РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «КОТИК». СКАЗКА Э. ШИМА «ГЛУХАРЬ»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 13.docx
У р о к   13 РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «КОТИК». СКАЗКА Э. ШИМА «ГЛУХАРЬ». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Г. СКРЕБИЦКИЙ «САМЫЕ БЫСТРЫЕ КРЫЛЬЯ» Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, формирования понятия о жанрах (стихотворение, сказка), для развития умения выражать и формулировать свое отношение к героям произведений. Характеристика деятельности учащихся: Принимать  и  сохранять  учебную  задачу  планировать  свои действия  в соответствии  с  поставленными  задачами.  Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.  Планируемые результаты (УУД):  личностные:  осознают  значимость   чтения;   проявляют  эмоциональную  отзывчивость  на  прочитанное,   высказывают  свою точку зрения;  метапредметные: р е г у л я т и в н ы е  – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий;  п о з н а в а т е л ь н ы е   – используют модели для моделирования обложки к произведению Э. Шима «Глухарь», высказывают предположения, преобразуют модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; к о м м у н и к а т и в н ы е  – сравнивают разные виды текста по цели высказывания,  главной мысли, оформляют  диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;  предметные:  научатся  правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), придумывать истории с героями изученных произведений, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;  получат возможность научиться высказывать суждения о произведениях.  С ц е н а р и й   у р о к а I. Организационный момент. Введение в тему. – Давно мы вас здесь поджидаем, праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на любой вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – загадку, кому – песенку. В тесноте, да не в обиде. У п р а ж н е н и я  для развития выразительности чтения. Вот у тёплой печки кот Песенку свою поёт: «День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко Мур, мур, мур…» И. Полянская − Прочитайте «птичьим базаром»; с сердитой интонацией; с весёлой; с грустной; теперь быстро; выразительно. У п р а ж н е н и я  для развития сознательного чтения. − Какое слово лишнее? •  Баран, индюк, корова, лошадь. •  Ёж, белка, жук, медведь. •  Бегемот, слон, жираф, кошка. II. Работа по теме урока. − Что нужно, чтобы урок стал праздником? − Много интересного будет сегодня. Наш урок­праздник состоит из трёх частей, объединённых общей темой, – животные. 1. Ч а с т ь   п е р в а я  «Народное творчество». 1− С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной в детстве песни, сказки, с первой игры. Это искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который бы не знал хотя бы нескольких пословиц и не помнил напева какой­нибудь песни. − Отгадайте загадку и определите героя первой части. Учитель читает загадку про кошку из учебника. − По каким словам вы догадались, что это кошка? С а м о с т о я т е л ь н о е  ч т е н и е  загадки, выполнение заданий в учебнике. − Кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остаётся существом таинственным. Что вы знаете о кошке? У кошки очень тонкий слух. Она чистоплотна, часто умывается. Все кошки – охотники, они охотятся из засады. У них очень острое зрение. Кошки видят в темноте, им также помогают усы. Ходят кошки бесшумно, коготки прячут в подушечки. Кошка – свободолюбивое животное. Её не надо заставлять делать то, чего она не хочет. И г р а  «Кот Васька». Играющие встают в круг – это «мыши». «Кот Васька» ходит по кругу, «мыши» поют (текст песни на слайде): Ходит Васька серенький, Хвост у Васьки беленький, Глазки закрываются, Когти расправляются. Шерсть у Васьки пышная, Поступь – еле слышная, Зубы – как игла. С этими словами «мыши» отпрыгивают назад, а «Васька» ловит. В и к т о р и н а . − Угадайте, о каких котах идёт речь. 1) Этот кот – звезда экрана, Практичен, мудр и деловит. Сельскохозяйственными планами  На всю Россию знаменит.  (Матроскин.) 2) Любимая фраза этого кота: «Ребята, давайте жить дружно!». (Леопольд.) 3) Лесной кот. Стоит ему только подать голос, любой человек уснёт волшебным сном. (Кот Баюн.) К о л ы б е л ь н ы е   п е с е н к и . Учитель напевает колыбельную песенку или включает фонограмму. − В каком случае исполняют такие песенки? Как их называют? Можете их напеть, намурлыкать? (Это колыбельные песенки. Их поют для детей перед сном.) Какие слова и выражения помогли вам понять, что это колыбельные песенки? В   колыбельных   песнях   «героем»   часто   бывает   кот.   Мирное   мурлыканье   кота   в   доме   приносит   сон   и   покой   ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Кота зовут ночевать: Как наш Ваня будет спать, Котик Ваню качать… Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить». Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца: Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем; Зипун сошьем, Боронить пошлем В чистые поля, В зелены луга. 2В песнях, назначение которых – убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки: Ай качи, качи, качи, Прилетели к нам грачи, Сели на ворота: Ворота­то скрып, скрып! А Коленька спит, спит! – Какие слова песен создают ощущения доброты, ласки? (Котик, торжок, пирожок и т. д.) Куда пошел котик? Что такое «торжок»? – Можно ли подставить в песенки другие имена? В какую песенку можно подставить твое имя? (В первую песенку можно вставить   любое   имя,   так   как   имя   стоит   в   середине   строки.   Во   второй   песенке   имя   в   конце   строчки,   оно   должно рифмоваться со словом «спатеньки».) – Какие слова и выражения в тексте песен повторяются? Как вы думаете: зачем? (Кошка и уложит, кошка и разбудит.) И г р а  «Делай так!». Если кушаешь ты рыбку, Делай так: «Мур­мур!» (Облизываемся 2 раза.) Если кушаешь ты рыбку, То не прячь в усах улыбку. Если кушаешь ты рыбку, Делай так: «Мур­мур!» (Облизываемся.) Пёс навстречу – враг заклятый – Делай так: «Фыр­фыр!» (Раздуваем щёки 2 раза.) Пёс навстречу – враг заклятый – Дай по морде ему лапой, Пёс навстречу – враг заклятый – Делай так: «Фыр­фыр!» (Раздуваем щёки.) Вот поймает мышку киска – Делай так: «Цап­царап!» (Царапающие движения 2 раза.) Вот поймает мышку киска – Дай за это ей сосиску. Вот поймает мышку киска – Делай так: «Цап­царап!» (Царапающие движения.) Если любят кошку люди, Делай так: «Мяу­мяу!» (Мяукаем 2 раза.) Если любят кошку люди – Ей обед несут на блюде, Если любят кошку люди, Делай так: «Мяу!» − Мы в начале урока сказали, что кошка рядом с человеком живет уже больше тысячи лет. О чём это говорит? (Человек любит кошку, заботится о ней.) – Перечитайте загадку. Как ласково говорится в ней о кошке? (Мохнатенькая, усатенькая.) – Кошкам в старину пели хвалебные песни. Р а б о т а   с   р у с с к о й   н а р о д н о й   п е с н е й  «Котик». Учитель читает, а дети следят по тексту в учебнике. − Каким вы представили себе котика? Похож ли он на котика с иллюстрации учебника? 3В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  1, 2 в учебнике. − Нарисуйте словесный портрет котика, используйте слова песни. Р а б о т а  в   т е т р а д и  под руководством учителя. − На этом первая часть нашего урока заканчивается. Д л я   с а м о с т о я т е л ь н о й   р а б о т ы :   научиться   выразительно   читать   народную   песню   «Котик»;   найти   книгу   со сказкой о кошке. 2. Ч а с т ь   в т о р а я  «Авторское творчество». – От народного творчества переходим к авторскому. Во второй части встретимся с авторами, которые писали рассказы и сказки о животных. Угадайте, о ком будут эти произведения.  Снится ночью пауку Чудо­юдо на суку: Длинный клюв и два крыла, Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это … (птица). Птицы дороги нам как часть природы. Их мелодичные, звонкие, весёлые песни, яркое оперение оживляют любой пейзаж, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.    Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов.  Звучит запись «Голоса птиц». – Шумят, галдят птицы, кричат с утра до вечера. Угадайте, кто как голос подаёт. •  Синь­синь! (Синица.) •  Чи­чи! (Чиж.) •  Гра­гра! (Грач.) •  Ку­ку! (Кукушка.) •  Тэке­тэке! (Глухарь.) Р а б о т а   с о   с к а з к о й  Э. Шима «Глухарь». Учитель читает, дети следят по тексту. − Понравилась сказка? За что глухаря назвали глухарём? Р а б о т а  в   п а р а х . У п р а ж н е н и е  в выразительном ч т е н и и  (задание 2 в тетради). С а м о с т о я т е л ь н о е   в ы п о л н е н и е  в тетради заданий 1 и 3. Проверка выполнения заданий в тетради. − О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим? Р у б р и к а  «Это интересно». − Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах или иллюстрациях.) •  Кукушка. (Из­за звуков, которые она подаёт.) •  Горихвост. (Сама птица чёрно­белая, а хвост – рыжий.) •  Поползень. (Ползает по стволу вверх­вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.) И г р а  «Прилетели птицы». – Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что­то другое, то нужно хлопать. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… (Дети хлопают.) − Что неправильно? Почему? (Мухи – насекомые.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: 4Голуби, куницы. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Даже совы­сплюшки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы! В и к т о р и н а . − Каких вы знаете птиц? Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?  (Грачи.)  Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.) Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.) Какая из наших птиц самая быстрая? (Стриж.) Д о п о л н и т е л ь н о е   ч т е н и е . Рассказ Г. Скребицкого «Самые быстрые крылья». − Г. Скребицкий был учёным­биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы. Ч т е н и е  р а с с к а з а  по абзацам. − Что вы узнали о стрижах из этого рассказа? В ы б о р о ч н о е  ч т е н и е  по вопросам 1, 2 учебника. В ы п о л н е н и е   з а д а н и й   в тетради. (Коллективная проверка.) В ы р а з и т е л ь н о е  ч т е н и е  рассказа по ролям. − Сейчас у нас творческая  пауза.  Придумайте  любое  произведение  (сказку, песню, рассказ, стихотворение) об одном из героев нашего сегодняшнего урока – о коте, глухаре, стриже.  3.  Ч а с т ь   т р е т ь я   «Контрольная работа "Проверь себя"». Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у : выполнение заданий рубрики «Проверь себя». − Прочитайте вопросы и задания рубрики. Поставьте «+» рядом с теми вопросами и заданиями, на которые вы знаете ответы. − Какие произведения вы уже читали сегодня? Какие хотите перечитать? Какие произведения вам особенно понравились? Почему? В ы р а з и т е л ь н о е   ч т е н и е  понравившихся произведений. − Какое задание вы не смогли выполнить? (Задание 8, надо взять книгу из библиотеки.) Р а б о т а   п о   и н д и в и д у а л ь н о й   т а б л и ц е . Повторение произведений о животных. Работа со схемой. − Приведите примеры произведений о животных разных жанров. Укажите автора и название. В ы п о л н е н и е   к о н т р о л ь н о й   р а б о т ы  в тетради. 1) З н а к о м с т в о  с работой (учащиеся могут пользоваться учебником и учебной хрестоматией). 2) В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  под руководством учителя: чтение текста задания вслух; обсуждение алгоритма действий (прочитай, подумай, найди решение); самостоятельное выполнение. 3)  П р о в е р к а   р а б о т ы : один ученик читает и объясняет, а остальные проверяют, исправляя зеленой ручкой. Если всё правильно, то ставят «+», а если есть ошибки, то исправляют или дописывают.  4)  С а м о о ц е н к а : «У меня всё правильно», «У меня ... ошибки» и т. д. III. Итог урока. Рефлекися − Какая часть урока, на ваш взгляд, была самой трудной? самой интересной? Что особенно понравилось? запомнилось?  56