Предмет русская литература
Тема урока: Внеклассное чтение . Феофраст «Характеры»
Цель урока:
1. познакомить учащихся с учеником Аристотеля Феофрастом;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать желание быть тактичным, отрицательно относится к лицемерию, бестактности, нечистоплотности.
Ожидаемый результат: познакомятся с произведением Феофраста «Характеры»
Тип урока: изучение нового материала
Дата_________________ Утверждаю________
Класс 9
Предмет русская литература
Тема урока: Внеклассное чтение . Феофраст «Характеры»
Цель урока:
1. познакомить учащихся с учеником Аристотеля Феофрастом;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать желание быть тактичным, отрицательно относится к
лицемерию, бестактности, нечистоплотности.
Ожидаемый результат: познакомятся с произведением Феофраста
«Характеры»
Тип урока: изучение нового материала
Дидаи
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
1. Расскажите оЭзопе.
2. Пересказ его басен.
3.Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о Феофрасте
Аристотель создал собственную философскую школу, называвшуюся Ликеем.
Эта школа получила еще название "перипатетической" (прогулочной),
поскольку утренние свои, эзотерические, лекции, или, точнее, беседы с
лучшими учениками Аристотель проводил, прогуливаясь по тенистым аллеям
Аполлоновой рощи. Вечерами он читал лекции широкому кругу слушателей в
ликейских стенах. Это были общедоступные (экзотерические) курсы. Школа
напоминала научно-исследовательский институт со своим уставом,
разработанным самим Аристотелем, с изучением как отдельных естественно
-научных проблем, так и с общефилософским их синтезом. Уже больной
ученый вынужден был передать Ликей в руки своего ученика Феофраста.
Огромное наследие, оставленное Аристотелем, было бы неполным без учета
маленькой книжечки его ученика Феофраста. Книжечка эта "Характеры"
продолжала классификацию и типологизацию живых существ Аристотеля на
людские типы и имела любопытное продолжение в Новое время.
Человек, как мы знаем, представлял для греков особый интерес. В ходе
собственной истории они изображали его по-разному: от зависимого от
божеств героя, но никак не индивидуальности у Гомера до открытия
внутренних, психических свойств, до личности у Сократа.
В современной психологии характер - это склад личности, образуемый
индивидуальными своеобразными и типологическими чертами и
проявляющийся в особенностях отношения (установок) к окружающей
социальной действительности".
В термине "характер" мы теперь... делаем акцент на личной особенности
индивида, которая сообщает ему печать неповторимости, исключительности и
действует как живая сила развития. Для грека же, наоборот, характер - это
"штамп" (для чекана монет, который никогда не предназначен для одного
экземпляра), "тип", "застывшая маска". Оттого Феофраста не интересует
"личность", но всегда "тип".[1]
Книга "Характеры" состоит из 30 небольших портретов разного рода людей с
определенными характерами. Вот название нескольких первых зарисовок:"Притворщик", "Льстец", "Пустослов", "Деревенщина", "Угодливый",
"Отчаянный", "Болтун", "Сочинитель слухов". Обыкновенно эти зарисовки
характеров у Феофраста трактуются как зарисовки "живых", "реальных",
"жизненно правдивых" и т.д. людей. Обычно даже считается, что здесь
изображается настоящий человек; да и сам Феофраст считал, что он
изображает именно человеческое поведение и жизнь "человека". Этот
"человек" есть понятие, в общем, довольно туманное. У Гомера тоже
изображены не животные, а люди. Начало греческой лирики тоже обычно
трактуется в учебниках как обращение к живому человеку. Аристотель в
своей этике тоже рисует характер, поведение и слова живых людей. И вот то
же самое утверждает теперь Феофраст, не говоря уже о всей новоаттической
комедии, которая тоже есть изображение опять-таки человека же во всей его
жизненной обстановке. Дело, однако, заключается не в том, что все греческие
поэты и драматурги изображали животных, а не людей, и только, дескать,
комедиограф III в. до н.э.. Менандр и Феофраст начали изображать именно
людей. Дело заключается в том, что человек Менандра и Феофраста есть
человек быта, обыденный человек, или, по-нашему, попросту говоря,
мещанин. А для появления такого бытового мещанства в истории Греции
должны были произойти колоссальные сдвиги. Самый главный сдвиг в IV-III
вв., то есть в период деятельности Феофраста и Менандра, заключался в
гибели классического полиса, в котором все граждане, его составляющие,
были и внутренне и внешне неразрывно связаны со своим полисом и со всей
его судьбой. Человек классического полиса интересовался и жил поэтому не
своим мелким бытом, но большими полисными идеями. Когда же этот
классический полис, в результате своего беспримерного разрастания, стал
уже далеко выходить за узкие пределы местных интересов и возникла
неотвратимая потребность в создании огромного государства, которое только
и могло держать в своих руках растущее рабовладельческое население, вот
тут-то и возник класс мелких и свободных производителей, которые всю
полноту политической власти уже отдавали государству, а сами
ограничивались только своими мелкобытовыми интересами. Поэтому под
видом "человека", "живого человека", "настоящего" человека у Феофраста и
явился не просто человек (человеки всегда были разные), а человек
мелкобытовой, появившийся на исторической арене в результате гибели
насквозь идейного классического полиса со всеми его такими же идейными
гражданами, то есть в результате социально-политической катастрофы,
приведшей Грецию от ее полисно-партикулярной структуры к военно-
монархическим организациям эллинизма. Все это во многом заметно даже у
Аристотеля и даже у Платона, сошедших со сцены как раз в годы
македонских завоеваний, то есть в начальные годы эллинизма вообще.
Эстетика Феофраста в его характеристиках, таким образом, есть
мелкобытовая и мещанская эстетика, возникшая в результате огромной
социальной революции, шедшей от мелкого рабовладения греческой классики
к очень ярким формам крупного рабовладения эпохи эллинизма.
Ученик аристоеля Феофраст последовательно реализует намеченный путь
психогностики. Он первым начал использовать изначально ремесленный
термин "характер" в психологическом контексте. Самый известный трактат
"характеры" или "характеристики", считается, что именно с него началось
описание характеров людей. Это скорее конспективные наброски с натуры,
наблюдения. Феофраст изображает типовые характеры.
Трактат включает 30 (в более полных рукописях 31) характеристик, где
рисуются типы льстеца, глупца, труса, и т.д. Изображение каждого характера
начинается с определения, в котором дается моральная оценка свойства;
вредно оно, или просто неприятно, затем следует иллюстрация поступков,присущих именно данному типу. Все характеры в трактате делятся на
категории: часть из них – это так называемые вечные типы, передающее
нечто непреходящее в человеческой натуре (скупой, трус), другие
отображают особенности общественной действительности Афин конца 4 в. До
н.р. (например подлолюбие). При этом наряду с подобными политическими
характерами дано несколько специальных типов – представителей горожан
(отчаянность, тщеславие), а также тип зажиточного крестьянина
(неотёсанность). Феофраст выделяет типы по их доминирующей черте.
В античности до возникновения собой науки о человеке, человек был
субъектом, связанным с богами, он имел характер, но не обладал личностью,
не будучиспособным действовать самостоятельно, - его сознание связано,
поведение обусловлено божественным планом. Свойства субъекта
обнаруживают скрытый замысел высших сил. В этот период ещё отсутствует
понятие внутренней жизни индивида, его субъектного мира. И сами боги
выступают в виде могуществ, но не личностей, они не имеют личных качеств.
Впервые софисты и Сократ начинают изучать внутреннюю жизнь человека,
"открывают" личность. Человек - "мера всех вещей". Важнее всего свобода
воли индивида. Нравственная ценность субъекта в нём самом. Еврипид
изображает индивида с независимой волей, не подвластной никакому
божеству. На первый план роль отдельного человека и интерес к нему в науке
и литературе выдвигается в конце 4 в. до н.э. в эпоху Феофраста.
Феофраст продолжает вслед за софистами и др. философами наблюдать
личность как нечто объективное, как вещь, как чужое "Я". Это, по мнению
греков, есть характер. Объект исследования Феофраста – ча стный индивид,
афинский обыватель, "человек быта", принадлежащий к низшим и средним
слоям рабовладельческого строя. Феофраст придаёт своим типам
наглядность, его образы ярки. В трактате нет ни одной положительной черты,
это серия эскизов, в которых выведены носители того или иного недостатка.
Человек может и должен среди множества образов жизни выбирать
наилучший. Путём нахождения середины между крайностями индивиду
укрощает свои страсти, достигает доблести и становится "правильным"
человеком, анализируя соотношение нрава с поступками и переживаниями.
Для Феофраста идеальной нормой служит "созерцательная" жизнь учёного –
философа. Филосов должен выявлять пороки реального мира. Феофраст не
обнаруживает притязаний быть чем-нибудь более равнодушного и
откровенного критика. Показываемые им характеры не стоят на нравственной
высоте – это обыкновенные люди с обыкновенно душой. Каждая из
характеристик является как бы конспектом драматических сценок, рисующих
поведение определённого типа в разных ситуациях. Феофраст приводит
преимущественно резко выраженные характеры, отличающиеся некоторым
гротеском, исключительностью. Он подмечает в человеке среди множества
черт постоянную, по которой создаётся представление о переживаниях
индивида. Человеческие свойства он группирует по главному, устойчиво
доминирующему свойству и показывает, как данное свойство выражается в
манере поведения. Каждому свойству он ставит в параллель определённый
носитель – тип или характер человека, обусловленный преобладанием той
или иной особенности, например грубости.
Этюды Феофраста были подготовлены работами Аристотеля. В основе его
представлений о "характерах" лежат те же этические предпосылки о добре и
зле, добродетели и пророке, что и у Аристотеля. Тождественность в
определениях Аристотелем и Феофрастом тех или иных черт, например,
пустословия, трусости.Как и Аристотель, Феофраст описывает только свободнорождённых афинян и
только мужские характеры. В его набросках нет ни женщин, ни рабов - ни те,
ни другие не могут служить этической нормой.
Аналогия и преемственность просматриваются также в категории
рассматриваемых качеств - это неспособности и вообще не дианоэтические, а
именно этические свойства. В трактате Феофраста интеллект упоминается
всего однажды, моральные же черты берутся с повтором. Похож
непосредственный перечень разбираемых черт и их частное различие.
Вырисовывая типы, Феофраст в известном смысле воспроизводит линии
анализа своего учителя - о зависимости человеческого нрава от возраста.
Однако наряду с явным сходством, можно обнаружить и определённые
различия. Продолжая и развивая этическое учение Аристотеля, Феофраст
делает попытку создать типологию душевных людей, как типологию пороков.
Аристотель включал элементы классификации в разработку проблемы
аффекта. Но собственно типологической признаётся схема Феофраста, и
считается, что ему принадлежит одна из первых попыток классификации
характера, хотя и подчёркиваются её очевидные слабости: отсутствие
единого основания для выделения типов и наличие повторов.
Единое понимание Аристотелем и Феофрастом того, что такое человеческий
нрав, в идентичной трактовке его природы.
По учению о добродетелях человеческие черты проявляются во внешности
субъекта. Феофраст только формально зависит от физиогномики. Натурализм
4 века выдвигает проблему характера в виде комплекса будничных черт
бытового человека.
Феофраст изучает поступки и слова людей, в которых наиболее ярко
выступают качества данного лица. Он наблюдает поведение человека в
непосредственной бытовой обстановке. Индивид выявляет себя в
каждодневных действиях - в том, как носит одежду и пр. Каждому свойству
релевантен особый стандарт поступков в жизни. Если Аристотель намечает
путь, каким человек способен формировать свой характер, Феофраст в серии
типизированных образов показывает, что из этого получается в конкретных
социальных условиях. Аристотель исследует добродетельность в контексте
общественной жизни античного общества.
Ученик Феофраста Менандр, применяя приём Феофраста, рисует уже
индивидуальные черты характера. [6]
Сочинения Феофраста под общепринятым заглавием "Характеры" стоит
особняком во всей древнегреческой литературе; оно не вписывается ни в
один привычный жанровый канон. Отсюда такое обилие противоречивых,
часто взаимоисключающих толкований произведения. До сих пор
исследование "Характеров" шло (эта тенденция продолжает сохраняться) по
двум главным направлениям: сочинение интерпретировалось как научно -
философское и как сочинение художественной литературы. В соответствии с
первым положением "Характеры" являются некоторой частью одного из
научных трактатов Феофраста по этике, во втором случае рассматриваются
как художественно выполненные иллюстрации, входившие в какое-то из
сочинений Феофраста о поэтическом или риторическом искусстве. Итак,
получается, что при любом указанном допущении жанровая форма
"Характеров" оказывается несамостоятельной, ибо какие бы усилия не
предпринимались исследователями для отыскания подходящих аналогий,
"Характеры" так и остаются либо одним большим эксцерптом (или
гипомнематической, дополняющей частью), либо малыми эксцерптами,
одинаково принадлежащими к одному обширному труду философа. В связи со
сказанным встает вопрос о степени научности и художественности в
интересующем нас произведении.В настоящее время едва ли кто станет подвергать сомнению эстетические
намерения автора "Характеров". И, однако, мы еще нередко встречаемся с
мнением, согласно которому "Характеры" могли служить художественно
обработанными примерами отдельных положений не только в теоретических
исследованиях Феофраста по литературе (поэтика и риторика), но и в научно-
философских его трактатах. Все творчество Феофраста рассматривается
обычно на фоне философского наследия Аристотеля. Отношения ученика и
учителя, традиционный взгляд (идущий еще от античности) на Феофраста как
на последователя Стагирита, развивавшего и дополнявшего его учение,
позволяют не только поставить "Характеры" в связь с некоторыми
сочинениями Аристотеля, проблематика которых близка последним, но и дают
почти единственную возможность как для уяснения общих мировоззренческих
установок Феофраста, так и для понимания художественных и эстетических
принципов, лежащих вих основе.
Запись в тетрадь
4. Закрепление изученного материала.
-Что означает слово этикет?
-Чтение отрывков из книги «Характеры», стр. 28-35
-Анализ прочитанных отрывков по вопросам учебника.
5. Домашнее задание: пересказ , стр.28-35
6. Подведение итогов занятий
7.Рефлексия. Прием «Создай паспорт»