Тема: Роль лирических отступлений. «Мертвые души» в контексте мировой литературы (Гомер. «Одиссея», Данте. «Божественная комедия»).
Цель урока:
выявить жанровые особенности поэмы «Мертвые души» и их обусловленность сложным и оригинальным замыслом произведения; повторить понятия «поэма», «лирические отступления»; проанализировать роль лирических отступлений в определении жанра произведения;
выяснить отношение писателя к своему творению.
Дата: Класс: 9 44 45 урок
Тема: Роль лирических отступлений. «Мертвые души» в контексте мировой литературы (Гомер.
«Одиссея», Данте. «Божественная комедия»).
.
Цель урока:
выявить жанровые особенности поэмы «Мертвые души» и их обусловленность сложным и оригинальным
замыслом произведения; повторить понятия «поэма», «лирические отступления»; проанализировать роль
лирических отступлений в определении жанра произведения;
выяснить отношение писателя к своему творению.
3
мин.
10
мин.
15
мин.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
наглядности
I. Организационный момент
Приветствует учеников, делит класс на группы.
Формулирует цель урока.
Ученики делятся на группы.
Осмысливают поставленную
цель.
пазлы
II. Мотивация к изучению нового материала.
Вызвать интерес учащихся к новому материалу.
Проявляют интерес к
изучаемому материалу.
карточки
Ведут диалог друг с другом,
выполняют творческое
задание. Демонстрируют
знания, умения. Учащиеся
заполняют семантические
карты.
Учебник
Семантически
е карты
III. Актуализация знаний.
По методу «ДЖИГСО» научить учащихся свободно
излагать свои мысли. Предлагает ученикам
семантические карты.
Группам выдаются таблицы с заданиями и
справочный материал – определения
тропов. Логические универсальные действия
1 группа. Лирическое отступление в 6 главе,
начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня
поражало…»
1Инверсия – изменение обычного порядка
следования чеголибо 2Повторы 3Обращения,
восклицания. 4Парцелляция 5Назывные
предложения. 6Синонимы 7Антонимы
8Однородные члены 9Сравнения
10Метафоричные эпитеты 11Звукопись:
аллитерация 12Звукопись: Ассонанс
2 группа. Лирическое отступление в 5 главе
со слов: «Выражается сильно российский
народ!»
1Инверсия 2 Повторы3Обращения,
восклицания.4Градация.5Синонимы6Олицетворе
ния 7Метафоричные эпитеты
9 Фразеологизмы.
3 группа. Лирическое отступление в 11 главе
со слов: «И какой же русский не любит
быструю езду!... месяц одни кажутся
недвижны.»
1Инверсия 2Повторы 3Обращения,Ученики обсуждают над
темой. Таким образом
демонстрируют свои
знания, умения, навыки.
10
мин.
восклицания.4Синонимы
5Градация.6Олицетворения 7Метафоричные
эпитеты8 Просторечье.
9Риторическиевопросы. 10Антонимы.
11Парцелляция
4 группа. Лирическое отступление в 11
главе со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да
сверлит воздух.»
1Инверсия 2Повторы 3Обращения,
восклицания.4Гипербола.5Градация.6Олицетворе
ния 7Метафоричные эпитеты 9 Риторические
вопросы.10Поговорки, крылатые фразы.
11Парцелляция 12.Анафора
IV.Закрепление урока. По методу «Броуновское
движение» осуществляет закрепление урока.
Для группа.
1 группа Лирическое отступление в 11 главе со
слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…»
1Повторы 2Обращения,
восклицания.3Синонимы.4Метафоричные
эпитеты
5Риторические
вопросы.6Парцелляция.7.Анафора
2 группа
Найдите пословицы и поговорки, используемые
Гоголем в поэме, объясните их.
раскройте смысл пословицы «Русский человек
задним умом крепок» применительно к поэме
Гоголя «Мертвые души».
Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и
Мокия Кифовича? Случайна ли она в
произведении?
С какой целью автор вводит в поэму русские
приметы? Назовите их.
3 группа
«Комизм кроется везде, говорил Н.В.Гоголь. –
Живя среди него; но если художник перенесет
его в искусство, на сцену, то мы же сами над
собой будем валяться со смеху». Над чем
смеется Гоголь, и какие художественные
приемы использует?
5
мин.
V.Итог урока
С помошью ромашки Блума формулирует выводы
урока, контролирует выполнение записей
учащимися, проводит рефлексию.
Фиксируют и анализируют
выводы по уроку.
Оценивают свою работу.
карточки
стикер
Дерево Блоба2
мин.
YI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашнего задания.
Записывают домашнее
задание в дневники.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________