Русская литература 9 класс Подготовка к сочинению по творчеству И. С. Тургенева

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: РР: Подготовка к сочинению по творчеству И.С.Тургенева Цель урока: выработка навыков работы над сочинением. Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения. Развитие литературно-творческих способностей учащихся. Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства. Развивать письменную речь учащихся, готовить к выпускным экзаменам по литературе
Иконка файла материала 56.docx
Тема: РР: Подготовка к сочинению по творчеству И.С.Тургенева Цель урока: Выработка навыков работы над сочинением. Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения. Развитие литературно­творческих способностей учащихся. Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.  наглядности Деятельность обучающихся Ученики с помощью  атомов и молекул  объединяются в группы. Демонстрируют свои  знания и умения. 3 мин. 10 мин. Деятельность учителя I. Организационный момент. Приветствует  учеников. Для создания психологической  атмосферы проводит игру «Атом и молекулы». II. Проверка пройденного материала. Проверяет  домашнюю работу по методу «Аквариум». Аукцион тем» (опрос домашнего задания). Хочется понять, что взволновало вас, что  заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы  вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема,  сформулированная и представленная вами,  поможет понять это.  Ученики представляют и защищают темы  сочинений. Под руководством  учителя        Они выбирают наиболее интересные темы и  обосновывают свой выбор. Одна из             тем предусматривает работу по образу главного  героя романа ­ Базарова, поэтому она  становится ключевой темой  подготовительной работы в классе. 15 мин. III. Актуализация знаний.  Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По электронному  учебнику учитель объясняет новую тему.  Ученики демонстрируют свои знания.  трагическая личность?» а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению. б) работа в группах.   Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением  плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и  приемлемый, например:   План. «И весь портрет его вызывал неприятие…». 1 Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя. 2 Базаров – «новый» герой или трагическая личность? 1 2 Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии. 3 Испытание любовью. 4 Одинок ли Базаров? 5 Автор и его герой. 3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.     Работа с лидерами группы Лидеры группы получают карточки – лакуны.Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. В сильном классе  возможен пропуск целых предложений. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно  менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению.  Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют  варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый  ученик заносит в рабочие тетради. Например: План. «И весь портрет его вызывал неприятие…» 1 Причины появления в обществе и литературе 2­ой половины 19 века «нового»  героя. 2 Базаров ­ «новый» герой или трагическая личность? 1 2 Программа жизни Базарова ­ нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии. 3 Испытание любовью. 4 Одинок ли Базаров? 5 Автор и его герой. 3 «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.        в) индивидуальная работа с капитанами команд.             Лидеры  получают карточки – лакуны.        Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Иногда можно  допустить пропуск целых предложений, но это возможно только в сильном классе. Объём вставляемой  конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа  создаст свой вариант 1­ ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют   варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют их. Понравившиеся проекты  вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например: 1. Грозовая эпоха 60­х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на  _________ деле русский народ по­прежнему оставался __________________. Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем  этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и  дети». 2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева  ­ роман  __________________. Со станиц романа ______________  ______________ нас в атмосферу грозовой  эпохи. Его герои: _________________________________________ ­ взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________  образ ______________.         3. В русской литературе 2­ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного  во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________.  Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное  ____________________ к своему герою ­ _______________ Базарову.       г) работа по группее «Зеркальное отражение».           Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно   использовать в  сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения,  противоположные по смыслу исходным. ­ Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;­ Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем; ­ Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью; ­ Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти; ­ Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания. Ответы перерастают в мини беседу по плану 2­ой части сочинения, которая оформляется в черновике  секретарями каждой группы. д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».     Каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или  предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материала мини – беседы и команды  «Зеркальное отражение».     В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы  товарищей, исправить допущенные ошибки. «Осколки»        1.  Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет  ______ с п…дпояса…ой   беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что  _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович  _______________________________.       2.   Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о  философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________  остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.  3 И свё(таки)  _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________. Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор  заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?        4.  Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что  ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.    Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый  материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в  черновиках.     е) работа над заключительной частью сочинения.        Ученикам предлагается команда «Клише».        Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика,  который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом  или предлагают свой вариант. ­ В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые  не умирают, а  живут в веках). ­ К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и  Печорин Лермонтова, Чайльд­Гарольд Байрона и Базаров Тургенева). ­ В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного  которому нет»). ­ Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовыхпожертвовать собой ради общего блага). ­ Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________ ­ Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло). ­ Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________ ­ Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________ ­ Писарев назвал Базарова _________________________________________________ Таким образом, мы одновременно напишем заключительную 10 мин. IV. Закрепление урока. Предлагает ученикам тест  на соответствие. По методу «Мозговой штурм»  закрепляет урок. 5 мин. V. Итог урока. Организует систематизацию и  обобщение совместных достижений. Проводит  рефлексию. Ученики соотносят  вопросы с правильными  ответами. Ученики  демонстрируют свои  знания. Оценивают работу своих  одноклассников.  Тест на  соответствие Дерево  Блоба стикеры  2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности  выполнения домашней работы. Записывают домашнюю  работу в дневниках. Итог урока:_____________________________________________________________________ Положительные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________

Посмотрите также