Русская литература Тема урока: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Оценка 5

Русская литература Тема урока: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
30.04.2018
Русская литература Тема  урока: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская  дочка»
Цели: В конце урока учащиеся смогут: 1. Рассказать об истории создания повести 2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина 3. Рассказать об особенностях композиции 4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы 5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе Оборудование: учебники ,портрет А.С.Пушкина , раздаточный материал
Капитанская дочка.docx
Дата_____________                      Утверждаю_____________ Класс  9                                   Предмет  русская  литература Тема  урока: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская  дочка» Цели: В конце урока учащиеся  смогут:  1. Рассказать об истории создания повести 2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина 3. Рассказать об особенностях композиции 4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы 5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе Оборудование: учебники ,портрет А.С.Пушкина      , раздаточный материал                                            Ход урока 1.Орг момент Приветствие,подготовка  к уроку Психологическая   подготовка «Круг радости» 2.Опрос домашнего  задания  Прием  «Стенка на  стенку» 3.Этап  актуализации Сообщение  темы  урока, деление  на  группы 4.Вступительное слово учителя.         Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская  дочка». Каждая группа берет свою тему.Наш урок будет проходить в соответствии с планом: Движение Пушкина к прозе Роман и повесть в русской литературе 30­х годов 19 века Требования Пушкина к историческому роману Интерес Пушкина к теме народных восстаний Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Композиция повести 5.Закрепление материала. 1группа.Еще в 3 главе «Евгения Онегина»  Пушкин говорит о своем стремлении обратиться к  реалистическому повествованию в прозе. Это было в 1824 году в Одессе. А в 1827 году Пушкин работает над «Арапом Петра Великого». 1830 г.­ окончены «Повести  Белкина»,  1832 – 1833 – работа над «Дубровским». С конца 20­х годов проза занимает в  творчестве писателя огромное место, хотя и не означает отказа от стихотворной формы. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано  и с тем обстоятельством, что в 30­е годы  в русской  и зарубежной  литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть. Сообщение 2 группы  об известных романах того времени (Марлинский, Лажечников, В.Скотт) Пушкин внимательно следит за развитием романа и повести. Он формулирует свои требования к  историческому роману: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую  в вымышленном повествовании». В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к  периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны. ­ Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр  Первый) ­Назовите произведения, которые описывают деятельность Петра и его эпоху? («Полтава»,  «Медный всадник», «Арап Петра Великого») ­ Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина? Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний. Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30­х годов 19 века крестьянские  волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических  архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к  документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта).  Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает  поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице  Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года  исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет. 3 группа. Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей  Пугачева», в то время, когда он пишет «Дубровского». ­ Назовите действующих лиц повести «Дубровский»? ­ Какой конфликт положен в основу произведения? ­ Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? ( В борьбе с Троекуровым  Дубровский выступает как герой­мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).         Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного  крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта. Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого  исторического масштаба. Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения. Работа над повестью продолжается несколько лет. В 1836 году она закончена и опубликована в  журнале «Современник». Пушкин выступил в повести как ученый­историк и художник, создавший  первый реалистический исторический роман. 6.Работа с эпиграфами. ­ Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести? ­ Почему Пушкин взял именно эти слова? ­ От чьего лица ведется повествование? ­Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия,  никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий) ­ Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного  движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви) Ответы  учащихся. 7.Подведение итогов урока. Взаимооценивание групп 8. Домашнее задание: стр.174,ответы на  вопросы 1­8 9.Рефлексия  Прием «Рюкзак»

Русская литература Тема урока: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Русская литература Тема  урока: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская  дочка»

Русская литература Тема урока: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Русская литература Тема  урока: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская  дочка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018