Русская литература 9 класс Г. Чернышевский. «Что делать?»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Г. Чернышевский. «Что делать?» Цель урока: познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?», рассказать о прототипах героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на изображении писателем «старого мира».
Иконка файла материала 58.docx
Дата:                                                                                             Класс: 9   урок 58 Тема:  .Г. Чернышевский. «Что делать?» Цель урока: познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?», рассказать о прототипах  героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем  притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на  русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на  изображении писателем «старого мира». Наглядности Разноуровневые карточки Учебник Деятельность обучающихся Ученики делятся на  группы.  Осмысливают  поставленную цель. Демонстрируют  свои знания, умения  по домашней работе. Работая в группах,  ученики  самостоятельно  изучают новый  материал. 3 мин. 10 мин. 20 мин. Деятельность учителя I. Организационный момент. Приветствует учеников.  Для создания психологической атмосферы проводит  игру «Путаница». II. Проверка пройденного материала.  По методу  «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения  материала. По методу «Кубизм» осуществляет  усвоение нового материала. Контролирует выполнение  записей учащимися.  Самый известный роман  Чернышевского «Что делать?»  был написан в одиночной  камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за  кратчайшие сроки: начат 14  декабря 1862 года и завершен 4  апреля 1863 года. Рукопись  романа  прошла двойную  цензуру. В первую очередь с  произведением Чернышевского  познакомились члены следственной комиссии, а затем  цензор «Современника». Сказать, что цензура  полностью «просмотрела» роман, не совсем верно.  Цензор О. А. Пржецлавский прямо указывал на то, что  «это произведение… оказалось апологией образа  мыслей и действий той категории современного  молодого поколения, которую разумеют под названием  «нигилистов и материалистов» и которые сами себя  называют «новыми людьми» [10. С. 121]. Другой цензор  В. Н. Бекетов, видя на рукописи печать комиссии,  «проникся трепетом» и пропустил, не читая, за что и  был уволен. Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях»  (таково полное название произведения Чернышевского)  вызвал  неоднозначную реакцию читателей. Передовая  молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?».  Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романана молодежь: «Молодые люди толпою пошли за  Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки  заразились примером Веры Павловны… Меньшинство  нашли себе идеал… в Рахметове». Враги  Чернышевского, видя небывалый успех романа,  требовали жестокой расправы с автором. Задание   для группы Назвать ведущих персонажей, передать содержание  запомнившихся эпизодов. 2. Каким изображает Чернышевский старый мир? 3. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги  на образование дочери? Оправдались ли ее ожидания? 4. Что позволяет Верочке Розальской освободиться от  гнетущего влияния семьи и стать «новым человеком»? 5. Что нового внес автор в изображение «старого  мира»? IV.Итог урока. Организует систематизацию и  обобщение совместных достижений. Организует  индивидуальную работу по личным достижениям.  Проводит рефлексию. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что было трудным для вас? ­ Что вам больше понравилось? 10 мин.  2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Фишки Стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:_____________________________________________________________________ Положительные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________

Посмотрите также