Тема: Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Цели урока: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего; развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением; этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробудить желание к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества, подвести ребят к мысли об отрицательном воздействии таких человеческих качеств как апатия, лень, безынициативность.
Тип урока: урок обучающего сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов».
Дата Класс: 9 66
Тема: Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Цели урока: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению
идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего; развитие устной и
письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением; этическое и
эстетическое воспитание учащихся, пробудить желание к активной деятельности, полезной как
для самого ученика, так и для общества, подвести ребят к мысли об отрицательном воздействии
таких человеческих качеств как апатия, лень, безынициативность.
Тип урока: урок обучающего сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов».
Деятельность обучающихся Наглядности
Все, стоя в кругу с плотно
закрытыми глазами,
протягивают руки вперед и
сцепляются ими с теми людьми,
на которых наткнулись.
Ученики осмысливают эпиграф
Шарики
Ученики отвечают на вопросы
учителя, показывают знание
содержания текста
Текст романа
Иллюстрации
к роману
3 мин.
10 мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент.
Приветствует учеников. Для
развития коммуникативных
навыков, сплоченности внутри
команды проводит игру «Шарики»
II. Мотивация к изучению нового
материала.
Это не мечта – это какая – то …
обломовщина!
20 мин.
III. Актуализация знаний.
беседа на знание текста
1.Какое время года открывает роман
Гончарова «Обломов»? (Весна)
2.Что сниться Обломову? (детство)
3.Где ( в каком эпизоде находится
экспозиция? (1 часть)
4.К какому литературному
направлению относится роман7
(Реализм)
5.Где происходит действие романа?
(Петербург)
6. Можно ли назвать Обломова
деятельным человеком?
3.Материал для наблюдения.
Закончите фразы:
Обломовэто роман о…( о самом
романе)
Обломов – это герой…
Аналитическая работа:
Вернемся к домашнему заданию и
заполним таблицу.
Анализирую образ героя,
попутно открываем карточки Каким мы видим героя в отношении
к другим героям
Добрый. Открывается карточка
добрый
Как живет Обломов?
Почему его все обманывают? –
Почему он лежит и ни с кем не
общается
Назовите положительные качества
и отрицательные:
Положит. Отрицат.
Есть желание быть полезным , Но не
прилагает никаких училий
Выводы: Он задается вопросами о
жизни, но его философия сводится
к следующему: «только не сейчас»
Работа над именем героя.
Обломобломался.
Двойственность героя. Хочет быть
полезным, но не прилагает никаких
усилий.
Тяготиться ли Обломов своей
жизнью?
Просмотр видеофрагмента.
Беседа Обломова со Штольцем
стремиться к гармонии, к
комфорту
несамостоятельный
протест против жизненной
суеты
зачитываются слова Обломова:
«я устал от вашего Петербурга»
Сегодня ли он стал таким? Кто
или что виновато в этом? (Во
первых, Обломов бездействует,
т.к. он барин. Вовторых, он не
берется за дело, если видит в
нем бессмысленность. У
Штольца он спашивает6 «Зачем
тебе столько денег?», в –
третьих на становление
Обломова сыграло воспитание и
влияние общества. Обломов
чуткий, понимающий искусство
человек, понимающий гармонию
природы, не такой как все. И
Ольга Ильинская увидела это «
Вы нежный и добрый». Обломов
умеет ценить прекрасное и
тянется к гармонии, но
действительность противоречит
миру его души. Он осознанно
отстраняется от участия в ней,
а не только изза чувства
апатии и лени.)
Кто пытается помочь Обломову
поменять отношение к жизни?
(Ольга и Штольц. Дать им
характеристику: какие качества
их связывают) (для них смысл
жизни заключается в
деятельности)
10 мин.
Вывод:
Обломовщина по словам
Н.Добролюбова это явление жизни,
в ней предстает перед нами живой
современный русский тип,
характеризующий подобный образ
жизни.
Гончаров отнесся к своему герою
отрицательно, но вместе с тем
смягчил свою оценку, признавая
устами Штольца отмирание
Литературная фантазия:
Обломов в наши дни.
Стикеры
Теперь я вам предлагаю
немного пофантазировать и
представить, как бы выглядел
Обломов в наши дни? Кого
можно было бы назвать
сторонником и приверженцем
обломовщины? Нарисуйте
портрет современного
Обломова. Порассуждайте надобломовщины «прощай, старая
Обломовка…Ты отжила свой век».
Но Гончаров пытался найти ценное в
личности Обломова, у него
«гуманное» «золотое» сердце.
вопросом: «Чем актуальна и
страшна обломовщина во все
времена?»
Итог урока
Что такое обломовщина?
Для чего живет человек?
В чем вы видите смысл жизни?
Что сгубило Обломова?
В чем заключалась утопическая
мечта Обломова?
2 мин.
V. Домашняя работа.
Написать сочинение по роману
Записывают домашнюю работу
в дневниках.
Учебник
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________