Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» (2 класс, литературное чтение)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения по УМК «Начальная школа 21 века» для 2 класса развивает умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения, развивает навык выразительного чтения по ролям. На материале урока формируются коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
Иконка файла материала Русская народная сказка Дети Деда Мороза.doc
Предмет: литературное чтение Класс: 2 Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» Тип урока: урок получения новых знаний  Цель:  анализ нового произведения,  подведение обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям,  обучение   выразительному чтению сказки по ролям  Задачи урока: 1. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения 2. Развивать навык выразительного чтения по ролям 3. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения. 4. Организовать самооценку обучающихся. УУД : личностные:  формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать  умение выражать свои эмоции  в выразительном чтении и определить основы для эмоционального переживания  художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества. регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной  задачей; высказывать своё предположение. коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении  прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную  на уроке. Планируемый результат Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, объяснять поступки героев и аргументировать своё ним. Личностные:   наличие   мотивации   к   работе   на   результат,   к   творческому   труду.   Владение   коммуникативными умениями   с   целью   реализации   возможностей   успешного   сотрудничества   с   учителем   и   учащимися   класса. отношение     кМетапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог. Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, карточки с загадками, интерактивная  доска.  Этапы урока         момент. активной 1.Организационный Подготовка   к деятельности учащихся. Цель   этапа   для   учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке. Задачи: создание доброжелательного психологического  настроя на уроке, стимуляция деятельности обучающихся;  организация внимания обучающихся;  кратковременность этапа. Цель   этапа   для   учащихся: готовность   и   быстрое   включение класса в деловой ритм. Задачи: позитивный   и   эмоциональный настрой   на   урок,   самоконтроль готовности к уроку. Метод: иллюстративный. Предполагаемый итог этапа: готовность   класса   к   уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей. 2.Актуализация знаний. Цель   этапа   для   учителя:   объяснительно­   ­Ребята, я вижу у вас хорошее настроение Действия учителя Действия учеников Выполняют задание учителя 2 мин О чём­то скрипит половица, И спице опять на спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка. ­Как вы думаете, в гостях у кого мы побываем сегодня? А что такое сказка?  В гостях у сказки. Отвечают   на   вопрос   (Сказка   – 3 мини     умения актуализировать   знания   по   теме   выявить   читательский «Сказки»,   организовать опыт   учащихся, познавательную   деятельность, подготовить   к   усвоению   нового материала. Задачи: учащихся развитие анализировать, сравнивать организация   проверки   знаний учащихся   при   помощи   вопросов викторины. Цель этапа для учащихся: показать читательский опыт, уровень владения изученным материалом.  Задачи: уметь давать определение сказки как жанра литературы, уметь определять сказки   народные   и   авторские,   знать название   и   авторов   изученных произведений. Метод:   подготовка ответов   на   вопросы   викторины, самоконтроль. Предполагаемый итог этапа: установление   степени   усвоения   создание изученного   материала, положительного на познавательную   деятельность   и готовность к усвоению материала по теме урока.   3.Постановка темы и целей урока. Цель   этапа   для   учителя: определить   тему,   цели   и   задачи изучения нового материала Задачи:   контроля: настроя     ­На какие две большие  группы делятся сказки? Какие сказки   мы   называем   авторскими,   а   какие   народными? Сейчас   посмотрим,   умеете   ли   вы   отличать   авторские сказки от народных?  ­Послушайте   отрывки   из   сказок   и   скажите   какая   это сказка и кто её автор? 1. «И вот однажды вечером положили они свои подарки на   стол   вместо   выкроенной   кожи,   а   сами   опять спрятались…» 2. «Развеселились  девушки, развели  костёр и вздумали через огонь прыгать». 5. «Как хлопнет – так ледяная крышка готова» ­Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы! Как вы думаете, а много ли сказок на свете? Правильно. Можно ли сосчитать звёзды на небе, капли в море…   Вот сколько сказок на свете! устный рассказ о чём­то необычном, о невероятном, фантастическом). 1.Русская   народная   сказка   «У страха глаза велики» 2.Братья   Гримм   «Маленькие человечки» 3. «Снегурочка». 4. Э. Шим «Всем вам крышка»   Русская   народная   сказка Ответы детей ­Ребята, а какое время года сейчас на дворе? Какой идет сейчас месяц? Какое время года последует за осенью?  ­   А   вот   главным   героем   сегодняшнего   произведения будет персонаж, без которого не обходится ни одна зима. Догадайтесь, кто же это? Осень. Ноябрь. Зима. 3 минпри   помощи подведение детей к формулированию темы и постановки цели урока,  плана учебных  действий; привлечение   внимания   и   вызов интереса   к   изучению   нового произведения. Цель этапа для учащихся:  сформулировать учителя  тему, цель урока, наметить план учебных действий. Задачи: в проявление формулировке   темы,   постановке цели   урока; осознанное   понимание плана учебных действий. Метод:   наглядный. Предполагаемый итог этапа: готовность   учащихся   к   активной учебно­познавательной   деятельности на основе опорных знаний. проблемно­поисковый,   активности   Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет.   Подсказка   2:   Он   празднует   свой   день   рождения   18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Подсказка 3: Его дом находится  в Великом Устюге  ­ О ком же будете читать сегодня?  ­ Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока. ­ Какие  же дети могут быть у Деда Мороза? Сегодня узнаем. ­ А что нам понадобится сделать, чтобы хорошо понять, разобрать сказку?  ­ Что для этого мы должны с вами уметь? ­   Да,   ребята,   мы   сегодня   будем   учиться   представлять картины,   описанные   в   сказке,   определять   настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при   чтении   сказки,   учиться   рассказывать   о   своих впечатлениях,   а   также   постараемся   сделать   важное  «Зачем   земля   покрывается   снежным открытие одеялом?» ­Давайте   наметим   план   наших   действий.   С   чего   мы обычно начинаем работу? А потом?  ­   Мы   уже   определили   тему   урока,   поставили   цель, наметили план действий. ­О Деде Морозе (определяют тему урока) ­   Русская   народная   сказка   «Дети Деда Мороза» Познакомиться со сказкой, узнать её героев,   их   поступки,   продолжать учиться   составлять     модель обложки,   научиться   выразительно читать   сказку,   находить   в   ней красивые (новые) слова. Внимательно   слушать,   отвечать   на вопросы, работать с текстом сказки. ­ Знакомство  с произведением. ­ Составление модели обложки. ­ Работа над содержанием сказки. 4. Этап усвоения новых знаний. ­ Итак, с чего начнём?  ­ Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками ­ Знакомство с произведением. 27 минЦель   этапа   для   учителя:  помочь учащимся   в   восприятии,   осознании, определении     главной   мысли произведения. Задачи: обеспечение   эмоциональной   реакции его   осмысления, на   текст,  организация самостоятельной деятельности   учащихся,   работы   в парах   в   процессе   изучения произведения,   развитие   умения анализировать и сравнивать, развитие навыков   работы   с   текстом произведения,   умения   выразительно читать   текст,   организация деятельности   учащихся   по   поиску ответа   на   проблемный   вопрос, развитие   творческих   способностей обучающихся.      Цель этапа для учащихся:  представление получить о   понять   и   уметь произведении, формулировать его главную мысль.  Задачи: товарища, умение отстаивать   собственную   точку зрения,   самостоятельно   работать, работать   в   паре,   находить   нужную информацию в тексте произведения,   давать моделировать   обложку,   характеристику героям произведения.  Метод: самостоятельной работы. Предполагаемый итог этапа: активные   действия   учащихся, проблемно­поисковый,   слушать           будете следить по тексту. ­ Какое настроение передано в сказке.   Обоснуйте свой выбор.  ­ А какие чувства возникли в вашем сердце?  ­ Какой следующий пункт плана наших действий? ­ Я предлагаю вам поработать в парах и составить модель обложки. Давайте проверим, всё ли у вас получилось. ­ Посмотрите на экран и сравните со своей обложкой. У кого правильно, поднимите руки?  ­   Что мы с вами уже сделали, какая наша следующая цель? Ликующее Восторженное Шутливое Печальное Весёлое Праздничное Радостное Спокойное Мечтательное Грустное   Изумление Радость Восторг Восхищение Грусть Спокойствие Сожаление Печаль Ликование ­ Ребята, с каким литературным жанром мы  познакомились?  ­ Почему? Докажите. ­ Давайте смоделируем обложку. Как мы обозначим  сказку.   ­ О чем она?  ­ Каким цветом мы закрасим круг?  ­ Кто автор сказки?  ­ Как она называется? Отвечают на вопросы. ­ Составить модель обложки. Работа     над   составлением   модели обложки. Проверка по эталону.     ­ Все ли слова вам понятны в этой сказке?  ­ Сколько детей было у Деда Мороза? Найдите в текстеформирование первичных умений на основе самоконтроля.  имена детей. Работа над содержанием сказки. ­ Зачем Мороз собрал своих детей? Найди ответ в тексте и прочитай. ­ Прочитайте в учебнике второй вопрос и дайте на него ответ. ­ Какую работу выполнила Снежинка? ­ Прочитайте. ­   Каких   детей   вырастил   Дедушка   Мороз?   Обоснуйте свой ответ. ­ Почему отец особенно похвалил Снежинку? Зачитайте, что ей сказал отец. ­     Да,   Снежинка   пожалела   землю.   Так   какой   была Снежинка, прочитайте слова и назовите лишние?  ­   Ребята,   вы   много   работали   с   текстом,   ваши   глазки устали,   давайте   дадим   им   отдохнуть   и   выполним упражнения для глаз.   ­ В конце сказок часто встречаются слова «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Чему же учит вас эта сказка? Какой урок в ней? ­ Ребята,  а вот посмотрите, какие  разные по форме  и размеру могут быть снежинки. ­ Первым научился фотографировать снежинки  в 1885 году   американец   Уилсон   Бентли.  Он   создал   атлас «Снежные   кристаллы»,   куда   вошло   более   2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти   И сам,  фотограф, получил    прозвище  «Снежинка».  «Я обнаружил,   что   снежинки   –   это   чудесное   воплощение красоты, ­ писал Бентли, ­ и мне показалось стыдным, лет.   50   ­ Работа с содержанием сказки. ­   Чтобы   узнать,   кто   из   них   лучше людям поможет. ­ Ветер нагнал холода, чтобы люди знали, что зима идёт. ­ Лёд на реках мосты построил. ­ Иней лес  украсил,  чтобы он был красивый. Самостоятельный поиск информации   в   тексте:   «Мне   стало землю жалко. Я покрыла её снегом» ­   Хороших,   потому,   что   они принесли пользу людям.  ­   Потому,   что   она   лучше   своих братьев. У неё была особенная душа и   она   принесла   пользу   земле   и людям.   Выполняют гимнастику для глаз ­   Быть   добрыми,   внимательными, заботливыми,   приносить   добро людям и пользу.во     время что эту красоту не увидят и не оценят другие. Ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал   навсегда.   Так,   как   будто   навсегда   уходила красота, не оставив после себя никакого следа»   ­ Так как же Снежинка пожалела землю? ­   Снежинки   служат   хорошую   службу   человеку.   Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится снегопада. Более   того,   снег   отражает   губительные   спектры солнечных   лучей.   Поэтому   у   северных   народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане  ­ Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно   важен   для   растений.   Он   спасает   их   от вымерзания. Рыхлый   снег   содержит   большое   количество   воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки. Под такой периной растениям тепло  ­ Так зачем же земля покрывается снежным одеялом? ­ А вы знаете, что скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов. Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип. ­ Она покрыла её белым снегом. ­   Мы   сегодня   познакомились   со   сказкой,   которую сочинил   народ   русский,   посмотрели,   как   художник нарисовал её героев.  ­ Чтобы ей было тепло и не погибли растения»  Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт,  Других он подгоняет.  Рыбам зиму жить тепло: ­Узнали много нового. ­   Русскую   народную   сказку   «Дети Деда Мороза». 5 мин Ответы детей. ­Дети   показывают   карандаши   итогов   урока. 5.Подведение Рефлексия. Домашнее задание. Цель   этапа   для   учителя:  дать анализ   и   оценку   успешности достижения   урока, сообщить учащимся о домашнем задании.инструктажа       оценку Задачи: соотнесение   поставленных   задач   с достигнутым   результатом;   оценка работы   класса   и   отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа; проведение по выполнению   домашнего   задания, дифференциация заданий. Цель этапа для учащихся:  учиться составлять своей деятельности   на   уроке   с   оценкой учителя. Задачи: осмысление   и   оценка   своей деятельности на уроке; понимание   содержания   и   способов выполнения домашнего задания; умение   выбрать   домашнее   задание согласно уровню знаний. Метод: иллюстративный. Предполагаемый итог этапа: обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников. объяснительно­   Крыша – толстое стекло. соответствующего цвета. Выбор задания и запись в дневник. И не снег, и не лёд,  А серебром деревья уберёт. Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке    ­ Как вы думаете, кого здесь не хватает? Сколько радости, подарков Он привёз для всех ребят!  Он привёз игрушек воз. Кто же это? Мне ответьте! Ну,  конечно, ….. Ни в огне не горит,  Ни в воде не тонет ­ Подведём итоги нашего урока.  ­ Какую сказку мы читали на уроке? ­ Что вы узнали нового?  Чему удивились? Может быть что­то захотели, прочитав сказку? ­ Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке, у кого сегодня всё получилось. Я рада за вас, ребята! ­ Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто­то из вас выполнит все задания?  ­ подробный пересказ по плану (уч. стр.141 № 5); ­ подготовить выразительное чтение сказки с друзьямипо ролям (уч. стр.141 № 4); ­   творческое   задание:   сочинить   сказку   по   рисунку   и пополнить нашу книгу новой своей работой  ­Всем  спасибо  за урок. Вы были  сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями.

Посмотрите также