Русская литература 9 класс Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: РР: Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Цель: развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развивать умение отбирать материал в соответствии с поставленным вопросом; формировать умение рассуждать на этико - философские темы и делать выводы.
Иконка файла материала 25.docx
Дата:                                                                                                  Класс: 9      25 урок  Тема:  РР: Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Цель: развитие эмоционального   восприятия   художественного   текста,   образного   и   аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развивать умение отбирать материал в соответствии с поставленным вопросом; формировать умение рассуждать на этико ­ философские темы и делать выводы. Деятельность учителя 3  мин. 5  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников ­   Сформулируйте   основной   вопрос,   на   который необходимо   ответить,   раскрывая   предложенную   тему сочинения? ­ В чём трагедия Евгения Онегина? Почему он не может быть счастлив? II. Проверка домашней работы.  1. По методу «Фишбоун» проводит проверку домашней  работы. Кому посвящён роман «Евгений Онегин»? 2. Из какого произведения взят эпиграф к первой главе  романа? Кто его автор? 3. Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе  «другом свободы»? 4. Какой балериной восхищался автор, когда описывает  Деятельность обучающихся Ученикам  предлагается тема сочинения: «Проблема смысла жизни и счастья в  романе А.С.  Пушкина "Евгений Онегин"» Ученики отвечают на вопросы  учителя. нагляд ности пазлы карточ ки русский театр? 5. В каком городе родился Евгений Онегин? 6. Из какой страны вернулся Ленский незадолго до  знакомства с Онегиным? 7. «… Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, давки,  фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани,  огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни,  казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах  И стаи галок на крестах». Описание какого города  приводится здесь? 8. Назовите отчество Татьяны Лариной. 9. Как звали гувернёра Евгения Онегина? 10. Как звали сестру Татьяны? 11. Как звали няню Татьяны? 12. Как звали француза, подарившего Татьяне куплет, где «… смело вместо belle Nina поставил belle Tatiana»? III. Актуализация знаний. Обсуждение ­ Известный немецкий писатель, учёный Лихтенберг писал: «Что такое я? Что должен я делать? Во что могу верить и на что надеяться? К этому сводится всё в философии». «Из этих вопросов главный ­ средний. Если человек узнает, что ему делать, то он узнает всё, что ему нужно знать»,­ продолжил мысль Лихтенберга Л.Н. Толстой. ­ Как связаны смысл жизни и счастье? Что способно наполнить жизнь содержанием, сделать её полноценной? В результате обсуждения появляется такая схема:ЧЕЛОВЕК Воспитание Образование Общество Деятельность Искусство Природа Дружба Любовь ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ­ Какие чувства испытывает человек, когда он понимает, ради чего он живёт? ­ А если нет цели в жизни? ­ Способно ли всё это принести счастье? ­ Опишите психологическое состояние человека, имеющего цель в жизни //  не имеющего цели в жизни Радость Уверенность в себе Оптимизм Воодушевление….. Пессимизм Безверие Равнодушие Отсутствие интереса к жизни Грусть Неудовлетворённость жизнью Тоска Скука ­ Чей психологический портрет мы нарисовали? ­ А теперь посмотрите на первую схему. Что у нас получилось? Парадокс? Оказывается,   можно   иметь   всё   и   быть   глубоко   несчастным   человеком.   Почему?   В   этом   нам   и предстоит разобраться. Вернёмся к описанию психологического состояния несчастного человека. Какое понятие объединяет перечисленные здесь? ­ ХАНДРА! ­ Что это: действительно болезнь или …? (блажь?) Кстати, известный критик Писарев утверждал: «Онегин объелся, и его от всего тошнит. Если не всех светских людей тошнит так, как Онегина, то это происходит единственно оттого, что не всем удаётся объесться»;  «Демонизм   Онегина  целиком   сидит  в  его   бумажнике»;  «…   у  него  лежат  в кармане шальные деньги, которые дают ему возможность много есть, много пить, много заниматься «наукой страсти нежной» и корчить всякие гримасы, какие он только пожелает состроить» ­ Согласны ли вы с этим мнением? Что можете возразить? (Многие интеллигентные высокообразованные люди страдали этим недугом) ­ А как вы думаете, каковы причины этого явления? (Беспорядочное воспитание, поверхностное образование, беспорядочный образ жизни, наполненный только развлечениями и т.д.) ­ От чего зависит, какое воспитание, образование получит молодой человек, какому образу жизни отдаст предпочтение?(Родители ориентируются на общественные запросы, ориентируются на те нравственные ценности, законы, которые определены обществом.) ­ Что требовалось от молодого человека в обществе? Когда же юности мятежной Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной, Monsieurпрогнали со двора. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет ­ И наконец увидел свет. Он по­французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок, а порой Блистал послушною слезой! ­ Как подобную жизнь характеризует Автор? ( Вот как убил он восемь лет, Утратя жизни лучший цвет.) ­ Что «убил» в себе Онегин? (интерес к жизни, веру в дружбу и любовь) ­ Пытается ли Онегин бороться с этим состоянием опустошённости и скуки? Прочитайте отрывок, где Пушкин пишет о состоянии своего героя. Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго былиПредмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели, Затем, что не всегда же мог Beef­steaksи страсбургский пирог Шампанской обливать бутылкой И сыпать острые слова, Когда болела голова; И хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец. ­ Показаны ли в романе пути обретения счастья? ­   По   существу,   все   повороты   сюжета   читаются   как   страшная   для   Онегина   утрата   возможного счастья: нашёл друга и … убил его на дуэли; встретил сокровище любви и… отверг его… Многие лирические отступления романа помогают понять, какой могла бы быть судьба Онегина, не случись с ним мучительного «недуга». Хандра­ имя этой болезни века Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава Богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел. Как Child­Harold,угрюмый, томный В гостиных появлялся он; Ни сплетни света, ни бостон, Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, Ничто не трогало его, Не замечал он ничего. ­ Каковы симптомы этого «недуга»? ­ Виноват ли герой в том, что он страдает этим «недугом»? ­ Каковы его причины? ­ Пытается ли Онегин рассеять хандру, бороться со своим «недугом»? ­ Почему эти попытки были неудачны? И снова, преданный безделью, Томясь душевной пустотой, Уселся он ­ с похвальной целью Себе присвоить ум чужой;Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет; На всех различные вериги; И устарела старина, И старым бредит новизна. Как женщин, он оставил книги, И полку, с пыльной их семьей, Задернул траурной тафтой. Вот наш Онегин ­ сельский житель, Заводов, вод, лесов, земель Хозяин полный, а досель Порядка враг и расточитель, И очень рад, что прежний путь Переменил на что­нибудь. Один среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. ­ Почему все попытки заканчиваются неудачей? Ради чего это делает Онегин? ­ Чтобы рассеять скуку, от нечего делать! Вывод: значит, мало просто что­то делать, эта деятельность принесёт чувство удовлетворения и счастья только в том случае, если цель её общественно значима, если человек перестанет думать только о себе. ­ Почему этого не может понять Евгений? (Он эгоист поневоле, как назвал его Белинский. Потребность думать о других не была воспитана в семье и не поощрялась в обществе, в котором вращался Евгений Онегин) Почему Е. Онегин, «забав и роскоши дитя» не может быть счастлив ни в петербургском свете, ни в деревенской глуши? Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать ­ но труд упорный Ему был тошен; ничегоНе вышло из пера его.. ­ Итак, какая бы то ни было деятельность не спасла Онегина от апатии и скуки. ­ Какие пути обретения счастья предоставлены Онегину судьбой? ­ Возможность любви и дружбы. ­ Можно ли назвать дружбой отношения Онегина и Ленского? ­ Почему Онегин убивает Ленского на дуэли? ­ Совершил ли он преступление? (Для   Онегина   понятие   «светской   чести»   оказывается   значительнее   нравственного   долга   ­   и   он платит   страшную   цену   за   допущенное   смешение   нравственных   критериев:   на   нём   навеки   кровь убитого им человека) ­ «А счастье было так возможно…» Так ли это? ­   Почему   Пушкин   отвергает   даже   возможность   влюблённости   Онегина   в   Татьяну   ­   деревенскую девушку? И наоборот, Онегин оказывается способным любить в конце романа? ­ Что изменило его? (влияние смерти Ленского, и не только смерти, чувство Татьяны (чистое, искреннее) ­ оказывается, такое возможно!­ и, конечно же, природа и многое, многое другое…) Любовь возродила его и одновременно повергла в пучину страданий. Каким он выйдет из этого испытания?! ­ Почему Пушкин не показывает ещё одну возможность обретения смысла жизни ­ службу? Социально­ историческая обстановка, в которой складывался характер Е. Онегина А.И.   Герцен   писал:   «Молодой   человек   не   находит   ни   малейшего   живого   интереса   в   этом   мире низкопоклонства и мелкого честолюбия. И, однако, именно в этом обществе он осуждён жить, ибо народ далёк от него... между ним и народом нет ничего общего». ­ Кто же такой Евгений Онегин с исторической точки зрения? В.Г. Белинский ­ «страдающий эгоист» А.И. Герцен – «Культурная ненужность» И.С. Тургенев ­ «лишний человек» Итак, кто, по­вашему, виноват в том, что, имея в жизни многое, человек завидует раненому, хилому старику, заседателю, разбитому параличом? В.Г. Белинский писал: «Не натура, не страсти, не заблуждения сделали Онегина похожим на этот портрет, а век» ­ Согласны ли вы с этим? ­ Почему одно и то же общество сформировало и Онегиных, и Пушкиных, и декабристов? Сделайте вывод. 10  мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта»  проводит закрепление урока. Составляют  ассоциативную  карту. плакат                            Пушкин5  мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.   2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. Дерево Блоба стикер ы Оценивают работу своих  одноклассников,  пишут  телеграммы. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу  в дневниках. Итог урока:_____________________________________________________________________ Положительные стороны урока:____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________

Посмотрите также