенную неподалеку от
отцовского имения Болдино в
Нижегородской области. Именно
в Болдино он и едет, дабы
вступить во владение деревней.
Здесь Пушкину пришлось
задержаться на три месяца по
причине холерного карантина.
Эти три месяца и стали пиком
его творчества,
знаменитой
Болдинской осенью.
Зимой 1837 года судьба
столкнула Пушкина с Жоржем
Дантесом,
поступившим на
службу в русскую гвардию.
Между ними возник конфликт,
итогом которого стала печальная
дуэль, состоявшаяся 27 января
1837 года. Получив ранение на
этой
Александр
Сергеевич Пушкин скончался
через два дня.
дуэли,
Поветь
– эпический
прозаический жанр, занимающий
срединное положение между
романом и рассказом.
1.В повести происходит много
событий в жизни главного героя.
2.В повести много действующих
лиц, но главных героев 12.
3.В повести одна сюжетная
линия, связанная с главным
героем.
4.Характер героя не меняется.
5.Повести
быть
лирическими,
бытовыми,
сатирическими, историческими и
т.д.
6.Объём не имеет значения.
7.Важен образ повествователя.
могутнад
3.Работа
произведением.
Работа для всех групп
с методом
Аквариум
Сейчас я хочу проверить насколько
внимательно вы читали повесть.
Давайте определим повесть ли это?
Много здесь сюжетных линий или одна?
Докажите.
Попробуйте выделить эпизоды в этой
повести.
(Работа с текстом произведения)
Важное значение в литературном
произведении имеют люди, их характеры.
Давайте посмотрим, как Пушкин создает
характеры действующих лиц. Возьмем главных
героев. Кто это?
(таблица в тетрадях заполняется по мере
раскрытия вопроса)
Какие средства раскрытия характеров вы
знаете?
Есть ли в повести портреты героев, как они
их характеризуют?
Лиза
Барышня
«Бетси, как звал ее
обыкновенно
Григорий Иванович»
17 лет
«Черные
глаза
оживляли ее смуглое и
очень приятное лицо.
была
Она
единственное
и
следственно
балованное дитя»
Резвость
поминутные проказы
и
Алексей
Барин
Стройного стана
«Он первый перед
ними явился мрачным
и
разочарованным,
первый говорил им об
утраченных радостях, и
об увядшей своей
юности; сверх того
носил он черное кольцо
с
изображением
мертвой головы»
«Удивительно хорош,
красавец,
можно
сказать.
Стройный,
высокий, румянец во
всю щеку...»
«…такой
такой веселый»
добрый,
Одна сюжетная линия,
связанная с главными героями:
Лизой и Алексеем.
1.Приезд Алексея Берестова в
деревню.
2.Задумка Лизы с переодеванием
3.Встреча Лизы и Алексея в
роще.
4. Мир установлен.
5.Приезд
Муромским.
6.Воля отца женитьба Алексея.
7.Алексей
Лизу.
узнал
Счастливая развязка.
Берестовых
к
В двух лицах.
Любят человека, а не его
положение в обществе.
«Заря сияла на востоке, и
золотые ряды облаков, казалось,
ожидали солнца, как царедворцы
ожидают государя; ясное небо,
утренняя свежесть, роса, ветерок
и пение птичек наполняли сердце
Лизы младенческой веселостию;
боясь какойнибудь знакомой
встречи, она, казалось, не шла, а
летела».
«В одно ясное, холодное утро (из
тех, какими богата наша русская
осень) Иван Петрович Берестов
выехал прогуляться верхом, на
всякий случай взяв с собою пары
три борзых, стремянного и
несколько дворовых мальчишек
с трещотками. В то же самое
время Григорий Иванович
Муромский, соблазнясь хорошею
погодою, велел оседлать куцую
свою кобылку и рысью поехал
около своих англизированных
владений».
И.П. Белкин.Дают ли другие персонажи оценки героям,
какие? Найдите в тексте.
Как представлена Лиза в повести?
Что хотел сказать А.Пушкин таким приёмом,
как раздвоение героини?
Есть ли в повести пейзажи, как они помогают
понять героиню?
А теперь самое главное: кто рассказывает
читателю историю Лизы и Алексея?
А.С.Пушкин? Присутствует ли он как
действующие лицо? Найдите знак присутствия
автораповествователя. (с.119136)
Прочтите последнее объяснение Ивана
Калиныча об этой повести (с.137)
Итак, повесть входит в цикл «Повести Ивана
Петровича Белкина». А.С.Пушкин не только
написал,
но еще и выдумал автора
повествователя Белкина.
1.В названии повести:
Словаантонимы
Словасинонимы
Олицетворение
2.Действие происходит:
В XVIII веке
В XIX веке
В наши дни
3.Берестов и Муромский были:
Соседями
Однополчанами
Служили на одной фабрике
4.Помещики:
Были очень дружны
Только познакомились
Были в ссоре
5.Лизу звали Бетси:
Это ее второе имя
Это ее шутливое прозвище
Так звал ее отец на английский манер
6.Лиза:
любила Алексея давно
ненавидела его
заинтересовалась и захотела с ним
познакомиться
7.Акулина – это:
Лиза
Ключ:
1.а
2.б
3.а
4.с
5.с
6.с
7.а
8.а
9.ас
10.б
4.Тест
внимательный»
«Самый
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.
Итог урока
Рефлекция
Нянька Лизы
Служанка Лизы
8.Алексей полюбил Лизу за:
Искренность и простоту
За красоту
За безграмотность
9.Муромский и Берестов:
Помирились в конце концов
Так и остались врагами
Стали родственниками
10.Акулина:
облике Лизы
Сама открылась Алексею
Предстала перед ним неожиданно в
Муромский сам рассказал Алексею
Организует систематизацию и обобщение
совместных достижений. Организует
индивидуальную работу по личным
достижениям. Проводит рефлексию.
Понравился ли вам урок?
Что было трудным для вас?
Что вам больше понравилось?
Оценивают работу своих
одноклассников.
На стикерах записывают свое
мнение по поводу урока.
Дерево Блоба
Стикеры
5.Домашнее задание.
Домашнее задание: выбрать и записать
словесные обороты,
которыми автор
характеризует Берестова и Муромского.
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________