Тема урока: .В. Гоголь. «Ревизор». Развитие традиций комедии XIX века. Страх перед «ревизором» как основа комедийного действия. Значение авторских ремарок.
Цель занятия: . формирование целостного представления о силе сатирического слова Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор»
Задачи:
1. обучающие:раскрыть приёмы создания драматических персонажей;рассмотреть речевую характеристику героев;выявить несоответствия в сценах комедии при создании комических ситуаций;
2. развивающие: создать условия для развития речи учащихся, логического мышления, творческих способностей; развивать умение сравнивать, делать выводы, аргументировать ответ и доказывать свою точку зрения;
3. воспитательные: прививать уважение и внимательное отношение к произведениям русских классиков; создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся; воспитывать толерантное отношение к ответам одноклассников;
4 мотивационные: формировать у детей интерес к глубокому, осмысленному чтению;
50 урок
Тема урока: .В. Гоголь. «Ревизор». Развитие традиций комедии XIX века. Страх перед «ревизором»
как основа комедийного действия. Значение авторских ремарок.
Цель занятия: . формирование целостного представления о силе сатирического слова Н.В. Гоголя
в комедии «Ревизор»
Задачи:
1. обучающие:
раскрыть приёмы создания драматических персонажей;
рассмотреть речевую характеристику героев;
выявить несоответствия в сценах комедии при создании комических ситуаций;
2. развивающие:
создать условия для развития речи учащихся, логического мышления, творческих
способностей;
развивать умение сравнивать, делать выводы, аргументировать ответ и доказывать свою
точку зрения;
3. воспитательные:
прививать уважение и внимательное отношение к произведениям русских классиков;
создать условия для духовнонравственного воспитания учащихся;
воспитывать толерантное отношение к ответам одноклассников;
4 мотивационные:
формировать у детей интерес к глубокому, осмысленному чтению;
Время
2
минуты
Действия учителя
1) Организационный
момент. Проверка
домашнего задания:
На дом вам было задано
изучить систему образов
комедии и прочитать 1
действие комедии по
учебнику. Предлагаю вам
выполнить задания, где вы
должны соотнести
персонажей с данными им
характеристиками.
После выполнения задания
спрашивает учащихся о
выборе ответов и объявляет
правильные ответы.
1
минута
2
минуты
Какая фамилия полностью
«разоблачает» своего
хозяина? Назовите на
какие группы можно
разделить персонажей
комедии? Какие
отношения складываются
между этими группами
героев и внутри них?
Действия учеников
Комментарии
Выполняют на листах задание – в
таблице соединить стрелками
имена персонажей с данной им
характеристикой.
Выполняют проверку при
объявлении правильных ответов.
Обращают внимание на
«говорящие» фамилии
персонажей. Называют группы
персонажей комедии.
Разъясняют понятия, указанные
учителем, затем сравнивают с
объяснением из словаря
ЛяпкинТяпкин
чиновники
помещики, купцы
полицейскиеобитатели
1) Подведение к теме урока.
Чтобы лучше понять
авторское отношение к
героям пьесы, обратимся к
толкованию некоторых
понятий из словаря Ожегова
“Словарь русского языка”.
Значит, что было главным
для Гоголя? (разоблачить
пороки чиновничества)
Ожегова. Раскрывают значение
понятий:
Порок – предосудительный
недостаток, позорящее
свойство).
Чиновник – (государственный
служащий, имеющий чин,
служебное звание).
Разоблачать – (открыть,
обнаружить.).
Давайте сформулируем тему
сегодняшнего урока.
Да, правильно, сам Гоголь
сказал об этом следующее:
(читает высказывание).
Запишите тему урока в
тетрадях.
Какие антонимы
встретились вам в этом
высказывании? Значит, что
было главным для Гоголя в
создании пьесы?
2)Работа над
иллюстрациями
Найдите и внимательно
рассмотрите иллюстрацию к
1 явлению. Какие эмоции и
чувства читаются на лицах
персонажей?
Рассмотрите отдельные
иллюстрации, угадайте, кто
изображён на рисунке? Что
можете сказать о персонаже?
3) Метод «Финкрайт
раундробин»
Прочитайте высказывание о
комедии современного
литературоведа Юрия Манна:
«Ревизор» – это целое море
страха». О каком страхе идёт
речь? Как вы понимаете это
высказывание? Подтвердите
примерами из прочитанной
Формулируют тему урока
«Разоблачение пороков
чиновничества».
записывают тему урока в
тетрадях. Называют антонимы
несправедливость
справедливость.
Ученики смотрят иллюстраци и
высказывают свои мнения по их
содержанию.
Проводится обучающая
структура «Финкрайтраунд
робин», в ходе которой ученики
обдумывают ответ на вопрос ,
записывают и по очереди
обсуждают свои ответы в
команде.
Заслушиваются ответы учеников.
Анализируют речь Городничего,
добавляя примеры из текста.
это речь разговорного стиля,
3
минуты
2
минуты10
минут
части.
4) Речевая характеристика
героев 1 действия комедии.
Какие распоряжения даёт
подчинённым Городничий?
Какая интонация звучит в его
речи?
Найдите и вычитайте
реплики Земляники и
ЛяпкинаТяпкина,
показывающие, как они хотят
перед ним выслужиться.
Назовите этот порок одним
словом.
Кто из персонажей открыто
признаётся, что берёт взятки?
Как называется этот порок?
Найдите несоответствующее
занимаемой должности
высказывание смотрителя
училищ.
насыщенная просторечными,
грубыми словами;
это речь начальника, не
привыкшего считаться с
подчинёнными и стесняться в
выражениях;
это речь малообразованного,
грубого человека,
злоупотребляющего властью.
Привык распоряжаться,
указывать, делать замечания,
ругать. тон разговора в основном
грубый, повелительный,
властный.
Работают с текстом
произведения, читают реплики
персонажей.
Ответ судья ЛяпкинТяпкин.
Зачитывается отрывок текста с
признанием.
Находят и зачитывают слова
Хлоповастр.273
10
минут
Найдите и прочитайте слова
почтмейстера, показывающее
его нравственный порок?
Какие предложения по цели
высказывания используются в
речи Городничего, когда он
рассказывает о беспорядках в
городе, произошедших за 2
недели присутствия мнимого
ревизора? Прочитайте их.
Прочитайте слова Ляпкина
Тяпкина о его отношении к
своей службе.
Какие глаголы часто
используются в речи
Городничего в 45 явлении
первого действия?
10
минут
3
Зачитывают отрывок на стр. 274
учебника литературы.
Отвечают,что речь Городничего
изобилует восклицательными
предложениями, так как он очень
взволнован и боится
разоблачения –
Учащиеся отвечают, что
Городничий отдаёт много
приказаний полицейским,
квартальному, частному
приставу, поэтому в его речи
много глаголов в повелительном
наклонении. Зачитывают
примеры.
Работа с
иллюстрациями.
Пороки
записывают в
тетради.
инопочитание,
угодничество
Взяточничествоминуты
2
минуты
5) Проведение обучающей
структуры «КОНЭРС».
Ребята, как вы думаете,
ревизоры нужны в жизни?
Давайте представим, что все
вы ревизоры, но наделены
какой то
сверхспособностью.
Выберите углы в зависимости
от того. какой
сверхспособностью вы
хотели бы обладать.
ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ.
1) Рефлексия.
Учитель
побуждает
обучающихся к обобщению
полученных на
занятии
знаний.
Раздаёт листы на каждый
стол с заданиями пополнить
текст
пропущенными
словами и выражениями так,
чтобы получился текст,
раскрывающий содержание
сегодняшнего урока.
Ситуация комедии
«Ревизор» является
характерной только для
России времён Николая
Первого?
( К сожалению, нет.
Она встречается и сейчас.
В этом и состоит
бессмертие комедии.)
2) Сообщение домашнего
задания.
Написать
небольшое сочинение на тему
«Смехединственное честное
лицо в комедии» Н.В.Гоголь
Вывод: сами себя и разоблачают
перед читателем своей речью и
поведением.
Ученики выбирают углы, в
которых прикреплены надписи с
видами сверхспособностей.
Затем находят пару в своём углу
и рассказывают друг другу в
течение отведённого времени о
том, зачем они выбрали этот
угол, как хотят использовать
выбранную сверхспособность,
проводя ревизии в уездном
городе Н. После этого выбирают
пару из другого угла и
обмениваются мнениями о том,
зачем выбрали тот или иной угол.
Затем выслушиваются мнения
учеников.
Выполняют задание на отдельных
листах вставляют в текст
пропущенные слова
Знакомятся с домашним
заданием, планом его
выполнения.
Лживость,
непорядочность
Халатность
Использование
служебного
положения
учающая структура
«КОНЭРС»
творческая
деятельность
обучающихся.
Cамооценивание,
беседа,
активизация
внимания,
импровизация.
Рефлексия