Русская литература 9 класс Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: развитие речи. Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Цель урока: обучение написанию сочинения по литературе. Задачи: • Вместе с учащимися составить алгоритм работы над сочинением по литературе и научить работать с ним. Научить задавать вопросы к прочитанному, выделять ключевые слова. • Развивать устную и письменную речь учащихся. • Воспитывать желание учиться, развиваться.
Иконка файла материала 37.docx
Дата:                                                                                                    Класс: 9                   урок 37 Тема: развитие речи. Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего  времени» Цель урока: обучение написанию сочинения по литературе. Задачи: Вместе с учащимися составить алгоритм работы над сочинением по литературе и научить  работать с ним. Научить задавать вопросы к прочитанному, выделять ключевые слова. Развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитывать желание учиться, развиваться. Ожидаемый результат: напишут самостоятельно сочинение Деятельность учителя 3 мин. 5 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку,  желает  успеха. Для создания  психологической атмосферы проводит игру  «Рисунок на спине» II. Проверка домашней работы. С  помощью метода «Ассоциативная карта»  осуществляет  проверку домашней работы.  Мотивация к уроку Деятельность  обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  Проводят игру «Рисунок на спине». Ученики демонстрируют  свои знания. На бумагах  пишут все, что узнали о  юморе и сатире. наглядности Бумага А4 Бумага А4 ­ Что такое сочинение по произведению литературы? Для чего оно? Это осмысление  прочитанного. Без качественного осмысления этот роман останется просто очередным  произведением, которое нас заставили прочитать. Он не научит ничему, не даст  возможности обогатить духовный и жизненный опыт. ­ Как сделать так, чтобы сочинение перестало пугать, чтобы стало легко писать сочинение  на предложенную тему? ­ Сегодня наша задача научиться этому на примере темы: « И жизнь уж нас томит, как  ровный путь без цели...». Один из вас будет записывать алгоритм нашей работы, т.е. алгоритм работы  над сочинением, в конце урока каждый из вас получит этот алгоритм. III. Актуализация знаний А) ­ Прочитайте тему сочинения. Выскажите ваши мысли, предположения, о чем мы будем  писать?подчеркните, выделите ключевые слова (поиск ключевых слов) Итак, ключевые слова найдены. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и каждая группа составит вопросы (они  могут быть разными, количество неограниченно) к предложенной теме. Прошу вас включить  в список своих вопросов и героя романа Лермонтова. (с каких вопросительных местоимений  может начинаться вопрос:кто, как, почему...) Какие вопросы у вас получились? Примерные вопросы: ­ Что такое путь? ­ Что такое цель? Можно ли жить без цели? ­ Как связаны между собой слова: путь и цель? ­ Каким образом показывает Лермонтов взаимосвязь жизненного пути и цели? ­ Связаны ли эти понятия в жизни Печорина? ­ Кто виноват в этом? В чем причина отсутствия связи между этими понятиями? ­ В каких эпизодах Лермонтов показывает эту взаимосвязь? ­ Какие качества Печорина мешают ему на жизненном пути?­ Каков итог жизненного пути Печорина? ­ Актуальны ли эти понятия (путь, цель) для каждого из нас? В чем их актуальность? Б) Вспомните композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение).  Распределите оставшиеся вопросы на композиционные части. Давайте исключим повторяющиеся вопросы. А теперь предлагаю подумать, какие  вопросы можно исключить без ущерба для содержания сочинения? Что такое путь? Что такое цель? Можно ли жить без цели? Как связаны между собой слова: путь и цель? Связаны ли эти понятия в жизни Печорина? Кто виноват в этом? В чем причина отсутствия связи между этими понятиями? Какие качества Печорина мешают ему на жизненном пути? Каков итог жизненного пути Печорина? Актуальны ли эти понятия (путь, цель) для каждого из нас? В чем их актуальность? Композиция сочинения­рассуждения Вступление Что такое путь? Что такое цель? Можно ли жить без цели? Как связаны между собой слова: путь и цель? Основная часть Заключение Связаны ли эти понятия в жизни Печорина? Кто виноват в этом? В чем причина отсутствия связи между этими понятиями? Какие качества Печорина мешают ему на жизненном пути? Каков итог жизненного пути Печорина? Актуальны ли эти понятия (путь, цель) для каждого из нас? В чем их актуальность? ­ Что напоминает вам вторая колонка нашей таблицы? План сочинения. А теперь дайте тезисные (суть) ответы на получившиеся у нас вопросы. Отвечая на  вопросы, вспомните, в каких эпизодах романа мы видим Печорина? Каким он предстает  перед читателем? (по главам романа). 10 мин. Подводят итог работы IV. Закрепление урока.  Намечают план действий  работы над сочинением Итак, перед нами почти готовое  сочинение. Насколько сложной была  сегодняшняя работа? Что осталось  непонятным? Давайте обобщим все шаги,  которые мы совершили. Один из вас  записывал алгоритм работы над  сочинением. Посмотрим, что  получилось. 5 мин. V.Итог урока.  Ученики работают по  алгоритму Алгоритм работы над итоговым сочинением 1. Осмысление темы Поиск ключевых слов; стикеры оценочный листСоставляют цитатный план Записывают домашнюю  работу в дневниках. Составление вопросов по  предложенной теме. 2. Составление плана сочинения Исключить повторяющиеся  вопросы; Определить вопросы, без  которых невозможно написание  сочинений, убрать лишние вопросы; Распределить вопросы с точки  зрения композиции сочинения  (вступление, основная часть,  заключение). 3. Тезисные ответы на поставленные  вопросы. 4. Подбор аргументов из прочитанного  произведения. 5. Написание сочинения  VI. Домашнее задание.  Написать сочинение или составить  таблицу из 3 столбцов. Выполните  работу по алгоритму. Темы сочинения  (по выбору): «Кто он, «герой нашего времени»? «В чем проявляется сила и слабость  человека?»  «В чем состоит настоящее счастье?  2 мин. Итог урока:___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также