Тема: Подготовка к сочинению.
Сочинение по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль».
1) Цель урока: Дать учащимся представление о своеобразии классицистической драмы; показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности; охарактеризовать тематику, проблематику и художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2) Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; активизировать самостоятельную деятельность учащихся; закреплять навыки литературоведческого анализа текста.
.
Дата: Класс: 8 2324
Тема: Подготовка к сочинению.
Сочинение по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль».
.
3
ми
н.
10
ми
н.
1) Цель урока: Дать учащимся представление о своеобразии классицистической драмы; показать
универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и
действительности; охарактеризовать тематику, проблематику и художественное своеобразие
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2) Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; активизировать самостоятельную
деятельность учащихся; закреплять навыки литературоведческого анализа текста.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся Наглядн
Ученица осмысливает
поставленную цель.
Проводят игру
«Расскажи мне обо мне».
Называют хорошие
качества своих
одноклассников.
Демонстрируют свои
знания.
ости
Карты
I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность
к уроку, желает успеха. Для создания психологической
атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне».
Проверка пройденного материала. С помощью приема
«Карта бита» осуществляет проверку знаний учеников.
Вашему вниманию были предложены 2 урока:
1) Фонвизин Д.И. и его время. Традиции и новаторство в
комедии «Недоросль».
2)Назначение человека. Его роль в жизни общества.
(Анализ сцен и отдельных явлений)
Фонвизин и его время. Творчество (обзор).
Панорама действующих лиц.
сатирические
традиции
(журналистика,
Понятие «афиши» в драматургии.
Особенности жанра комедии.
Русские
драматургия).
Коренные проблемы XVIII в. и их отражение в литературе
(конкретно – в комедиях Фонвизина).
Работа с текстом (чтение, беседа по содержанию,
инсценирование отдельных явлений, защита проектов, записи
выводов, результатов исследований).
Дифференцированное домашнее задание.
Наглядность: стенд, включающий страницы:
Портрет Фонвизина Д.И.
Комедия (развитие жанра).
Род литературы.
Драма.
Комедия – жанр драмы.
Афиши, созданные учащимися класса.
ТСО и подготовленные учся кроссворды и афоризмы.
Материалы форума учителей литературы – победителей
национального проекта «Образование».Демонстрируют знания,
умения.
учебник
15
ми
н.
Интерьер для инсценирования первого действия комедии.
Проекты учащихся по основному содержанию уроков.
III. Актуализация знаний
. Комедия «Недоросль».
Выйдя в отставку в 1782 г., Фонвизин завершил свою
комедию «Недоросль», вскрыв, по словам Н.В. Гоголя, «раны
и болезни общества, тяжелые злоупотребления внутренние».
«Недоросль» первая общественнополитическая
комедия в русской литературе, осудившая «злонравия
достойные плоды».
Жанр обусловлен авторской задачей – высмеять
невежество, тщеславие; разоблачить систему воспитания;
усомниться в праве власти распоряжаться судьбами
подданных.
Проблемы комедии – крепостное право, воспитание и
образование, форма государственной и помещичьей власти.
Художественный метод соединил элементы
классицизма (единство места, времени и действия; деление
героев на положительных и отрицательных; гражданский
пафос в монологах Правдина и Стародума; дидактизм
развязки) с реалистической точностью.
Деятельность Д.И. Фонвизина.
Творчество Фонвизина (1744 – 1792) продолжило
традиции Кантемира и Сумарокова.
Он родился в семье, где царил дух честности,
гуманного отношения к крепостным, высокого понятия о
служении Отечеству. В стенах Московского университета
началась его литературная деятельность – переводы
Вольтера. Любовь к театру зародилась в нем еще с ранних
лет.
Первым значительным произведением Фонвизина
стала комедия «Бригадир». В ней драматург высмеял
дворянина Ивана, не помнящего родства, жеманство и
глупость Советницы, грубость и невежество Бригадира,
корыстолюбие Советника.
Новым в комедии стал язык – натуральный,
остроумный, правдиво и убедительно характеризующий ее
героев. Был использован макаронический жаргон – смесь
просторечий и французских слов, рождающая комический
эффект.
IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и
тонкие вопросы» проводит закрепление урока.
10
ми
н.
Демонстрируют свои
знания. Отвечает на
разноуровневые вопросы.
Разноуров
невые
карточкиV. Итог урока
Цель этапа: самооценка ученицы результатов своей
учебной деятельности.
Проводит рефлексию.
Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
VI. Домашняя работа. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
5
ми
н.
2
ми
н.
На стикерах записывают
свое мнение по поводу
урока. Оценивают работу
своих одноклассников. С
помощью смайликов
изображают свое
настроение.
Ученики записывают в
дневниках.
Карточки
Смайлики
Дневник
Итог урока:__________________________________________________________________________
Положительные стороны урока:_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________