Тема: Жанр и проблематика повести «Пиковая дама».
Цель урока:
Обучающие: познакомить с повестью А.С.Пушкина «Пиковая дама»;
расширить знания о биографии писателя, об эпохе;
научить анализировать выборочные эпизоды текста; учить составлению развернутой характеристики героя;
Развивающие: формировать навык составления характеристики героя произведения.
Воспитательные: проблемы актуальные и в наше время; работать в группе
Дата: Класс: 9 урок 1617
Тема: Жанр и проблематика повести «Пиковая дама».
Цель урока:
Обучающие: познакомить с повестью А.С.Пушкина «Пиковая дама»; расширить знания о биографии
писателя, об эпохе; научить анализировать выборочные эпизоды текста.
Развивающие: формировать навык составления характеристики героя произведения.
наглядности
Кубик Блума
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся
на группы.
Осмысливают
поставленную
цель.
Демонстрируют
свои знания,
умения по
домашней работе.
Деятельность учителя
3 мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для
создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в
тебе нравится...».
10 мин.
II. Проверка пройденного материала.
По таксономии Блума осуществляет проверку домашней
работы.
Викторина «Назови героя»
Итак, приглашаю вас окунуться в мир пушкинской
прозы, прекрасной и удивительной. По строкам из
произведения узнайте, о каком герое идет речь
«…была сущею мученицею. Она разливала чай и получала
выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала
романы и виновата была во всех ошибках автора; она
отвечала за погоду и за мостовую. Ей было назначено
жалованье, которое никогда не доплачивали. В свете
играла она саму жалкую роль. Все ее знали, и никто не
замечал…»
«Он был скрытен и честолюбив… имел сильные страсти
и огненное воображение, ног твердость спасла его от
обыкновенных заблуждений молодости… Будучи в душе
игрок, никогда не брал он карты в руки…»
«Она не имела ни малейшего притязания на красоту,
давно увядшую, но сохранила привычки своей молодости,
строго следовала модам 70х годов и одевалась так же
долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому
назад»
20 мин.
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение
записей учащимися. Показывает сюжет о писателе.
Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.
Ученики делают выводы по увиденному.
Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.
Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого
героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает
Пушкин.1 группа. Образ Германна.
Какие «три верных карты» живут в душе Германна? (Расчет, умеренность,
трудолюбие).
Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни.
Запишите черты характера Германна. (Человек сильных страстей и огненного
воображения. Скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив
почти до скупости. Ради достижения цели готов на все: и увлечь молодую
девушку, которую вовсе не любит, и стать любовником восьмидесятилетней
старухи, и даже пойти на преступление.)
Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения
происходят в его натуре? (Гл. 6)
Каково авторское отношение к Германну? Можно ли назвать его однозначным?
А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва?
Заполните дискуссионную карту.
ЗЛОДЕЙ
ЖЕРТВА
1.
2.
3.
Германн злодей
или жертва?
1.
2.
3.
Выводы:
В лице главного действующего лица повести с его «профилем
Наполеона, а душой Мефистофеля» Пушкин создал тип нового «героя» хищника
– стяжателя, который
русской
действительности. Для Германна главная цель его жизни – личное благополучие,
деньги.
Германна
взаимоотношения человека и окружающей среды, растлевающее влияние
богатства, денег.
начал возникать
в это время
Проблема,
в
поднимаемая
Пушкиным
образом
2 группа. Образ Лизаветы Ивановны.
Какова роль Лизаветы Ивановны в повести?
Перечитайте диалог Лизы и Германна после убийства графини. (Гл.4.)
Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германне?
Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу? (Она
помогла ему войти в дом, возможно, она боится, чувствует свою вину)
Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает
Герману? (Выход из создавшегося положения)
Каково отношение автора к героине? Приведите примеры.
А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.
ДА!
НЕТ!
1.
2.
3.
Вы осуждаете или
оправдываете Лизавету
Ивановну?
1.
2.
3.Вывод. Почему, повашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему
общественной жизни и литературы.
3 группа. Образ графини.
Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит?
В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим? (Никому
не нужна, жизнь ее бессмысленна. Мучает всех домашних, особенно достается
Лизе).
Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно.
(Игральные карты, старая графиня, символ судьбы, увлекающей героя к
безумию).
Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите.
Заполните дискуссионную карту.
ДА!
НЕТ!
1.
2.
3.
Имеет ли право кто –
либо лишить жизни
другого человека, даже
если тот никчемен и
никому не нужен?
1.
2.
3.
Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин _________________________
(Проблема отношения к человеческой жизни: никакая цель не может оправдать убийства.
Мы вернемся к этой проблеме при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание»)
10 мин.
IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение
совместных достижений. Организует индивидуальную работу
по личным достижениям.
Проводит рефлексию.
Понравился ли вам урок?
Что было трудным для вас?
Что вам больше понравилось?
Оценивают
работу своих
одноклассников.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Дерево
Блоба
стикеры
2 мин.
Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают
домашнюю работу
в дневниках.
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:___________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________