Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Н.В. Гоголь. Творческий путь. «Шинель»
Оценка 4.7

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Н.В. Гоголь. Творческий путь. «Шинель»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
29.04.2018
Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Н.В. Гоголь. Творческий путь. «Шинель»
Цель урока: осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания; стремиться к постижению учащимися художественных приемов, которые помогают понять, открыть смысл произведения; учить воспринимать мир чувств и переживаний героев; побудить учащихся заглянуть в свой духовный мир; помочь учащимся понять Гоголя, а с его помощью нашу жизнь и самих себя. Ожидаемый результат: научить школьников понимать свой мир, поступки посредством художественного произведения; постепенный переход от анализа к синтезу.
урок 18.docx

Дата:                                            Класс: 9                   урок 18

Тема:

Н.В.Гоголь. Творческий путь. «Шинель»

Цель урока:

 

осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания; стремиться к постижению учащимися художественных приемов, которые помогают понять, открыть смысл произведения; учить воспринимать мир чувств и переживаний героев; побудить учащихся заглянуть в свой духовный мир; помочь учащимся понять Гоголя, а с его помощью нашу жизнь и самих себя.

 

 

Ожидаемый результат

научить школьников понимать свой мир, поступки посредством художественного произведения;

постепенный переход от анализа к синтезу.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

Мяч

 

 

10 мин.

II. Проверка пройденного материала.

По методу  «Броуновское движение»

осуществляет проверку домашней работы.

1 Групповые и индивидуальные задания (заранее раздать учащимся по группам)

Задание 1- й группе «литературоведов»: перечитать текст повести.

Подготовить мини- инсценирование эпизода «на приеме у генерала».

Задание 2- й группе «литературоведов»: осмыслить роль «значительного лица» в повести; назвать приемы изображения персонажа.

Кто же виноват в смерти Акакия Акакиевича?

Задание 3-й группе «литературоведов»: подготовить ответы на вопросы:

С какой целью в реальное повествование включается фантастика?

Что означает действия призрака?

Почему автор не отождествляет призрак с Акакием Акакиевичем, а пользуется слухами?

Задание 4-й группе «художников»: нарисовать иллюстрации, выражающие впечатления и понимание героев.

Индивидуальное задание: доклад «Традиции и новаторство в изображении гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин».

План изучения темы. (запись на доске).

Титульный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приемы изображения образа «маленького человека». Сообщение 1-й группы «Литературоведов».

Сцена у генерала- идейная кульминация повести (Сообщение 1-й группы).

«Значительное лицо» и его роль в повести. Приемы изображения персонажа. (Сообщение 2-й группы «литературоведов»).

О заключительной- фантастической части произведения. (Сообщение 3-й группы «литературоведов». Выступление группы «художников»).

Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин.

 

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.

 

20 мин.

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.

 

 

По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

 

 

 

Групповые и индивидуальные задания (заранее раздать учащимся по группам)

Задание 1- й группе «литературоведов»: перечитать текст повести.

Подготовить мини- инсценирование эпизода «на приеме у генерала».

Задание 2- й группе «литературоведов»: осмыслить роль «значительного лица» в повести; назвать приемы изображения персонажа.

Кто же виноват в смерти Акакия Акакиевича?

Задание 3-й группе «литературоведов»: подготовить ответы на вопросы:

С какой целью в реальное повествование включается фантастика?

Что означает действия призрака?

Почему автор не отождествляет призрак с Акакием Акакиевичем, а пользуется слухами?

Задание 4-й группе «художников»: нарисовать иллюстрации, выражающие впечатления и понимание героев.

Индивидуальное задание: доклад «Традиции и новаторство в изображении гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин».

План изучения темы. (запись на доске).

Титульный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приемы изображения образа «маленького человека». Сообщение 1-й группы «Литературоведов».

Сцена у генерала- идейная кульминация повести (Сообщение 1-й группы).

«Значительное лицо» и его роль в повести. Приемы изображения персонажа. (Сообщение 2-й группы «литературоведов»).

О заключительной- фантастической части произведения. (Сообщение 3-й группы «литературоведов». Выступление группы «художников»).

Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин. (Индивидуальный доклад).

 

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

«Гоголем нельзя начитаться… Перечитывать Гоголя- удовольствие еще большее, чем читать его в первый раз. Прозу Гоголя хочется запоминать, как стихи, произносить в слух. Речь идет не о какой- нибудь подобной стихам «птице-тройке», а о самых «обыкновенных» страницах «Тараса Бульбы», «Невского проспекта», «Шинели»- так считал известный литературовед И.Андроников.

 

Тема нашего урока- повесть «Шинель». А.И.Герцен назвал ее «колоссальным» произведением. «Лучшее, что вы написали»- так оценил повесть В.Г.Белинский. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»,- сказал Ф.М.Достоевский,- я, может быть, и Тургенев. Впрочем, это не так уж важно. Ибо мы - русская литература».

- Почему же «мы»- русская литература- вышли из «Шинели», небольшой повести Гоголя?

- Чем же так удивительна эта повесть, что оказала влияние на всю последующую русскую литературу?

- Какова ее тема, основные проблемы, каковы герои повести, какова их роль в раскрытии авторского замысла?

У нас в классе присутствуют три группы «литературоведов» и группа «художников».

Первая и вторая группы осмысливали роль главных образов повести: Акакия Акакиевича Башмачкина и «значительного лица» в раскрытии авторского замысла. Третья группа исследовала значение фантастики в повести. Группа художников свои впечатления и свое понимание героев выразила средствами изобразительного искусства.

Хочу обратить ваше внимание на второй эпиграф к уроку: «Для нас он больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих»- И.С.Тургенев.

Мы постараемся не только постигнуть смысл повести гоголя, проникнуть в духовный мир ее героев, но и заглянуть в свой духовный мир. Сумеем ли мы так перечитать Гоголя, чтобы он «открыл нам нас самих»?

Итак,слово первой группе: рассказ о титулярном советнике Акакии Акакиевиче Башмачкине. Как5ие художественные приемы использует автор для создания образа «маленького человека»?

IIТитулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приемы изображения образа «маленького человека».

Выступление первой группы «литературоведов».

(Задание 1-й группе)

Сообщение учащихся.

Сцена генерала – идейная кульминация повести.

Выступление 1-й группы.

Обобщение учителя: Здесь с наибольшей силой показана трагедия «маленького человека».

Инсценирование (эпизод «На приеме у генерала».)

«Значительное лицо» и его роль в повести. Приемы изображения персонажа.

Выступление второй группы «литературоведов».

(Задание 2-й группе).

Обобщение учителя: В смерти главного героя виновен бездушный, жестокий порядок, строй, основанный на опеке, строгости, бесчеловечности. Бесчеловечность порождается социальною системою, при которой человек может быть в положении мухи, ничтожество может распоряжаться человеческими судьбами, а доброта не предусмотрена служебными отношениями. «Не то, что у Акакия Акакиевича отобрали шинель, является предметом исследования- содержание повести в том, что у Акакия Акакиевича отобрали жизнь», - писал В.Шкловский.

О заключительной – фантастической части произведения.

Выступление третьей группы «литературоведов».

Казалось бы, история закончена. Но Гоголь преподносит читателю еще одну неожиданность. Он рассказывает о мертвеце, который искал по ночам свою шинель и потому сдирал шинели со всех встречных, не разбирая чины и знания.

(Задание 3-й группе)

Обобщение учителя:

- Какова же роль фантастики в повести?

Фантастическое окончание повести призвано показать такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые не могли проявиться раньше, в реалистической части повествования. Гоголь хочет пробудить мысль, что смирение не может быть бесконечным. Оскорбленная человечность мстит за себя. В посмертном бунте приглушенно гоголь показал протест существа, раздавленного черствым бездушием бюрократической системы.

Выступление группы художников.

(Задание 4-й группе).

Беседа с классом:

- Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?

- Какова тема этой повести?

- Главная мысль?

(Ответы учеников).

Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин.

 

 

10 мин.

IV.Итог урока. По методу «Ромашка Блума» закрепляет урок. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.

 

Проводит рефлексию.

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Разноуровневые

карточки

 

 

Стикеры

 

Светофор

 

 

 2 мин.

Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями

 

 

 

рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 


 

Дата:

Дата:

Сообщение 3-й группы «литературоведов»

Сообщение 3-й группы «литературоведов»

Традиции и новаторство в изображении

Традиции и новаторство в изображении

Задание 3-й группе) Обобщение учителя: -

Задание 3-й группе) Обобщение учителя: -

Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018