Русская литература 9 класс Жанр и проблематика повести «Пиковая дама».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Жанр и проблематика повести «Пиковая дама». Цель урока: Обучающие: познакомить с повестью А.С.Пушкина «Пиковая дама»; расширить знания о биографии писателя, об эпохе; научить анализировать выборочные эпизоды текста; учить составлению развернутой характеристики героя; Развивающие: формировать навык составления характеристики героя произведения. Воспитательные: проблемы актуальные и в наше время; работать в группе
Иконка файла материала 16-17.docx
Дата:    Класс: 9     урок 16­17  Тема: Жанр и проблематика повести «Пиковая дама». Цель урока:  Обучающие: познакомить с повестью А.С.Пушкина «Пиковая дама»; расширить знания о биографии  писателя, об эпохе; научить анализировать выборочные эпизоды текста. Развивающие: формировать навык составления характеристики героя произведения. наглядности Кубик Блума Деятельность обучающихся Ученики делятся  на группы.  Осмысливают  поставленную  цель. Демонстрируют  свои знания,  умения по  домашней работе. Деятельность учителя 3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для  создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в  тебе нравится...». 10 мин. II. Проверка пройденного материала.  По таксономии Блума осуществляет проверку домашней  работы. Викторина  «Назови  героя» Итак,   приглашаю  вас  окунуться  в мир  пушкинской прозы,     прекрасной     и   удивительной.     По     строкам     из произведения  узнайте,  о каком  герое  идет речь «…была  сущею  мученицею. Она разливала  чай и получала выговоры   за   лишний   расход     сахара;   она     вслух   читала романы и   виновата   была   во   всех ошибках автора; она отвечала   за   погоду и за   мостовую. Ей было назначено жалованье,   которое   никогда   не   доплачивали.   В   свете играла  она саму жалкую роль. Все  ее знали, и никто не замечал…» «Он был скрытен и честолюбив… имел сильные  страсти и   огненное     воображение,   ног   твердость   спасла   его   от обыкновенных заблуждений молодости… Будучи   в душе игрок, никогда не брал он карты в руки…» «Она не имела   ни   малейшего   притязания на красоту, давно увядшую, но сохранила  привычки  своей  молодости, строго  следовала модам  70­х годов и одевалась так же долго, так же  старательно, как и шестьдесят лет тому назад» 20 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.  По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение  записей учащимися. Показывает сюжет о писателе. Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. Ученики делают выводы по увиденному.    Анализ  образов – персонажей  повести.  Работа  в группах.   Инструкция:  выполнить предложенные  задания;  выделить  типичные  черты  у  каждого героя;  сделать  вывод о том,  какую  проблему,  связанную  с  данным  образом,   поднимает Пушкин.1  группа.  Образ  Германна.  Какие  «три верных  карты»    живут    в душе  Германна?  (Расчет,  умеренность, трудолюбие).  Каковы  его жизненные  устремления?  Расскажите  историю  его  жизни.  Запишите  черты  характера   Германна.  (Человек   сильных   страстей и огненного воображения.     Скрытен, честолюбив,  азартен   в душе,  но расчетлив  и   бережлив почти до   скупости. Ради   достижения   цели   готов на   все:   и увлечь молодую девушку,   которую   вовсе не любит,   и   стать любовником   восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на преступление.)  Найдите     в     повести     примеры     двойной     жизни     Германа.     Какие   изменения происходят    в  его  натуре?  (Гл. 6)  Каково  авторское  отношение  к  Германну?  Можно ли  назвать его однозначным?  А   как   вы   относитесь   к герою?   Кто он, по вашему:   злодей   или   жертва? Заполните  дискуссионную  карту. ЗЛОДЕЙ ЖЕРТВА 1. 2. 3. Германн  ­  злодей или  жертва? 1. 2. 3. Выводы:   В     лице     главного   действующего     лица     повести     с   его     «профилем Наполеона, а душой  Мефистофеля»  Пушкин создал тип нового  «героя» ­ хищника –   стяжателя,   который     русской действительности.  Для  Германна   главная  цель его жизни – личное благополучие, деньги.     Германна   ­ взаимоотношения     человека   и   окружающей     среды,     растлевающее   влияние богатства,  денег.   начал   возникать     в   это   время     Проблема,     в     поднимаемая     Пушкиным     образом   2  группа.  Образ  Лизаветы  Ивановны.  Какова роль Лизаветы  Ивановны  в повести?  Перечитайте  диалог  Лизы  и Германна  после  убийства  графини. (Гл.4.)       Запишите,  чувства  и ощущения  героев.  Что поняла  Лиза  о Германне?    Почему   Лиза,  помогает  Герману,   указывая на   «потаенную»  лестницу?  (Она помогла  ему  войти  в дом,  возможно, она  боится,  чувствует  свою  вину)  Что   символизируют   «потаенная   лестница»   и   ключ,   который   Лиза вручает Герману?  (Выход  из  создавшегося  положения)  Каково отношение  автора  к героине?  Приведите  примеры.   А  вы  осуждаете или оправдываете  Лизу?  Заполните  дискуссионную  карту. ДА! НЕТ! 1. 2. 3. Вы  осуждаете или оправдываете  Лизавету Ивановну? 1. 2. 3.Вывод.  Почему,  по­вашему,  в России  так  много  «бедных  Лиз»?  Назовите  проблему общественной  жизни  и литературы. 3  группа.  Образ  графини.  Расскажите историю  жизни  бабушки  Томского.  Какую  тайну  она  хранит?  В  чем  трагизм  жизни  графини? Каково  ее отношение  к окружающим? (Никому не нужна,  жизнь  ее бессмысленна.  Мучает  всех домашних,  особенно достается Лизе).  Что   означают     три     карты?     Докажите,     что   название     повести     многозначно. (Игральные     карты,     старая     графиня,     символ   судьбы,     увлекающей   героя     к безумию).  Можно     ли     утверждать,     что   старая     графиня   –   тоже     жертва?     Докажите. Заполните  дискуссионную  карту. ДА! НЕТ! 1. 2. 3. Имеет ли право  кто – либо     лишить   жизни другого человека, даже если тот  никчемен  и никому  не нужен? 1. 2. 3. Вывод.  Проблема,   которую   поднимает     Пушкин     ­       _________________________ (Проблема  отношения  к  человеческой  жизни:  никакая  цель не  может  оправдать  убийства. Мы  вернемся  к этой  проблеме  при  изучении романа  Ф. М. Достоевского  «Преступление  и наказание») 10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение  совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.  Проводит рефлексию. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что было трудным для вас? ­ Что вам больше понравилось? Оценивают  работу своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Дерево  Блоба стикеры  2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают  домашнюю работу в дневниках. Итог урока:_____________________________________________________________________ Положительные стороны урока:___________________________________________________________________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________

Посмотрите также