Тема: Сказка «Два Мороза»
Цели:
- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;
-развивать память, внимание, мышление, речь;
-учить грамотно излагать свои мысли;
- развивать умение выделять главное в прочитанном;
- прививать любовь к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели
И на доску поглядели. СЛАЙД 1
2. Речевая разминка.
Иней лег на ветви ели.
Иглы за ночь побелели.
Прочитайте, читаем медленно, быстрее, еще быстрее, поработаем над высотой голоса (тихо, средне, громко), прочитайте с радостной интонацией, печально, удивленно, вопросительно, выделив голосом слово «ели», «за ночь».
Что выполнили? Для чего?
3. Проверка домашнего задания СЛАЙД 2
Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.
4. Знакомство с темой. Постановка целей урока
Прежде, чем перейти к знакомству с новой темой, обратимся к пословице:
Мороз не велик, да стоять не велит.
- Объясните смысл пословицы.
- Какими словами мы можем описать мороз? (лютый, сильный, небывалый, крещенский, первый, русский, сибирский, свирепый)
- А вы знаете, что поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!».
Сегодня мы будем читать произведение (обратимся к учебнику) «Два Мороза», в котором познакомимся не с одним морозом, а сразу с двумя – Морозом - Синим носом и Морозом – Красным носом. (рисунки)
Как вы думаете, к какому жанру относятся «Два Мороза»?
Первичное предположение, что это – сказка.
Сформулируйте, пожалуйста вашу цель на этот урок – чему бы вы хотели научиться, что узнать?
(Познакомиться со сказкой «Два Мороза», учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).
5. Работа по теме урока: первичное знакомство (прослушивание аудиозаписи)
Задание: следить за чтением с карандашиком в руках и отметить слова, которые непонятны.
Вопросы по восприятию.
- Понравилось ли произведение?
Какое настроение вызвало у вас?
- Что особенно понравилось?
Назовите действующих лиц?
- Кто из Морозов старше, кто младше?
- Какую забаву придумали Морозы?
А как это ПОМОРОЗИТЬ? (Силу свою показать)
- Убедились, что это сказка? Классификация (народная, русская) И какая?
Кто догадался, какая это сказка - старинная или современная?
Что помогло понять это? (слова).
Дровосек, купец, крестьянин, бубенчик. (Это устаревшие слова, которые сейчас не употребляются в разговорной речи).
Поэтому следующий этап нашего урока – это…
6. Словарная работа. СЛАЙД 3
Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек — человек, рубящий дрова.
Купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин — бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
Чтение по слогам (хором, индивидуально, по цепочке) СЛАЙД 4
ко-ло-коль-чик
вы-ко-ла-чи-вать
по-за-ба-вить-ся
по-мо-ро-зить
подп-ры-ги-ва-ют
по-щёл-ки-ва-ют
встре-ти-лись
по-хло-пы-ва-ет
свистнули
Расстановка ударения СЛАЙД 5
В лес по дрова
Живо заморожу
Вылезти из саней
Пробрал насквозь
Да узнает, каков Мороз
Молод ты, брат
7. Физминутка:
Я мороза не боюсь, Указывают на себя.
С ним я крепко подружусь. Пожимают руки
подойдёт ко мне мороз, Шагают на месте
Тронет руки Показ рук
Тронет нос носа,
Значит, надо не зевать, потирают щёки
Прыгать,
бегать
и играть. Имитируют игру в снежки
8. Вторичное чтение произведения детьми.
При повторном жужжащем чтении будьте самыми внимательными читателями, обращайте внимание на все детали – это пригодится нам в дальнейшей работе.
9. Выборочное чтение из текста СЛАЙД
- Куда едет купец? крестьянин?
- Как одет крестьянин? купец?
- Как Мороз — Синий нос заморозил купца?
- Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
- Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
- Зачем он так сделал?
- Дайте характеристику этим героям, используя слова на доске.
- КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН
- Богатый бедный
- Ленивый трудолюбивый
- Можете ли на данном этапе определить главную мысль сказки?
- Что хотел сказать читателю автор – народ?
- 10. Работа в парах:
- Характеристика Морозов
- В сказке есть еще два героя. Кто это?
- Знал ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, что его брату не справиться с дровосеком? (Знал, при встрече в бороду посмеивался, был доволен)
- Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?
- (Хотел проучить его на собственных ошибках)
- Распределите карточки:
Синий Нос Красный Нос
- опытный молодой
- рассудительный поспешный
- мудрый глупый
- довольный растерянный
- много повидал мало опыта
- Хорошо, что Красный Нос учится на своих ошибках, но ему не помешает прислушиваться к советам старшего брата.
11. Подведение итогов.
С каким произведением мы познакомились на уроке?
— Докажите, что это была сказка.
Необычные герои;
Слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят».
Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи»
Диалог.
Вот видите, какую интересную, необычную по форме, поучительную сказку создал русский народ.
– Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке? (Над ленью купца, над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.)
– Что поучительного хотел передать народ своим детям? (Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями.)
В сказках много фантастического, вымышленного, наряду с фантазией заложена глубокая правда. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Какими словами заканчивается сказка «Два Мороза»? («Топор лучше шубы греет»)
Еще раз вернемся к вопросу какая это сказка?
Классификация сказки: Бытовая
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Не могла удержаться, чтобы не показать вам прекрасные иллюстрации к сказке. Узнайте этот момент сказки.
12. Рефлексия. На уроке мне было интересно
больше всего запомнилось
понравилось
было трудно
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
Итог своей работы ребята делают самостоятельно
Легко работал и всё понятно.
Немного затруднительно, но всё понятно.
Было трудно, ничего непонятно.
13. Домашнее задание.
- Сейчас я раздам вам красивые снежинки. На них вы найдете ваше домашнее задание:
Разучить русскую народную игру «Два Мороза»
Попытаться подобрать синонимы к устаревшим словам. Выразит.чтение диалога двух морозов.
Игра «Два Мороза»
Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос".
Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:
Мы -два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -
и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой
Замени слова синонимами
ПОЗАБАВИТЬСЯ
АВОСЬ
БУБЕНЧИК
ШАПКА ХУДАЯ
НЕ СЛАДИТЬ С НИМ
ЕЖИТЬСЯ
ПРОБРАЛ НАСКВОЗЬ
ЕЛЕ НОГИ УНЕС
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.