Русская литература 8 класс А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Причины обращения к теме пугачевского восстания. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Цель урока: Образовательная: обобщить и систематизировать фактический материал по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; выявить взаимосвязь образов Петра Гринева и Емельяна Пугачева с идеей произведения; способствовать формированию целостного представления о событиях крестьянской войны под предводительством Пугачева на основании изученных материалов по истории и географии. Ожидаемый результат: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
Иконка файла материала 41.docx
Дата:                                                                                  Класс: 8                                                     41 урок  Тема: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Причины обращения к теме  пугачевского восстания. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Цель урока: Образовательная: обобщить и систематизировать фактический материал по роману А.С.  Пушкина «Капитанская дочка»; выявить взаимосвязь образов Петра Гринева и Емельяна Пугачева с идеей  произведения;  способствовать формированию целостного представления о событиях крестьянской войны под  предводительством Пугачева на основании изученных материалов по истории и географии.  Ожидаемый результат: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно­следственные связи при  решении проблемных задач; Деятельность учителя 3 мин. 5 мин. 5 мин. I. Организационный момент Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха.   Психологический настрой (сформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ  видеоролика. Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры,  геометрические фигуры ученикам и  просит  сгруппироваться по геометрическим фигурам. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода  «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.  III. Подготовка к восприятию новой темы. .  Деятельность обучающихся Осмысливают  поставленную цель. С  помощью геометрических фигур делятся на группы. Осмысливают  поставленную цель. С  помощью геометрических фигур делятся на группы. Демонстрируют свои  знания. Отвечают на  разноуровневые вопросы. Демонстрируют свои  знания. Наглядности Метод  «Аквариум» Прием  «Корзина идей»  Стикеры Мяч Учебник Вот мы прошли  Работают по учебнику. 15 мин. IV. Актуализация знаний.  работа в группах:  1 группа: А может быть, Пугачев и в самом деле  чудом воскресший царь Петр III?  Ответ: 1. не умеет читать (гл.Разлука)  2. лексика простонародная  (пословицы и поговорки, калмыцкая сказка, «авось, исхожена, изъезжена)  2. группа: В каких сценах повести показано, что  Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая  страшная гибель неминуема?  Ответ:­ когда Гринёв слышит песню, которую поют  Пугачёв и его сподвижники ­ "люди, обречённые  виселице, поют о виселице"  ­ когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя,  предав его.  ­ когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку  (отсутствие смирения)  ­Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев? ­Что н хочет сказать этим Гриневу?  ­А Пушкин с кем сравнивает Пугачева, судя по  эпиграфу?  3. группа: Найдите слова, отражающие постоянную  боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.  Ответ: ("Но между  тем  странное чувство  отравляло мою радость: мысль о злодее,  обрызганном кровью столь невинных жертв, и о  казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле.  "Емеля, Емеля! ­ думал я с досадою, ­ зачем не  наткнулся ты на штык или не подвернулся под  картечь:" Мысль о нём неразлучно была во мне с  мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни.")  Проблемный вопрос:  ­ А теперь давайте решим проблему: кто больше  заслуживает характеристики «великодушный  государь»: Екатерина II или Пугачев?  Посмотрите, ребята: личности, казалось бы,  совершенно разного масштаба равно интересны  Пушкину.А для того, чтобы решить эту проблему,  давайте 10 мин. V. Закрепление урока.   С помощью метода «Аквариум» проводит  закрепление урока. СЕНКАН — слово ”сенкан” происходит от  французского слова ”пять”. Это пятистрочный  нерифмованный стих (или рифмованный) с  жёсткими правилами написания:сенкан синтезирует информацию и факты в краткое высказывание,  которое описывает или отзеркаливает тему. Сенкан помогает обобщить информацию, схватывать  сложные идеи. 1строка ­ 1 слово (имя существительное,  указывающее тему); 2строка ­ 2 слова (прилагательные, украшающие  тему); Учебник  Демонстрируют свои  знания. Словесно  смешивают краски.  Называют оттенки  цветов, которые у них  получились.3строка ­ 3 слова, глаголы действия; 4строка ­ 4 слова, в них выражается ваше  отношение к теме; 5строка ­ 1 слово — синоним к теме Образец ответа: СЕНКАН Свобода. Настоящая, вечная. Раскрепощает, дает, помогает. Свобода слова – это жизнь. VI. Итог урока Вот и подошел наш урок к концу. Давайте  вспомним цели урока. Они  достигнуты?   5 мин.  2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности  выполнения домашней работы. На стикерах записывают  свое мнение по поводу  урока. Оценивают работу  своих одноклассников.  Ученики записывают в  дневниках. Стикеры  Светофор Итог  урока:_______________________________________________________________________________ ___ _____________________________________________________________________________________ _______ Положительные стороны  урока:_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _______ Отрицательные стороны  урока:_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _______ Приложение  вопрос № 1   Историк и литературный критик Павел Петрович Вяземский в 1847 году отмечал, что в  "Капитанской дочке" читатель "коротко знакомится с положением России в эту странную и  страшную годину". Какое событие общественно­полити­ческой жизни России XVIII­ro столетия  нашло отражение в произведении?   власть Бирона при царице Анне Иоанновне  военные походы А. В. Суворова  восстание под предводительством Емельяна Пугачёва  правление Павла I Вопрос № 2Документальной основой для романа "Капитанская дочка" стал исторический труд, в котором, по  замечанию Ю. М. Лотмана, А. С. Пушкин "судил о прошлом и о тех стихиях, из которых оно  слагалось, с ясностью, беспристрастностью истинного мыслителя..." О какой книге идёт речь?   "Хроника пугачёвского восстания"  "История Пугачёва"  "История русского народа"  "История села Горюхина" Вопрос № 3   А. С. Пушкин предпринимает поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места событий  1773­1775 гг. В каком году это было?   1829 г.  1830 г.  1833 г.  1834 г. Вопрос № 4   Вы знаете, что А. С. Пушкин, стремясь услышать живые предания о пугачёвщине, проехал свыше  30 тысяч вёрст. Путь его лежал через Казань и Симбирск на Оренбург, а далее вдоль древней реки  Яик. После кровавого восстания под предводи­тельством Емельяна Пугачёва эта река была  переименована. Как она стала называться?   Урал  Иртыш  Лена  Енисей Вопрос № 5   Написание исторической хроники побудило А. С. Пушки на к кропотливому труду над  документами. Когда и где был окончен документальный труд об истории пугачёвского вос­стания?   в 1830 году в Михайловском  в 1831 году в Петербурге  в 1833 году в Болдино  в 1834 году в Москве Вопрос № 6   Когда А. С. Пушкин закончил работу над романом "Капитан­ская дочка"?   летом 1832 года  летом 1833 года  в октябре 1836 года  в декабре 1836 года Вопрос № 7   Исследователи творчества А. С. Пушкина (Ю. Лотман, JI. Вольперт) определяют жанр  "Капитанской дочки" как повесть, в то время как критик Н. Н. Страхов называет это произведение  семейной хроникой. Как сам автор определил жанр своего повествования?   семейная хроника  мемуары  записки  исторический роман Вопрос № 8В художественном произведении важную роль играет герой­рассказчик, в судьбе которого находят  отражение проблемы, противоречия и поиски, свойственные людям той эпохи. Кто является  рассказчиком в романе "Капитанская дочка"?   автор  Петр Гринёв  Савельич  Маша Миронова Вопрос № 9   А. С. Пушкин долго искал образ Петра Гринёва, отказываясь от первоначальных замыслов:  пугачёвец Шванвич, пленник Пугачёва Башарин, безликие Валуев и Буланин. В образе Гринёва  автор подчёркивает особую морально­нравственную позицию героя. Что является основой  нравственной позиции Петра Гринёва?   патриотизм  слово чести  постоянство чувств  активность

Посмотрите также