Русская литература 8 класс В. Гоголь. «Ревизор». Развитие традиций комедии XIX века.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: .В. Гоголь. «Ревизор». Развитие традиций комедии XIX века. Страх перед «ревизором» как основа комедийного действия. Значение авторских ремарок. Цель занятия: . формирование целостного представления о силе сатирического слова Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» Задачи: 1. обучающие:раскрыть приёмы создания драматических персонажей;рассмотреть речевую характеристику героев;выявить несоответствия в сценах комедии при создании комических ситуаций; 2. развивающие: создать условия для развития речи учащихся, логического мышления, творческих способностей; развивать умение сравнивать, делать выводы, аргументировать ответ и доказывать свою точку зрения; 3. воспитательные: прививать уважение и внимательное отношение к произведениям русских классиков; создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся; воспитывать толерантное отношение к ответам одноклассников; 4 мотивационные: формировать у детей интерес к глубокому, осмысленному чтению;
Иконка файла материала 50 урок.docx
50 урок  Тема урока: .В. Гоголь. «Ревизор». Развитие традиций комедии XIX века. Страх перед «ревизором»  как основа комедийного действия. Значение авторских ремарок. Цель занятия: . формирование целостного представления о силе сатирического слова Н.В. Гоголя  в комедии «Ревизор»  Задачи: 1. обучающие: раскрыть приёмы создания драматических персонажей; рассмотреть речевую характеристику героев; выявить несоответствия в сценах комедии при создании комических ситуаций;     2.  развивающие: создать условия  для развития речи учащихся, логического мышления, творческих  способностей; развивать   умение  сравнивать,   делать   выводы,  аргументировать   ответ   и   доказывать   свою точку зрения; 3. воспитательные:   прививать уважение и внимательное отношение к произведениям русских классиков;  создать условия для духовно­нравственного воспитания учащихся;  воспитывать толерантное отношение к ответам одноклассников; 4 мотивационные:  формировать у детей интерес к глубокому, осмысленному чтению; Время 2 минуты Действия учителя 1) Организационный  момент. Проверка  домашнего задания: ­На дом вам было задано  изучить систему образов  комедии и прочитать 1  действие комедии по  учебнику. Предлагаю вам  выполнить задания, где вы  должны соотнести  персонажей с данными им  характеристиками.  После выполнения задания  спрашивает учащихся о  выборе ответов и объявляет  правильные ответы. 1  минута 2  минуты Какая фамилия полностью  «разоблачает» своего  хозяина? Назовите на  какие группы можно  разделить персонажей  комедии? Какие  отношения складываются  между этими группами  героев и внутри них? Действия учеников Комментарии Выполняют на листах задание – в таблице соединить стрелками  имена персонажей с данной им  характеристикой. Выполняют   проверку   при объявлении правильных ответов. Обращают внимание на  «говорящие» фамилии  персонажей. Называют группы  персонажей комедии. Разъясняют понятия, указанные  учителем, затем сравнивают с  объяснением из словаря  Ляпкин­Тяпкин ­ чиновники ­помещики, купцы ­полицейские­обитатели 1) Подведение к теме урока. ­Чтобы лучше понять  авторское отношение к  героям пьесы, обратимся к  толкованию некоторых  понятий из словаря Ожегова  “Словарь русского языка”.  Значит, что было главным  для Гоголя? (разоблачить  пороки чиновничества) Ожегова. Раскрывают значение  понятий: Порок –  предосудительный  недостаток, позорящее  свойство). Чиновник – (государственный  служащий, имеющий чин,  служебное звание). Разоблачать – (открыть,  обнаружить.). Давайте сформулируем тему  сегодняшнего урока. ­Да, правильно, сам Гоголь  сказал об этом следующее:  (читает высказывание).  ­Запишите тему урока в  тетрадях. ­Какие антонимы  встретились вам в этом  высказывании? Значит, что  было главным для Гоголя в  создании пьесы? 2)Работа над  иллюстрациями Найдите и внимательно  рассмотрите иллюстрацию к  1 явлению. Какие эмоции и  чувства читаются на лицах  персонажей? Рассмотрите отдельные  иллюстрации, угадайте, кто  изображён на рисунке? Что  можете сказать о персонаже? 3) Метод  «Финк­райт­ раунд­робин» ­Прочитайте высказывание о  комедии современного  литературоведа Юрия Манна: «Ревизор» – это целое море  страха». О каком страхе идёт речь? Как вы понимаете это  высказывание? Подтвердите  примерами из прочитанной  Формулируют тему урока­  «Разоблачение пороков  чиновничества».  записывают тему урока в  тетрадях. Называют антонимы  несправедливость­ справедливость. Ученики смотрят иллюстраци и  высказывают свои мнения по их  содержанию. Проводится обучающая  структура «Финк­райт­раунд­ робин», в ходе которой ученики  обдумывают ответ на вопрос ,  записывают и по очереди  обсуждают свои ответы в  команде. Заслушиваются ответы учеников. Анализируют речь Городничего,  добавляя примеры из текста. ­ это речь разговорного стиля,  3  минуты 2  минуты10  минут части. 4) Речевая характеристика  героев 1 действия комедии. ­Какие распоряжения даёт  подчинённым Городничий?  Какая интонация звучит в его речи?       Найдите и вычитайте  реплики Земляники и  Ляпкина­Тяпкина,  показывающие, как они хотят перед ним выслужиться.  Назовите этот порок одним  словом. ­Кто из персонажей открыто  признаётся, что берёт взятки? Как называется этот порок?  ­Найдите несоответствующее занимаемой должности  высказывание  смотрителя  училищ. насыщенная просторечными,  грубыми словами; ­ это речь начальника, не  привыкшего считаться с  подчинёнными и стесняться в  выражениях; ­ это речь малообразованного,  грубого человека,  злоупотребляющего властью. Привык распоряжаться,  указывать, делать замечания,  ругать. тон разговора в основном  грубый, повелительный,  властный.  Работают с текстом  произведения, читают реплики  персонажей. Ответ ­ судья Ляпкин­Тяпкин.  Зачитывается отрывок текста с  признанием. Находят и зачитывают слова  Хлопова­стр.273 10  минут ­Найдите и прочитайте слова  почтмейстера, показывающее  его нравственный порок? ­Какие предложения по цели  высказывания используются в речи Городничего, когда он  рассказывает о беспорядках в городе, произошедших за 2  недели присутствия мнимого  ревизора? Прочитайте их. ­Прочитайте слова Ляпкина­ Тяпкина о его отношении к  своей службе.  ­ Какие глаголы часто  используются в речи  Городничего в 4­5 явлении  первого действия? 10  минут 3  Зачитывают отрывок на стр. 274  учебника литературы. Отвечают,что речь Городничего  изобилует восклицательными  предложениями, так как он очень взволнован и боится  разоблачения –  Учащиеся отвечают, что  Городничий отдаёт много  приказаний полицейским,  квартальному, частному  приставу, поэтому в его речи  много глаголов в повелительном  наклонении. Зачитывают  примеры. Работа с  иллюстрациями. Пороки  записывают в  тетради. инопочитание,  угодничество Взяточничествоминуты 2  минуты 5) Проведение  обучающей  структуры  «КОНЭРС». ­Ребята, как  вы думаете,  ревизоры нужны в жизни?  Давайте представим, что все  вы ревизоры, но наделены  какой­ то  сверхспособностью.  Выберите углы в зависимости от того. какой  сверхспособностью вы  хотели бы обладать. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ  ИНФОРМАЦИИ. 1) Рефлексия. Учитель   побуждает обучающихся   к   обобщению полученных   на   занятии знаний.   Раздаёт   листы   на   каждый стол   с   заданиями   пополнить текст пропущенными словами и выражениями так, чтобы   получился   текст, раскрывающий   содержание сегодняшнего урока. ­Ситуация комедии  «Ревизор» является  характерной только для  России времён Николая  Первого?    ( ­ К сожалению, нет.  Она встречается и сейчас. В этом и состоит  бессмертие комедии.) 2)   Сообщение   домашнего задания.  Написать небольшое сочинение на тему «Смех­единственное   честное лицо в комедии» Н.В.Гоголь Вывод: сами себя и разоблачают  перед читателем своей речью и  поведением. Ученики выбирают углы, в  которых прикреплены надписи с  видами сверхспособностей.  Затем находят пару в своём углу  и рассказывают друг другу в  течение отведённого времени о  том, зачем они выбрали этот  угол, как хотят использовать  выбранную сверхспособность,  проводя ревизии в уездном  городе Н. После этого выбирают  пару из другого угла и  обмениваются мнениями о том,  зачем выбрали тот или иной угол. Затем выслушиваются мнения  учеников. Выполняют задание на отдельных листах   ­   вставляют   в   текст пропущенные слова Знакомятся с домашним  заданием, планом его  выполнения.  Лживость, непорядочность Халатность Использование  служебного  положения учающая структура «КОНЭРС» творческая  деятельность  обучающихся. Cамооценивание,  беседа,  активизация  внимания,  импровизация. Рефлексия

Посмотрите также