Русская литература 8 класс Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема : Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии. Цель: Проанализировать особенности жанра , систему образов, художественных приемов в комедии Мольера. Задачи: 1.Обобщить знания о классицизме; 2. углубить представления об особенностях классической драмы ; 3. развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения, 4. обучать навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;
Иконка файла материала Урок 27.docx
Урок 27 Тема :  Ж.­Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».  «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии. Цель: Проанализировать особенности жанра , систему образов, художественных приемов в комедии Мольера.  Задачи: 1.Обобщить знания о классицизме;  2. углубить представления об особенностях классической драмы ; 3. развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения, 4. обучать навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения; Ход урока № Этап урока Организационн ый момент 1 2 мин Деятельность учителя . Организационный момент. Приветствует  учеников, проверяет готовность к уроку,  желает  успеха. Для создания психологической  атмосферы проводит игру «Мне в тебе  нравится»  I Проверка пройденной темы. С помощью  метода «Толстые и тонкие вопросы» проверяет пройденную тему. Деятельность обучающихся Готовность к уроку Ученики отвечают на вопросы  учителя.2 Исходная  мотивация. Иллюстрация «Французский двор 17 века»,  музыка.  ­Сегодня мы перенесемся во Францию 17 века.  Звучит изысканная музыка. Дамы танцуют с  кавалерами. Кавалеры обаятельны, дамы  прекрасны. Ведутся приятные беседы. Над  всем царит дух галантности.   17 век в истории назывался «галантным  веком». ­ Как вы думаете, что обозначает слово  «галантный»?    Ответы:  Сообщение ученика:  Галантный ­ изысканно­ вежливый, любезный,  первоначально это относилось  только к мужчинам. Чуть позже  «галантным» признавался  человек, чьи манеры, речь и  костюм были безукоризненны,  чьи познания говорили об  интересе к наукам  и  искусствам. 3. Изучение  нового  материала ­ Сегодня мы поговорим о человеке, который   смело  выставлял на  показ в своем театре  лживые и притворные чувства людей,  принимавших галантный облик. Он  показывал,  как сословная спесь заставляет людей  отказываться от естественного поведения и  превращает их в глупых, безжизненных кукол,  высмеивал фальшивых людей, и смело называл  их балванами. ­ О ком пойдет речь? ­ Дома вы изучили статью учебника о Мольере  и подготовили вопросы для своих  одноклассников. Давайте узнаем, какие  вопросы показались для вас наиболее  интересными в биографии Мольера. О Ж.Б.Мольере.Далее проходит беседа по вопросам, которые  составили сами обучающиеся о биографии  Мольера. 1. «В какой семье родился Мольер? 2. «Почему Мольер отказался от карьеры  юриста? 3. «Почему актеры труппы Мольера были  нищими? 4. «Где выступала труппа Мольера во время  скитаний по Франции?» 5.«Почему Мольера похоронили за  кладбищем?» ­Хочу добавить, что постепенно театр  Мольера приобрел известность в высших  кругах и когда королю Людовику сообщили,  что Мольер скончался, он снял шляпу и  ответил : Мольер бессмертен». ­ Чтобы ответить на вопрос почему же  Мольер бессмертен , вслушайтесь в слова  Ж.Б.Мольера: «Поскольку назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий  я не могу делать ничего более достойного,  чем бичевать пороки моего века...» ­ Какие пороки человечества вы знаете? Отвечают на вопросы своих  одноклассников Обучающиеся читают про  себя , затем Вика озвучивает  слова Мольера. Ответы: 1.Жадность – неудержимая  жажда копить. 2. Равнодушие ­ отсутствие  способности сопереживать,  3. Лицемерие –неискренность 4. Зависть  5. Жестокость –причинять  живым существам  6. Злоба­ недоброжелательность 7. Хитрость –притворство 8. Эгоизм ­ завышение  значимости собственной  персоны.  9. Наглость – проявление  неуважения, презрения к  собеседнику,Самостоятельная работа по  статье учебника «Ж.Б.Мольер», стр. 254 Ответ: тщеславие,  пренебрежение к своему  происхождению, к традициям  своего класса. Тщесл виеаа  ­ стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства,  желание слышать от других людей лесть. Запись темы урока в тетрадь Работа в группах: Задача: Раскрыть пороки  героев, доказать свою точку  зрения примерами из текста. 1 группа: г­н Журден Тщеславие:  Д.1,Я.2 – об одежде Д.3.,Я.3.­ Журден стыдится, что жена не образованная 2 группа: учитель музыки Лицемерие: Д.1,Я.1­ учитель музыки об  искусстве и деньгах.  3 группа: граф Дорант Лицемерие:  –Дорант о костюме Журдена. Д.5, Я.2­Дорант говорит  Доримене  о г. Журдене Защита своих работ. ­ Какие пороки своего века бичевал, то есть  придавал осуждению Ж.Б.Мольер? Снова  вернемся к статье учебника. ­ Сегодня мы поговорим о бессмертной  комедии «Мещанин во дворянстве». Наша  задача рассмотреть комедии с нравственной  точки зрения и проанализировать ее как  комедию эпохи классицизма. Первый этап анализа текста комедии. ­ Начнем со слов великого российского поэта А.Пушкина. ­ А.С.Пушкин утверждал, что у Мольера  герои ­ это только "типичные герои  такого­ то порока".   –Чтобы понять слова Пушкина, вы должны  выполнить самостоятельную работу. Ваша  задача раскрыть пороки героев, доказать свою  точку зрения примерами из текста. Вопросы учителя к выступающим: 1 группа: ­Как г.Журден пытался стать галантным  дворянином? (учился, одевался изыскано) 2 группа: ­ Почему профессия учитель музыки считалась  галантной?  (музыка­это утонченное  искусство). 3 группа: Можно ли назвать наших героев  галантными людьми? (нет –снаружи они  галантные, утонченные  а изнутри у них естьпороки). Физминутка Б. Второй этап нашей работы – рассмотреть  комедию Мольера как произведение,  подчиненное классическому направлению в  литературе. 17 век в литературе и искусстве  назывался веком классицизма? Что заключено в понятии «классицизм»?    В основе классицизма лежат идеи  рационализма (разумного).  Художественное произведение, с  точки зрения классицизма, должно строиться на  основании строгих канонов.     В каждом явлении классицизм  стремится  распознать только существенные, типологические черты.  Эстетика классицизма придаёт огромное значение  общественно воспитательной функции искусства.     Классицизм устанавливает строгую  иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия,  эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня),смешивание которых  не допускается.  ­ Какие требования (каноны) выдвигались к  построению драматических произведений в  эпоху классицизма? ­Докажите, что комедия Ж.Б.Мольера,  построена в соответствии с требования ми  классицизма. Запись в тетрадь основных  понятий классицизма  1.  В основе классицизма лежат  идеи рационализма (разумного). 2. Художественное  произведение, с точки зрения классицизма, должно  строиться на основании строгих канонов. 2.Эстетика классицизма придаёт огромное  значение общественно  воспитательной функции  искусства.    Ответы: 1.Три единства: ­места  ­времени ­действия 2. Разделение героев на  положительных и  отрицательных 3.Герой подвержен одной  страсти Запись в тетрадь  Работа в группах: Задача: найти доказательства  в тексте. 1 группа: Единство времени  ,единство места, единство  действия­ Все ситуации   оказываются связанными с  журденовскими попытками  выйти в дворяне . 2 группа: Положительные и  отрицательные герои.­ Есть еще одно требование к классическому  произведению: разум побеждает глупость и  спесь. Придерживался ли Мольер этого  требования? ­Сценическая жизнь комедии   О комедии «Мещанин во дворянстве» можно  говорить бесконечно, проблемы, которые  поднимает Мольер очень актуальны. Но к  сожалению урок подходит к концу. Подведем  итоги. 4 Итог урока 5. Рефлексия 6. Домашнее  задание 3 группа: Герой подвержен  одной страсти. Журден – стать дворянином; Дорант­ страсть наживы. Защита ответов. Ответ: Да, придерживался.  Г.Журден был осмеян,  выставлен глупцом в розыгрыше Клеонта. Прием «Незаконченных  предложений» 1. 1. Комедия Ж.Б.Мольера­это  комедия нравов, потому что… 2. 2.Ж.Б.Мольер соблюдал  требования к классической  комедии … «Оцени себя» Обучающимся выдается  индивидуальная карточка, в  которой они подчеркивают  фразы, характеризующий их  работу 1. Урок для меня был.. Интересен Скучен Безразличен 2. На уроке я.. Активно работал(а)  Отдыхал(а) Помогал (а) другим 3. В итоге урока я… Все понял(а) Узнал (а) много нового Ничего не понял(а) Индивидуальные  дифференцированные  задания:      Найти в тексе способы  создания комического. 1.Сережа, Кирилл – комический внешний облик героев;  2.Илья, Леня, Саша –  комическая речь героев; 3.Вика, Ксения – комические  ситуации.­ Актеры театра выходят к вам на поклон. А вы по традиции должны проводить их  аплодисментами, в знак благодарности их игры, в знак таланта автора Мольера Заканчивается урок  аплодисментами

Посмотрите также