Дата: Класс: 9 урок 18 |
|||||
Тема: |
Н.В.Гоголь. Творческий путь. «Шинель» |
||||
Цель урока:
|
осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания; стремиться к постижению учащимися художественных приемов, которые помогают понять, открыть смысл произведения; учить воспринимать мир чувств и переживаний героев; побудить учащихся заглянуть в свой духовный мир; помочь учащимся понять Гоголя, а с его помощью нашу жизнь и самих себя.
|
||||
Ожидаемый результат |
научить школьников понимать свой мир, поступки посредством художественного произведения; постепенный переход от анализа к синтезу. |
||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Наглядности |
||
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». |
Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. |
Мяч
|
||
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. По методу «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы. 1 Групповые и индивидуальные задания (заранее раздать учащимся по группам) Задание 1- й группе «литературоведов»: перечитать текст повести. Подготовить мини- инсценирование эпизода «на приеме у генерала». Задание 2- й группе «литературоведов»: осмыслить роль «значительного лица» в повести; назвать приемы изображения персонажа. Кто же виноват в смерти Акакия Акакиевича? Задание 3-й группе «литературоведов»: подготовить ответы на вопросы: С какой целью в реальное повествование включается фантастика? Что означает действия призрака? Почему автор не отождествляет призрак с Акакием Акакиевичем, а пользуется слухами? Задание 4-й группе «художников»: нарисовать иллюстрации, выражающие впечатления и понимание героев. Индивидуальное задание: доклад «Традиции и новаторство в изображении гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин». План изучения темы. (запись на доске). Титульный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приемы изображения образа «маленького человека». Сообщение 1-й группы «Литературоведов». Сцена у генерала- идейная кульминация повести (Сообщение 1-й группы). «Значительное лицо» и его роль в повести. Приемы изображения персонажа. (Сообщение 2-й группы «литературоведов»). О заключительной- фантастической части произведения. (Сообщение 3-й группы «литературоведов». Выступление группы «художников»). Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин.
|
Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. |
|
||
20 мин. |
III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися. Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.
Групповые и индивидуальные задания (заранее раздать учащимся по группам) Задание 1- й группе «литературоведов»: перечитать текст повести. Подготовить мини- инсценирование эпизода «на приеме у генерала». Задание 2- й группе «литературоведов»: осмыслить роль «значительного лица» в повести; назвать приемы изображения персонажа. Кто же виноват в смерти Акакия Акакиевича? Задание 3-й группе «литературоведов»: подготовить ответы на вопросы: С какой целью в реальное повествование включается фантастика? Что означает действия призрака? Почему автор не отождествляет призрак с Акакием Акакиевичем, а пользуется слухами? Задание 4-й группе «художников»: нарисовать иллюстрации, выражающие впечатления и понимание героев. Индивидуальное задание: доклад «Традиции и новаторство в изображении гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин». План изучения темы. (запись на доске). Титульный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приемы изображения образа «маленького человека». Сообщение 1-й группы «Литературоведов». Сцена у генерала- идейная кульминация повести (Сообщение 1-й группы). «Значительное лицо» и его роль в повести. Приемы изображения персонажа. (Сообщение 2-й группы «литературоведов»). О заключительной- фантастической части произведения. (Сообщение 3-й группы «литературоведов». Выступление группы «художников»). Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин. (Индивидуальный доклад).
Ход урока. I. Вступительное слово учителя. «Гоголем нельзя начитаться… Перечитывать Гоголя- удовольствие еще большее, чем читать его в первый раз. Прозу Гоголя хочется запоминать, как стихи, произносить в слух. Речь идет не о какой- нибудь подобной стихам «птице-тройке», а о самых «обыкновенных» страницах «Тараса Бульбы», «Невского проспекта», «Шинели»- так считал известный литературовед И.Андроников.
Тема нашего урока- повесть «Шинель». А.И.Герцен назвал ее «колоссальным» произведением. «Лучшее, что вы написали»- так оценил повесть В.Г.Белинский. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»,- сказал Ф.М.Достоевский,- я, может быть, и Тургенев. Впрочем, это не так уж важно. Ибо мы - русская литература». - Почему же «мы»- русская литература- вышли из «Шинели», небольшой повести Гоголя? - Чем же так удивительна эта повесть, что оказала влияние на всю последующую русскую литературу? - Какова ее тема, основные проблемы, каковы герои повести, какова их роль в раскрытии авторского замысла? У нас в классе присутствуют три группы «литературоведов» и группа «художников». Первая и вторая группы осмысливали роль главных образов повести: Акакия Акакиевича Башмачкина и «значительного лица» в раскрытии авторского замысла. Третья группа исследовала значение фантастики в повести. Группа художников свои впечатления и свое понимание героев выразила средствами изобразительного искусства. Хочу обратить ваше внимание на второй эпиграф к уроку: «Для нас он больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих»- И.С.Тургенев. Мы постараемся не только постигнуть смысл повести гоголя, проникнуть в духовный мир ее героев, но и заглянуть в свой духовный мир. Сумеем ли мы так перечитать Гоголя, чтобы он «открыл нам нас самих»? Итак,слово первой группе: рассказ о титулярном советнике Акакии Акакиевиче Башмачкине. Как5ие художественные приемы использует автор для создания образа «маленького человека»? IIТитулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приемы изображения образа «маленького человека». Выступление первой группы «литературоведов». (Задание 1-й группе) Сообщение учащихся. Сцена генерала – идейная кульминация повести. Выступление 1-й группы. Обобщение учителя: Здесь с наибольшей силой показана трагедия «маленького человека». Инсценирование (эпизод «На приеме у генерала».) «Значительное лицо» и его роль в повести. Приемы изображения персонажа. Выступление второй группы «литературоведов». (Задание 2-й группе). Обобщение учителя: В смерти главного героя виновен бездушный, жестокий порядок, строй, основанный на опеке, строгости, бесчеловечности. Бесчеловечность порождается социальною системою, при которой человек может быть в положении мухи, ничтожество может распоряжаться человеческими судьбами, а доброта не предусмотрена служебными отношениями. «Не то, что у Акакия Акакиевича отобрали шинель, является предметом исследования- содержание повести в том, что у Акакия Акакиевича отобрали жизнь», - писал В.Шкловский. О заключительной – фантастической части произведения. Выступление третьей группы «литературоведов». Казалось бы, история закончена. Но Гоголь преподносит читателю еще одну неожиданность. Он рассказывает о мертвеце, который искал по ночам свою шинель и потому сдирал шинели со всех встречных, не разбирая чины и знания. (Задание 3-й группе) Обобщение учителя: - Какова же роль фантастики в повести? Фантастическое окончание повести призвано показать такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые не могли проявиться раньше, в реалистической части повествования. Гоголь хочет пробудить мысль, что смирение не может быть бесконечным. Оскорбленная человечность мстит за себя. В посмертном бунте приглушенно гоголь показал протест существа, раздавленного черствым бездушием бюрократической системы. Выступление группы художников. (Задание 4-й группе). Беседа с классом: - Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»? - Какова тема этой повести? - Главная мысль? (Ответы учеников). Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин.
|
||||
10 мин. |
IV.Итог урока. По методу «Ромашка Блума» закрепляет урок. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.
Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
Разноуровневые карточки
Стикеры
Светофор
|
||
2 мин. |
Объясняет особенности выполнения домашней работы.
|
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
||
дополнительная информация |
|||||
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся |
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? |
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
|||
|
|
|
|||
рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
||||
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
|
1.
2.
1.
2. |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.