Тема: « Вн. чт.: Ги де Мопассан. «Ожерелье», «Пышка». Э. Золя «Дамское счастье»
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Ги де Мопассан ; вызвать интерес к слову художественного произведения;
помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта; раскрытие образа женщины в творчестве писателя.
Дата: Класс: 10 урок 16
Тема: « Вн. чт.: Ги де Мопассан. «Ожерелье», «Пышка». Э. Золя «Дамское счастье»
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Ги де Мопассан ; вызвать интерес к
слову художественного произведения;
помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта; раскрытие образа
женщины в творчестве писателя.
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для
создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и
молекулы».
II. Проверка пройденного материала. Проверяет домашнюю
работу по методу «Призма».
Деятельность
обучающихся
Ученики с
помощью атомов
и молекул
объединяются в
группы.
Демонстрируют
свои знания и
умения.
Наглядности
Лист А4
10
мин.
15
мин.
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. Учитель
предлагает прослушать романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Слушая романс, ученики самостоятельно делают анализ стихотворения.
Известный французский писательреалист XIX века Ги де Мопассан потрясал своими новыми
рассказами, новеллами, романами всю французскую общественность, элитные слои общества.
Новеллы Ги де Мопассана стали неотъемлемой частью классики французской и мировой литературы.
Им присущ блистательный психологизм, глубина социального анализа, ясность и точность
художественной формы. Разнообразные по содержанию и жанровым особенностям, эти новеллы
несут отпечаток неизбывного интереса автора к человеку.
Хирург французского высшего общества
Время, когда жил Мопассан, было для Франции довольно благополучным, оно пришлось на расцвет
буржуазии. Ни для кого не секрет, что под благочинной и благопристойной маской представители
изысканных слоев общества скрывали ханжество, лицемерие, всеобщую продажность, бесстыдную
погоню за наживой, авантюризм и разврат. Как никто другой, Мопассан знал жизнь высшего
общества, круговорот сплетен, пучину разгулов. В своем творчестве он даже не пытался
завуалировать проблемы. Мопассан, можно сказать, был хирургом общества, но на общество его
произведения не действовали.
Предыстория новеллы «Пышка»
В 1870 году началась франкопрусская война, и с первого дня войны Мопассан служит в армии. В это
время он окончательно возненавидел французских буржуа, которые показали себя в дни войны с
самой неприглядной стороны. Результатом его наблюдений стала новелла "Пышка".
Разношерстная публика дилижанса
Из города, оккупированного прусскими войсками, выезжает дилижанс с шестью знатными персонами,
двумя монахинями, мужчинойдемократом и особой легкого поведения по прозвищу Пышка.
Мопассан дает нелестную, язвительную и краткую характеристику известным персонам, раскрывая
подноготную их прежней жизни, сколачивания состояния, получения титулов. Присутствие Пышки
оскорбило добродетельных жен буржуа, и они объединились против "этой бесстыжей продажной
твари… Несмотря на разницу в общественном положении, они чувствовали себя собратьями по
богатству, членами великой франкомасонской ложи, объединяющей всех собственников, всех, у кого
в карманах звенит золото".
Вынужденное общение с Пышкой
Пышка была единственной, кто предусмотрел, что в дороге захочется есть. Голод и ароматные
запахи еды растопят любую ледяную глыбу отношений. "Нельзя было есть припасы этой девушки ине говорить с нею. Поэтому завязалась беседа, сначала несколько сдержанная, потом все более
непринужденная…"
Поиски причины задержки дилижанса
Поселок, куда въехал дилижанс, был занят немцами. Проверка документов задержала пассажиров.
Убивая время, они высокопарно рассуждают о патриотизме и войне. Немецкий офицер, якобы
беспричинно, отказывает в выезде дилижанса из поселка. Мопассан поставил богатых людей в тупик.
Их мысли мечутся, они пытаются понять, что за причина задерживает их. "Они изо всех сил
старались выдумать какуюнибудь правдоподобную ложь, скрыть свое богатство, выдать себя за
бедных, очень бедных людей". Причина вскоре открылась прусский офицер хочет воспользоваться
услугами Пышки, единственного человека, который понастоящему патриотичен и бесстрашен.
Пышка взбешена и оскорблена унизительным предложением.
Совместное решение о самопожертвовании
Вынужденный "отдых" уже начал раздражать пассажиров. "Надо ее переубедить" было принято
решение. Разговоры о самопожертвовании "преподносились замаскированно, ловко, пристойно".
Соотечественники убедили Пышку уступить немецкому офицеру, маскируя этим свое желание
продолжить путь и мотивируя тем, что она, как истинная патриотка, спасет им всем жизнь.
Занятия буржуа
Пока Пышка "отрабатывала" всем свободу, представители буржуазии веселились, отпускали гнусные
шуточки, "хохотали до колик, до одышки, до слез".
«Награда» патриотки
И что в награду получила патриотка Пышка "взгляд оскорбленной добродетели", все сторонились
ее, будто боялись "нечистого прикосновения". "Эти честные мерзавцы", которые принесли ее в
жертву, жрали свою провизию в движущемся дилижансе и хладнокровно рассматривали слезы
опозорившейся девицы.
Снятие масок с избранных лиц
В новелле "Пышка" Мопассан мастерски на нескольких страницах описал все лицемерие, низость и
трусость людей, по наследству получающих право быть избранными или претендующих на ту
ступеньку, которая недосягаема для простых смертных.
IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» закрепляет
урок.
Найдите правильных ответов:
Ученики
демонстрируют
свои знания.
10
мин.
НОВЕЛЛЫ МОПАССАНА – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
1.
КЛАССИКИ
1)
2)
3)
русской
мировой
французской ЛИТЕРАТУРЫ
2.
3.
НОВЕЛЛАМ МОПАССАНА ПРИСУЩ(А,И)
1)
2)
3)
блистательный психологизм
глубина социального анализа
ясность и точность художественной формы
АВТОР В СВОЁМ ТВОРЧЕСТВЕ
1)
2)
пытался
не пытался
ЗАВУАЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ИЗЫСКАННЫХ СЛОЁВ ОБЩЕСТВА
4.
НА ОБЩЕСТВО ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1)
действовали2)
не действовали
НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ, {из которого выезжает, куда
5.
въехал} ДИЛИЖАНС, ОККУПИРОВАН
1)
2)
3)
прусскими
немецкими
французскими
ВОЙСКАМИ
6.
В ДИЛИЖАНСЕ ЕХАЛИ
1)
2)
3)
поведения
две монахини
знатные персоны
немецкий офицер
4) прусский офицер
5) мужчинадемократ
6) особа легкого
ЛЮБУЮ ЛЕДЯНУЮ ГЛЫБУ ОТНОШЕНИЙ
7.
РАСТОП(И, Я)Т
1)
2)
3)
4)
голод
ароматные запахи еды
непринужденная беседа
звенящее в карманах золото
ОТНОШЕНИЕ ПОПУТЧИКОВ К ПЫШКЕ {до, после}
8.
ВЫНУЖДЕННОГО «ОТДЫХА»
1)
2)
3)
4)
5)
6)
сторонились ее
не говорили с нею
ели припасы этой девушки
угощали её своей провизией
рассматривали слезы девицы
вели непринуждённую беседу с ней
ПОКА ПЫШКА «ОТРАБАТЫВАЛА» ВСЕМ СВОБОДУ,
9.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ БУРЖУАЗИИ
1)
2)
3)
4)
5)
6)
веселились
жрали свою провизию
прятали свое богатство
отпускали гнусные шуточки
рассуждали о патриотизме и войне
хохотали до колик, до одышки, до слёз
10.
В НОВЕЛЛЕ «ПЫШКА» МОПАССАН ОПИСАЛ
1)
2)
3) лицемерие
4) патриотизм
низость
трусость
ЛЮДЕЙ, ПО НАСЛЕДСТВУ ПОЛУЧАЮЩИХ ПРАВО БЫТЬ
ИЗБРАННЫМИ
5
мин.
V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение
совместных достижений. Проводит рефлексию.
Оценивают
работу своих
одноклассников.
Таблица БИС
Стикеры
2
мин.
VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
Записывают
домашнююработу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________