Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Демон»
Цель урока: Расширить знания о творчестве М.Ю. Лермонтове, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта;
обучить интерпретации поэтического текста, развивать навыки вдумчивого, вдумчивого текста;
Ожидаемый результат:
развивается монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки исследования и самоподготовки, работы с источниками и справочной литературой;
Дата: Класс: 9 32 урок
Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Демон»
Цель урока: Расширить знания о творчестве М.Ю. Лермонтове, помочь учащимся понять образ Демона в
творчестве поэта; обучить интерпретации поэтического текста, развивать навыки вдумчивого, вдумчивого
текста;
Ожидаемый результат:
развивается монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки исследования и самоподготовки,
работы с источниками и справочной литературой;
Деятельность учителя
3 мин.
5 мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для
создания психологической атмосферы проводит игру
«Рисунок на спине».
II. Проверка домашней работы. С помощью метода
«КСО» осуществляет проверку домашней работы.
наглядност
и
Бумага А4
Деятельность
обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Рисуют рисунки.
Ученики демонстрируют
свои знания, задают друг
другу вопросы.
III. Осмысление новой информации.
С помощью метода «Подумать – сговориться обсудить» осуществляет усвоение нового материала.
. Проводит игру «Хочу спросить»
Заполнение таблицы предсказаний
Ученики демонстрируют свои знания. Проводят игру «Хочу спросить».
Выступление 1 группы (реализация опережающего домашнего задания).
Ответы на вопросы:
– Что означает слово «демон»?
– Как понимался этот образ в эпоху античности, в христианской мифологии?
– Что отличает Демона Лермонтова от «предшественников»?
Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые
разнообразные человеческие порывыстремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его
внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое»
сопряжено с познанием самого себя.Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, взбунтовавшемся против Бога. Демон как дух отрицания
в средневековых легендах, в стихотворениях. Здесь демон – двойник сатаны, «враг человеческий».
Демон Лермонтова совмещает мефистофельское и человеческое, это скиталец, отвергнутый небом и землёй,
и в то же время внутреннее сознание человека. Демон Лермонтова отличается многосторонностью,
совмещает в своей природе человеческое, ангельское, сатанинское.
– Итак, каков же Демон Лермонтова? Перескажите кратко сюжет.
Как вы понимаете первую строку («Печальный демон, дух изгнанья…»)?
Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к
страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух
изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из
«жилища света»).
Выступление 2 группы.
– Какие определения даны Демону в поэме? Какой образ создается в 1 части? Назовите основные черты.
Противоречивость, пугающее равнодушие, мир небесной гармонии и красоты чужд ему, земля
представляется «ничтожной», весь Божий мир он окидывает презрительным оком. Демон безразличен и к
цели, сущности бытия:
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья
И зло наскучило ему…
– Что происходит с Демоном, когда он видит Тамару? (Чтение фрагмента 9 главы 1 части)
– Как вы думаете, возможно ли возрождение Демона? (Эпизод гибели жениха Тамары)
– О чем поёт Демон Тамаре, к чему её призывает?
(Забыть всё земное, быть беспечной, ничего не чувствовать, он опьяняет её «сладкой песней», «золотыми
снами»)
– Каков же Демон во 2 части поэмы?
– Почему действие 2 части перенесено в монастырь?
– Что значит для Тамары уход в монастырь?
– Что чувствует Демон там?.
10
мин.
IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума»
проводит закрепление урока. Предлагает ученикам
тестовые вопросы.
Написание ЭССЕ на тему «Мой демон»?»
Учащиеся отвечают на
разноуровневые вопросы.
Работают с тестовыми
вопросами.
Тестовые
вопросы
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении
глаголов. Каждый воспринял новую информацию по
своему. Давайте, напишем телеграмму своим
одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма»)
2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения д/работы.
Ученики пишут
телеграммы своим
одноклассникам.
Оценивают свои работы.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
стикеры
фишки
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________