Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема: Л.Н.Толстой. Творческий путь. «Холстомер»
Оценка 4.7

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема: Л.Н.Толстой. Творческий путь. «Холстомер»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
30.04.2018
Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема:  Л.Н.Толстой. Творческий путь. «Холстомер»
Цель урока: 1) Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки. 2) Развивающая: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;учить сжато излагать повествовательный текст;развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников
урок 22.docx

Дата:    Класс: 9                              урок 22

Тема: 

Л.Н.Толстой. Творческий путь. «Холстомер»

Цель урока:

 

1) Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;учить сжато излагать повествовательный текст;развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников

 

Ожидаемый результат

умение самостоятельно мыслить, иметь свое суждение о прочитанном и воспитание  отрицательного отношение к паразитизму в жизни аристократической верхушки.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

 

Мяч

 

 

 

 

10 мин.

II. Проверка пройденного материала.

По методу  «Ромашка Блума»

осуществляет проверку домашней работы.

Исторические основы поэмы Некрасова «Русские женщины»

*Выразительное чтение отрывков из поэмы

*Рассказать о  Л.Н.Толстом

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.

 

20 мин.

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.

 

По методу «Поп -корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.

Биография Л.Н.Толстого

В произведениях Толстого нет никаких следов фантастики и изощрённости. Великий писатель пытливо всматривается в жизнь, внимательно следит за биением её пульса, напряжённо слушает, чутко обоняет и осязает - и вот со страниц его произведений встают картины действительности, трепещущие как сама жизнь. Так, вооружённый методом тончайшего реализма, рисует Толстой «непревзойдённые картины русской жизни» «самым трезвым реализмом

Холстомер

Рассказ «Холстомер» был задуман Толстым еще в 1856 г., но к работе над ним писатель приступил лишь в 1863 г. Однако и на сей раз рассказ остался незакончен­ным. Лишь через 20 с лишним лет, в 1885 г., Лев Толстой окончательно обработал

его для печати.

В рассказе «Холстомер» Лев Толстой описывает жизнь рысака — от рождения до жалкой и печальной старости. Но к этому не сводится содержание рассказа. Лев Толстой с большой силой осудил в нем ложь и уродство жизни лю­дей аристократического круга.

Старый и больной мерин Холстомер (это прозвище, имя коня было Мужик первый) рассказывает другим лошадям в табуне свою историю. Он был породистым жеребцом, однако имел дефект породы — пежины (белые пятна). С самого детства из-за окраса Холстомер считался лошадью «второго сорта», хотя был очень быстр. И из толкового словаря: "Пегий. Пятнистый, пёстрый, с большими крапина­ми-пежинами (о масти лошадей)".

4.Выборочное чтение по главам:

1. «Старый Холстомер в табуне», « Молодость Холстомера », «Холстомер у кн. Серпуховского», «Холстомер в старости».

Устная работа по вопросам (слайд № 2).

- тема художественного произведения;

- идея художественного произведения;

- композиция художественного произведения (слайд № 3).

Связь с сегодняшней жизнью.

а/Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).(слайд-коллаж №5

http://cs606428.vk.me/v606428164/4de/ADsr3HjlPzY.jpg

Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсуждение 1-2 мин.

б/ Видеоролик. «Интервью из дома престарелых»

 Устная работа по вопросам:

Итак, аналитическая беседа (о лошади) по вопросам.

– Каким чувством проникнуты воспоминания автора о лошади?

– Что еще запомнилось автору в портрете лошади? 

– Как относилась в конюшне  к старому мерину? 

– Почему автор «невольно» содрогнулся, когда прочитывали конец рассказа? 

-язык рассказа 

 

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой рассказе?(слайд№11 нравственность)

В чём смысл названия рассказа? ).

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. Лев Толстой - русский писатель, классик отечественной и мировой литературы. Табун лошадей и жизнь одной лошади среди других в рассказе «Холстомер» — метафора современного общества. Лошади очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокостью и жалостью, весельем и грустью, завистью и гордостью, беспечностью молодости и угрюмым сознанием своей дряхлой старости. Более всего очеловечен главный персонаж – мерин Xолстомер, печальная история жизни которого мы прочитали сегодня…

 Таков герой повести «Холстомер» (законченной в 1885 г.) князь Серпуховской. Повесть построена на контрасте фальшивой, бессмысленной, искусственной жизни барина и естественного, народного начала, воплощенного в лошади по кличке Холстомер. Для писателя природа-, близость к ее вечным законам всегда были критериями гармонии и красоты.

В конце повести  Толстой рассказывает,  как просто,  в соответствии с законами природы заканчивается жизнь лошади, и что случилось с барином, который был внутренне мертв всегда: «Ходившее по свету, евшее и пившее  мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после».

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

(слайд №9)

Ответ. Через этот образ автор хочет показать нравственное состояние человека. В конце повести  Толстой рассказывает,  как просто,  в соответствии с законами природы заканчивается жизнь лошади ,и что случилось с барином, который был внутренне мертв всегда: «Ходившее по свету, евшее и пившее  мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после».

Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

 

 

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

 

 

 

10 мин.

IV.Итог урока. По методу «ИНСЕРТ» закрепляет урок. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.

Проводит рефлексию.

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Таблица «ИНСЕРТ»

 

Светофор

 

Стикеры

 

 

 

 

 2 мин.

Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями

 

 

 

рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 9 урок 22

Дата: Класс: 9 урок 22

Холстомер Рассказ «Холстомер» был задуман

Холстомер Рассказ «Холстомер» был задуман

Идея – это главная мысль произведения

Идея – это главная мысль произведения

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018