Тема: Вн. чт. (читательская конференция): О. Бальзак. «Гобсек», «Шагреневая кожа».
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся об особенностях развития критического реализма во Франции, показать, что "человеческая комедия О.Бальзака - это картина полувековой истории французского общества, в котором правит капитал, убивающий своих подданных все человеческое. Безусловно, такой урок направлен и на развитие речи учащихся, навыков литературного анализа.»
Дата: Класс: 9 55 урок
Тема: Вн. чт. (читательская конференция): О. Бальзак. «Гобсек», «Шагреневая кожа».
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся об особенностях развития критического реализма во
Франции, показать, что "человеческая комедия О.Бальзака это картина полувековой истории
французского общества, в котором правит капитал, убивающий своих подданных все человеческое.
Безусловно, такой урок направлен и на развитие речи учащихся, навыков литературного анализа.»
Деятельность учителя
3 мин.
10 мин.
I. Организационный момент. Приветствует
учеников. Для создания психологической
атмосферы проводит игру «Путаница».
II. Проверка пройденного материала.
По методу «Броуновское движение»
осуществляет проверку домашней работы.
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся на
группы. Осмысливают
поставленную цель.
Демонстрируют свои
знания, умения по
домашней работе.
Наглядности
Мяч
20 мин.
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение
нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.
Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.
ае
• Онор де Бальз к
ее
(фр. Honoré de Balzac [ ɔ n ɔʁ
e d bal zak
ə
ˈ
]; 20 мая
1799, Тур — 18 августа 1850, Париж) — французский писатель. Не
имеет никакого родственного отношения к французскому писателю
ЖануЛуи
Гез
Бальзак; частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому
роду, начал использовать около 1830 года.
де Бальзаку (15971654). Имя при рождении — ОнореГлавный герой повести – Гобсек – пожилой человек, скопивший на старости лет огромное количество
денег. Живет в одиночестве, практически ни с кем не общается, из дома выходит исключительно по делу.
Единственный человек, интересный Гобсеку, молодой стряпчий Дервилль. Старик видел в нем умного
собеседника, верного друга, делового товарища и просто хорошего человека. Юноша, в свою очередь,
общаясь со стариком, набирался опыта, просил совета и рекомендаций. Кроме того, Дервилль частенько
анализировал характер собеседника и пришел к мысли, что в Гобсеке живут два существа: скряга и
философ, существо подлое и возвышенное
Великие писатели подобно Колумбам, совершая свой бесстрастный подвиг, открывают нам новые миры.
Бальзак поразил своих современников открытием буржуазного общества. Перед изумленным взором
художника возникла бездна. Он заглянул в нее и понял, что никакое, даже самое совершенное
произведение не способно вместить драму современной жизни. Он посвятил ей все свое творчество.
Представим, что у нас на уроке присутствует писатель Бальзак, некоторые из его литературный героев,
литературный критик. Они расскажут нам о себе.
Вопрос современнику Бальзака:
Что было характерно, на Ваш взгляд, для эпохи, в которой, Вы жили? (Ответ можно найти в учебнике).
Вопрос Бальзаку:
Вы задумали произведение о современном обществе, но не казалось ли Вам эта задача чрезмерно трудной?
Бальзак:
Да, если бы я взялся написать только один роман и в нем сказать все о своем времени, это было бы
невыполнимо. Но я задумал создать 120 произведений объединив их общим названием "Человеческая
комедия". Удалось написать 96.
Вопрос:
С какого произведения по Вашему мнению лучше начинать знакомства с Вашими героями, Вышим
творчеством?
Бальзак:
"Отец Горио" и только "Отец Горио"! Как ни одно другое произведение, роман этот вводит в мир моих
героев. Перед вами возникнут образы Эжена Растиньяка, Максима де Трая, растовщика Гопсика, беглого
каторжника Жака Колена, светских львиц Дельфины Нусенген, графини Ресто, честных труженников
адвоката Дервиля, врача Бьяншона. Вновь и вновь они будут появляться на страницах "человеческой
комедии". Именно здесь я сделал главное свое открытие, изобразил драму современной жизни.
Горио:
Я разбогател во время голода: спекулировал мукой. Жена умерла, оставив двух дочерей, Анастази и
Дельфину. После революции деньги стали цениться выше родовитости и знатности. Поэтому мне удалось
выдать Анастази за графа де Ресто, Дельфину за банкира Нусингена. Я мечтал устроить себе два жизни,два дома, где найду любовь и ласку. Но все сложилась поиному. Мое низкое происхождение и больше
всего разорение мешало высокородным, богатым зятьям и меня изгнали как последнего негодяя. Я
поселился в пансионе Воке и постепенно превратился из господина Горио в папашу Горио.
Вопрос литературному критику:
С каких точек зрения изображает трагедию Горио Бальзак?
Литературный критик:
Думаю, что взгляд писателя обращен к двум сторонам жизни: общечеловеческой и социальной. Его герой
испытывает всепоглощающую, беспредельную самозабвенную любовь к своим дочерям, которые не знают
компромиссов, оговорок, сомнений.
Но для Бальзака трагедия Горио имеет более глубокие корни. Он живет в страшное время становления
буржуазной морали, буржуазной нравственности. С тех пор, как Горио разбогател, не он владеет деньгами,
а деньги им, его душой.
Вопрос Горио:
В чем же был смысл Вашей жизни? "Деньги это жизнь. Деньги все". Я и дочерей устраивал, рассчитывал
на всесилие денег. Я купил им богатых и знатных мужей. Выгодно купить, выгодно продать вот правило,
по которому я жил.
Вопрос Горио:
Но ведь не помогли Вам деньги? Разве они дают любовь, привязанность, благодарность?
Горио:
Если бы у меня были деньги до конца дней моих, если бы судьба не сделала меня нищим! Разве я потерял
бы своих дорогих дочерей?
Вопрос Бальзаку:
Какую цель преследовали Вы, когда обратились к истории жизни Горио?
Бальзак:
я показал обществу, где нет места бескорыстному чувству, где интересы собственника превыше всего.
Тому пример не только судьба отца Горио. Спросите Викторину Тайфер, почему она жила в пансионе
Воке.
Викторина Тайфер:
Отец прогнал меня из дома, поселил в пансионе Воке потому, что не хотел делить наследство между мной
и братом, хотя деньги мне были не нужны, нужна была любовь отца. И только когда брат погиб на дуэли,
отец вернул мне свою любовь: ведь я стала его наследницей.
Вопрос Бальзаку:
Кого из героев "Человеческой комедии" Вы считаете главным и почему?
10 мин.
IV.Итог урока. По методу «Ромашка Блума»
закрепляет урок. Организует систематизацию и
обобщение совместных достижений. Организует
индивидуальную работу по личным достижениям.
Проводит рефлексию.
Понравился ли вам урок?
Что было трудным для вас?
Что вам больше понравилось?
Оценивают работу
своих одноклассников.
На стикерах
записывают свое мнение
по поводу урока.
Разноуровневые
карточки
Стикеры
Светофор
2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней
работы.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
Итог урока:_____________________________________________________________________Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________