Русская литература 9 класс оль лирических отступлений. «Мертвые души» в контексте мировой литературы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Роль лирических отступлений. «Мертвые души» в контексте мировой литературы (Гомер. «Одиссея», Данте. «Божественная комедия»). Цель урока: выявить жанровые особенности поэмы «Мертвые души» и их обусловленность сложным и оригинальным замыслом произведения; повторить понятия «поэма», «лирические отступления»; проанализировать роль лирических отступлений в определении жанра произведения; выяснить отношение писателя к своему творению.
Иконка файла материала 44-45.docx
Дата:                                                                                            Класс: 9    44 45 урок  Тема: Роль лирических отступлений. «Мертвые души» в контексте мировой литературы (Гомер.  «Одиссея», Данте. «Божественная комедия»).  . Цель урока:   выявить жанровые особенности поэмы «Мертвые души» и их   обусловленность сложным и оригинальным  замыслом произведения;  повторить понятия «поэма», «лирические отступления»; проанализировать роль  лирических отступлений в определении жанра  произведения;  выяснить отношение писателя к своему творению.  3  мин. 10  мин. 15  мин. Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности I. Организационный момент Приветствует учеников, делит класс на группы.  Формулирует цель урока. Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. пазлы II. Мотивация к изучению нового материала.  Вызвать интерес учащихся к новому материалу. Проявляют интерес к  изучаемому материалу. карточки Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое  задание. Демонстрируют  знания, умения. Учащиеся  заполняют семантические  карты. Учебник Семантически е карты III. Актуализация знаний.  По методу «ДЖИГСО» научить учащихся свободно  излагать свои мысли. Предлагает ученикам  семантические карты. Группам выдаются таблицы с заданиями и  справочный материал – определения  тропов. Логические универсальные действия 1 группа. Лирическое отступление в 6 главе,  начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня  поражало…» 1Инверсия – изменение обычного порядка  следования чего­либо 2Повторы 3Обращения,  восклицания.         4Парцелляция 5Назывные  предложения.         6Синонимы 7Антонимы  8Однородные члены 9Сравнения  10Метафоричные эпитеты 11Звукопись:  аллитерация  12Звукопись: Ассонанс          2 группа. Лирическое отступление в 5 главе  со слов: «Выражается сильно российский  народ!» 1Инверсия 2        Повторы3Обращения,  восклицания.4Градация.5Синонимы6Олицетворе ния 7Метафоричные эпитеты  9        Фразеологизмы.       3  группа. Лирическое отступление в 11 главе  со слов: «И какой же русский не любит  быструю езду!... месяц одни кажутся  недвижны.» 1Инверсия 2Повторы  3Обращения,Ученики обсуждают над  темой. Таким образом  демонстрируют свои  знания, умения, навыки. 10  мин. восклицания.4Синонимы  5Градация.6Олицетворения 7Метафоричные  эпитеты8        Просторечье.  9Риторическиевопросы. 10Антонимы.  11Парцелляция          4 группа. Лирическое отступление в 11  главе со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да  сверлит воздух.» 1Инверсия 2Повторы  3Обращения,  восклицания.4Гипербола.5Градация.6Олицетворе ния 7Метафоричные эпитеты 9        Риторические вопросы.10Поговорки, крылатые фразы.          11Парцелляция 12.Анафора IV.Закрепление урока. По методу «Броуновское  движение» осуществляет закрепление урока. Для  группа.  1 группа Лирическое отступление в 11 главе со  слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…» 1Повторы  2Обращения,  восклицания.3Синонимы.4Метафоричные  эпитеты         5Риторические  вопросы.6Парцелляция.7.Анафора         2  группа ­ Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, объясните их. ­ раскройте смысл пословицы «Русский человек  задним умом крепок» применительно к поэме  Гоголя «Мертвые души». ­ Какова роль  притчи про Кифу Мокиевича и  Мокия Кифовича? Случайна ли она в  произведении? ­­ С какой целью автор вводит в поэму русские  приметы? Назовите их. 3 группа ­ «Комизм кроется везде, говорил Н.В.Гоголь. –  Живя среди него; но если художник перенесет  его в искусство, на  сцену, то мы же сами над  собой  будем валяться со смеху». Над чем  смеется Гоголь,  и какие художественные  приемы использует? 5  мин. V.Итог урока С помошью ромашки Блума формулирует выводы  урока, контролирует выполнение записей  учащимися, проводит рефлексию. Фиксируют и анализируют  выводы по уроку.  Оценивают свою работу. карточки стикер Дерево Блоба2  мин. YI. Домашнее задание. Объясняет особенности  выполнения домашнего задания. Записывают домашнее  задание в дневники.  Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также