Тема: И.А. Гончаров. «Обломов» (главы). Личность писателя»
Цель урока: образовательная: познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать место романа «Обломов» в его творчестве;проанализировать эпизод в контексте романа, показать идейные особенности и художественные открытия писателя в рамках традиций русской классической литературы;
развивающая: формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков (анализ, сравнение, систематизация, обобщение), формулирование исследовательского вопрос а, нахождение художественных приемов в тексте; понимание значения приемов в раскрытии образа героя при анализе эпизода; подготовка учащихся к исследовательской деятельности;
Дата: Класс: 9 урок 60
Тема: И.А. Гончаров. «Обломов» (главы). Личность писателя»
Цель урока: образовательная: познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать место романа
«Обломов» в его творчестве;проанализировать эпизод в контексте романа, показать идейные особенности и
художественные открытия писателя в рамках традиций русской классической литературы;
развивающая: формирование и развитие учебноинтеллектуальных умений и навыков (анализ, сравнение,
систематизация, обобщение), формулирование исследовательского вопрос а, нахождение художественных
приемов в тексте; понимание значения приемов в раскрытии образа героя при анализе эпизода; подготовка
учащихся к исследовательской деятельности;
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для
создания психологической атмосферы проводит игру
«Путаница».
Наглядности
Мяч
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся
на группы.
Осмысливают
поставленную
цель.
Демонстрируют
свои знания,
умения по
домашней работе.
Работая в
группах, ученики
самостоятельно
изучают новый
материал.
10
мин.
20
мин.
II. Проверка пройденного материала.
По методу «Ромашка Блума»
осуществляет проверку домашней работы.
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По
методу «Поп корн» осуществляет усвоение нового
материала. Контролирует выполнение записей учащимися.
Родился в семье богатого симбирского
купца. Отец писателя, Александр
Иванович Гончаров, пользовался
почетом в городе: его много раз
выбирали городским головой. Он рано
умер, оставив семье крупное
состояние.
Каменный двухэтажный дом стоял на
Большой улице, “обстановка его была
барская: большой зал с люстрой,
нарядная гостиная с портретом хозяина
и неизбежная диванная; на двор окнами
кабинет хозяина, спальня хозяйки и большая, светлая
комната для детей”.Сам Иван Александрович запомнил, что
во дворе было множество построек: сараи, амбары, конюшни,
хлев, птичник, “дом был, что называется, полная
чаша”.Именно эти детские воспоминания во многом легли в
основу знаменитого “Сна Обломова”.
Мать, Авдотья Матвеевна, умная, жизнерадостная и
привлекательная женщина, любила детей, но была с ними
строга и взыскательна, не пропускала без наказания ни одной
шалости: “дранье ушей и стояние на коленях” было “весьма
распространенным средством смирять и обращать шалунов
на путь правый”.После смерти отца воспитание детей было доверено
отставному морскому офицеру Н.Н. Трегубову.
Его ум, живость характера привлекали к нему многих.
Будучи человеком просвещенным, либерально мыслящим ,он
сыграл важную роль в духовном развитии мальчика. “Добрый
моряк принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему
детскими сердцами”,– с большой теплотой вспоминало нем
И.А. Гончаров.
Индивидуальное задание. Для групп
В 1834 году будущий писатель закончил университет. “Я
свободный гражданин мира, передо мной открыты все пути, и
между ними первый путь – на родину, домой, к своим”.
(Автобиографические записки “На родине”.)
В Симбирске поступил на службу секретарем канцелярии
губернатора Загряжского. Очень живописно и не без иронии
описал Гончаров этот недолгий период жизни в очерке “На
родине”. “Где же новое, молодое, свежее? Где же новые
люди, нравы, дух?” – вопрошает он Трегубова. А тот в ответ
только показывает на собор, питейную контору и свежую
стерлядь в лавке. И уже тогда юноша начал понимать, что
застой Симбирска – это явление, характерное для всей
русской жизни.
Викторина/
1. Кому преподавал И.А. Гончаров литературу как домашний
учитель?
2. Какую книгу очерков написал Гончаров во время
кругосветного путешествия?
3. Назовите три романа Гончарова.
4. Назовите имя поэта, который является для Гончарова
несравненным учителем жизни, воспитателем благородных
человеческих чувств, любви к родине.
5. Кто из литераторов впервые употребил слово
“обломовщина”?
И.А. Гончаров.
Н.А. Добролюбов.
Д.И. Писарев.
В.Г. Белинский.
6. “Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась
вдруг!” – такой восторженный отзыв Гончаров дал
произведению:
“Герой нашего времени” М.Ю Лермонтова.
“Евгений Онегин” А.С. Пушкина.
“Мертвые души! Н.В. Гоголя.
“Горе от ума” А.С. Грибоедова.
7. Известно, что в кругосветное путешествие Гончаров
отправился на фрегате “Паллада”, а каким путем он
возвратился домой?
8. В каком произведении Белинский увидел “страшный удар
романтизму, мечтательности, сентиментальности”?
9. У каких литературных героев на столе лежит книга,которая у одного уже два года открыта на 14 странице, а у
другого страницы раскрытых книг покрылись пылью и
пожелтели”? Назовите произведения и их авторов.
IV.Итог урока. По методу «ИНСЕРТ» закрепляет урок.
Организует систематизацию и обобщение совместных
достижений. Организует индивидуальную работу по личным
достижениям. Проводит рефлексию.
Понравился ли вам урок?
Что было трудным для вас?
Что вам больше понравилось?
Оценивают работу
своих
одноклассников.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Таблица
«ИНСЕРТ»
Светофор
Стикеры
Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают
домашнюю работу
в дневниках.
10
мин.
2
мин.
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________