Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."
Оценка 4.9

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
17.03.2018
Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."
Тема урока: XVIII век – начало новой русской литературы. Отличие литературы XVIII в. от древнерусской. XVIII в. – век Просвещения. Классицизм в русской литературе. Цель: ЗНАТЬ отличительные черты классицизма как литературного направления; иметь представление о реформа стихосложения и теории трех штилей; УМЕТЬ называть особенности классицизма, свободно выражать свое мнение; ПОНИМАТЬ взаимосвязь между литературой и историчесскими процессами, происходящими в России 18 века.
15 урок.docx
15 урок  Тема урока: XVIII век – начало новой русской литературы. Отличие литературы XVIII в. от  древнерусской. XVIII в. – век Просвещения. Классицизм в русской литературе. Цель: ЗНАТЬ отличительные черты классицизма как литературного направления; иметь представление о  реформа стихосложения и теории трех штилей; УМЕТЬ называть особенности классицизма, свободно выражать свое мнение; ПОНИМАТЬ взаимосвязь между литературой и историчесскими процессами, происходящими в  России 18 века. Методы обучения: Словесные: беседа, консультация; Наглядные: схема; Практические:  творческие задания, игры, самостоятельная работа, работа с учебником.  Проблемно­поисковые:  эвристический.  Активные методы: работа в паре, «Ассоциативный ряд». 1.         Оргмомент. Позитивный настрой.  2.         Вызов. 1) Ассоциативный ряд. Целеполагание. Ход урока: На доске написано слово "класс". Придумайте и запишите слова с этим корнем. (В тетрадях учеников появляется запись: класс, классный , классик, классический и может быть  классицизм).                                                                С какими словами, понятиями ассоциируется у вас ряд этих слов?  (Слова "класс" и "классный" ассоциируются с понятием "школа"; слово"классический" ­ со словами "эталон" , "образец", "пример для подражания"). Каких поэтов и писателей мы считаем классиками? Действительно, классиками мы считаем тех поэтов, писателей чьи произведения выдержали  проверку временем, произведения, прошедшие эту проверку ­ классическими. Приведите примеры произведений, которые, на ваш взгляд, являются классическими, а их авторы  ­классиками?  (Повесть "Капитанская дочка" А.С. Пушкина; поэма "Мцыри" М.Ю. Лермонтова; и другие). Верно. Среди однокоренных слов, записанных вами есть и слово классицизм. Можете ли вы объяснить  лексическое значение этого слова? (Как­то связанный с классикой). Объявляю тему урока. Цели урока (для учащихся):  Узнать отличительные черты классицизма как литературного направления;  Узнать о реформе стихосложения и теории трех штилей. На сегодняшнем уроке мы должны понять, какое направление в литературе называется классицизм. (Ученики записывают в тетрадях тему урока). 3. Осмысление. Реализация. 1) Рассказ учителя об античных корнях классицизма. Напомню, что слова с корнем "класс"ассоциируются у нас с понятиями "школа", "эталон", поэтому, как вы думаете, что могли брать за пример для подражания поэты и писателя классицисты. (искусство предыдущих эпох) Действительно, они обращались как к образцу, эталону к античному искусству. Античное искусство развивалось на протяжении нескольких веков до нашей эры и нескольких  столетий нашей эры. По окончании эпохи античности мировое искусство пережило эпохи "Средневековья"  и"Возрождения или Ренессанс". И вот в 17 веке во Франции зарождается новое направление в  искусстве ­ классицизм. В это время в стране царствовал Людовик XIV, именно ему принадлежит выражение: "Государство  ­ это я". Король был богом на земле и литература должна была приобрести характер, который  соответствовал бы этой политической идеологии. В ней все должно было быть возвышено по  содержанию и строгим по форме. Считалось, что лучшие образцы такой литературе и искусства  были созданы в Древней Греции и Риме. Поэтому произведения греческих и римских авторов были признаны образцовыми, классическими  (отсюда название "классицизм") и взяты как образец, пример для подражания. Таким образом, основное свойство классицизма ­ обращенность к образам и формам  античного искусства как классическим и идеальным образцам. (Запись в тетради данного вывода) 2) Сравнение произведений искусства разных эпох: эпохи классицизма и античного  времени. Но со времен античного искусства прошло много веков и произведения "классицистов" конечно же  отличались от произведений эпохи античности.  Сравним два произведения: картину Д.Г. Левицкого"Законодательница в храме правосудия" и  изображение античной статуи Венеры Милосской. В чем их сходство и в чем различие? (Сходство в том, что и в первом и во втором случае изображены незаурядные личности: русская  императрица Екатерина II и римская богиня любви Венера. Различия же в том, что в изображении Венеры чувствуется свобода, любование красотой  обнаженного человеческого тела, во втором портрете подчеркнута принадлежность к высшему  сословию, важность человека, несущего бремя государственной власти). Сравним также два произведения архитектуры: греческий Храм Парфенон и дом Пашкова,  построенный по проекту русского скульптора Баженова. Что общего между этими зданиями, построенными в разные эпохи. (Строгость линий, симметричность, колонны). На этих примерах мы убедились, что беря за основу античное искусство,  "классицисты"разрабатывали свои правила. В литературе такие правила впервые были разработаны французским поэтом­теоретиком Никола  Буало. Именно он, тщательно изучив произведения античности, вывел сложную систему правил и  приемов, обязательных для произведений классицизма. Такими чертами стали:     культ разума; строгая сюжетно­композиционная организация, схематизм; человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные  герои противопоставляются; активное обращение к общественной и гражданской проблематике; интерес к русской истории; возвышенность поэтической речи; в драматургии ­ соблюдение трех единств, а именно:     а) времени (действие происходит в течение суток); б) места (действие происходит в одном месте); в) действия (сюжет должен был развиваться строго последовательно, без всяких отступлений и  побочных линий). В России классицизм развивается позднее, в 18 веке. Этот век получил название "Эпоха  просвещения". Екатерина II царствовавшая в это время вела переписку с великими французскими писателями:  Вальтером, Дидро, Руссо. В годы его царствования, век просвещенной монархии, в России развивается литература. Кого из поэтов этого времени вы знаете? (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). 3) Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Парная работа ­ заполнение схемы после чтения  текста. Штиль (стиль) лексика жанры тематика герои Примеры  произведений высокий древнерусские и  старославянские  слова трагедия, эпопея, ода общественная жизнь,  история  герои, полководцы,  монархи Ода Г.Р. Державина  "Фелица" низкий разговорные и  просторечные слова и  выражения комедия , сатира,  басня повседневная жизнь  простые люди комедия  Д.И.Фонвизина  "Недоросль" (М.В. Ломоносов выделил три стиля (штиля): высокий; средний;  низкий. Каждому стилю соответствовала своя лексика. Высокому ­ высокая, где активно употреблялись  древнерусские и старославянские слова; низкому ­ низкая, с возможным употреблением  разговорных и просторечных слов и выражений. Определенному типу лексике соответствует определенные жанры. К высоким жанрам относились: трагедия, эпопея, ода;  к низким ­ комедия , сатира, басня.) В произведениях высоких жанров осваивается общественная жизнь , история, действуют герои,  полководцы, монархи; в низких ­ повседневная жизнь простых людей. Смешение высокого и низкого не допускается. Ода ­ торжественное стихотворение. Самыми известными сочинителями од стали Г.Р. Державин  ("Фелица"), М.В.Ломоносов. К низким жанрам классицизма относятся комедии.  Драматургом, создавшим комедию в духе классицизма был Д.И. Фонвизин ("Недоросль") 5) Реформа стихосложения. Составление устного ответа по схеме. Тоническая система стихосложения характерна для былинного стиха, исполняющегося  речитативом.  Единица ритма – ударение, в каждой строке равное число ударений. То неохотою никто да не похаживал И на добром коне никто да не проезживал, Туда серый зверь да не порыскивал, Птица чёрный ворон не пролётывал. Силлабическая система основывается на равном числе слогов в каждой строке, единица ритма –  слог. Основатель – Симеон Полоцкий (1629­1680гг.) Окна, яко звёзд лик в небе сияет, Другая слюдва, что сребро блистает, Множество жилищ градови равнится, Вся же прекрасна, ­ кто не удивится! С первых шагов развития силлабического стиха в русской поэзии слоговой стих испытывал влияние народной песни, в которой была сильной позиция ударения (тоника). Поэтому силлабический стих  стал тонизироваться. Стих стал более музыкальным, появились необходимость ударения, учет его  места в стихе. Такое состояние стиха подготовило почву для преобразований, введенных  Тредиаковским и Ломоносовым. Силлабо­тоническая система сформировала стих, сделав его ясным, четким, напевным,  организованным: ударения и слоги, междударные интервалы обрели свое место. Это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в  определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной ­ случай берегут; М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747) А.М.Сумароков закончил эту реформу, имевшую исключительное значение для дальнейшего  развития поэзии. Проанализируем знаменитые строки Пушкина У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом А.С. Пушкин. Руслан и Людмила 4.         Рефлексия. 1) Мини­Рефлексия. Проверь себя: ­ Кому принадлежит фраза "Государство ­ это я"? ­ В какой стране зародился "классицизм"? ­ В каком веке зародился "классицизм"? ­ Какое определение соответствует 18 веку в России? ­ С кем из французских писателей дружила и переписывалась Екатерина II? ­ Назовите имена русских поэтов эпохи классицизма? ­ Какой была система стихосложения до 18 века? ­ Кто изменил систему стихосложения?  ­ В чем суть реформы? 2) Рефлексия ­ Что вы делали на уроке? ­ Как вы это делали? ­ Зачем вы это делали? Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."

Русская литература 8 класс "XVIII век – начало новой русской литературы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018