Русская литература Тема урока: "А.С. Пушкин и русский фольклор"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока знать малые жанры фольклора, их отличительные особенности; уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.1.2.1 Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему. 5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).
Иконка файла материала Краткосрочный план урока 53.docx

Краткосрочный план урока   №53

 

Раздел                        

Школа                  

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

 

Класс: 5

 

Количество    присутствующих:

      

отсутствующих:

 

Тема урока

А.С. Пушкин и русский фольклор

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

5.1.2.1 Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.

5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).

Цели урока

 знать малые жанры фольклора, их отличительные особенности; уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора

Критерии успеха

Учащийся достигает целей обучения, если:

показать взаимодействие фольклора и литературы     

 Понять, чем объясняется знание фольклора писателями 19 в.

формирование умения делать сравнительный анализ

Использует в речи художественные средства выразительности.

Привитие ценностей

 

 

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел»: взаимоуважение, любовь, верность.

Межпредметные связи

Связь с предметом самопознание

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов

Предварительные знания

 

На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как жанр, актуализировать уже известную информацию и извлекать новую.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

 

Создание коллаборативной среды

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Учитель  совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха

Проверка домашнего задания:

Повторение

Закончите схему и дайте определение видам искусства слова

Словесность

Устная

Письменная

 

 

 

Перечислите различия между фольклором и литературой

Различия

Фольклор

Литература

 

 

 

.

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если:

выбирает утверждение;

доказывает свою точку зрения, аргументирует свой выбор;

выражает свои мысли точно и ясно;

демонстрирует богатый словарный запас.

 

 

 

 

Середина урока

 

     Словарная работа.

Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

 - С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

- Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.

1. Угадайте жанры фольклора.

А) И зимой и летом одним цветом. (Елка).

Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).

(Загадки).

Б) Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! (Закличка).

В) Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.(Приговорка).

Г) На дворе трава, на траве дрова. (Скороговорка).

Д) Раз, два, три, четыре, пять –

     Собралась ведьма умирать;

     Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать. (Считалка).

2.— Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их.
Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.
Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения.
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Красна речь пословицей.
— Вспомните несколько пословиц.
— Употребляете ли вы их в своей речи?
— Объясните смысл пословиц и поговорок.
а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
г) С кем поведешься, от того и наберешься.
д) Не копай другому яму, сам туда попадешь.
е) Делить шкуру неубитого медведя.

— Знаете ли вы пословицы на марийском языке?
— Покажите пантомиму на любую пословицу.


Работа в парах: загадывание загадок.

4. Еще один популярный жанр фольклора — обряд, который предусматривает правила поведения человека в той или иной ситуации. Обряд связан с предметами, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Мы говорили на прошлом уроке об обряде венчания, крещения ребенка.
— А знаете ли вы об обрядах марийского народа?
(Сватание невесты (удырым йуктымаш),
Инсценировка обряда «узыбка»,
— Есть календарные обряды, поверия. По народным представлениям, на закате плохо браться за новую работу, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому, стричь волосы, ногти. В полдень нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь опасно выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище.
— Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки обряды и поверия?

5. Сказку любят все.
“Что за прелесть эти сказки!” — писал А.С. Пушкин.
А что такое сказка? (Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
— Подберите однокоренные слова к слову “сказка”?
(Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник).

— Кто автор сказок?
— Как сказки дошли до нас?
— Когда сказка вошла в вашу жизнь?
— Есть ли у вас любимые сказочные герои?

А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок».
Конкурсы
а) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы)
б) Кто больше знает сказочные зачины?
(“Жил да был...”, “Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве...”, “В старые годы у одного царя было три сына...”.
в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).
г) Назовите цели видов сказок.
Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.
Задача бытовых сказок — рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.

Приведите примеры из марийского фольклора на все виды сказок («Сереброзубая Пампалче» - волшебная; «Голодный волк» - о животных; «Поп и слуга» - бытовая).

д) Послушайте сказки. Определите, к какому виду сказок относятся. Чему учат?
е) Инсценировка сказок по иллюстрациям учебника.
(“Репка”, “Три медведя”, “Колобок”).
ж) Подберите постоянные эпитеты

з) Какие качества человека
к словам олицетворяют животные:
девица — красная; лиса — хитрость
молодец — добрый;  медведь — неуклюжесть
море — синее;  волк — глупость
поле — чистое;  заяц — трусость
тучи — черные;  сова — ум
лес — дремучий;  сорока — болтливость
луга — зеленые;  пчела — трудолюбие

6. Мы говорили о народных сказках. А ведь еще есть сказки, которые писатели написали. Известны сказки А.С. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Л.Толстого. Прежде чем взяться за создание сказки, писатели изучали, как они построены, какими словами написаны. А потом и сами сочиняли. Сказка, у которой есть автор, называется авторской, литературной.
— Знаете ли вы, кто написал сказки
“Спящая царевна?” — В. Жуковский
“Аленький цветочек?” — С. Аксаков
“Каменный цветок?” — П. Бажов.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?” — А. Пушкин.

 - А вы знаете, что многие сказки А.С.Пушкина переведены на марийский язык?

 

Сравнительный анализ литературного и фольклорного текстов

Фольклорный , «Пролог» к поэме-сказке А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

¾      Заполнение таблицы

Фольклорный текст

Пушкинский текст

Человек

30 отроков (мальчик-под- росток) точь-в- точь равны и го­лосом, и воло­сом, и лицом, и ростом

30 витязей (от­важный, доблес­тный воин) пре­красных (риф­ма) - ясных

Старик карау­лит и гонит об­ратно

С ними дядька их морской (вос­питатель, ста­рый солдат сверхсрочной службы)

Место

Из моря (2 раза) обратно в море

Там, волны, на брег песчаный и пустой, из вод, рифма морской - берег морс­кой.

Время

Только на один час

О заре

Движение

Выходят (2 раза), гонит

Прихлынут, чредой выходят

Звук /звукозапись

Нет примера

Прихлынут вол­ны. Рифма - пу­стой - морской

Цвет / цветопись

Нет примера

О заре, из вод ясных

 

http://festival.1september.ru/articles/534648/

 

 

 

http://literatura5.narod.ru/teory_rech_tabl.html

средства выразительности речи

 

 

 

Конец урока

 

Рефлексия

«Комплимент» - учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

.

Критерии успеха

Учащийся достиг цели, если:

1.      Пишет творческую работу;

2.      Дает оценку изученному произведению;

3.      Объясняет свою позицию;

В качестве индивидуального домашнего задания наиболее мотивированным  учащимся  можно предложить подготовить информацию об изобразительных средствах, которые наиболее ярко проявляются в поэтике волшебной сказки: постоянные и красочные эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, ритмичность, троекратные повторы, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, гипербол.

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также